Данный урок - это урок открытия нового знания. Структура урока выдержана в соответствии с технологией деятельностного метода, основанной на системно-деятельностном подходе, что предполагает максимальное поощрение и использование собственной активности ученика.Способы организации деятельности: фронтальная и групповая работа, самостоятельная работа с самопроверкой по образцу, проведение самооценки и самоконтроля.
В итоге урок получился интересным, эффективным и плодотворным, не оставляя равнодушным никго: все с энтузиазмом приняли предложенное домашнее задание.
Цель данного урока достигнута, задачи реализованы
Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями »
Нижегородова Людмила Павловна, учитель математики МБОУ «СОШ № 54»,
г. Новоуральск Свердловской области
Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (5 класс).
Цели урока (планируемые результаты обучения):
Личностные:
формирование у учащихся готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные: развитие у учащихся умений:
формулировать гипотезы;
создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
соотносить свои действия с планируемыми результатами;
использовать ИКТ.
Предметные:
вывод алгоритма сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
развитие умений применять полученный алгоритм при решении задач.
Ход урока:
I. Мотивация
I.1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Учитель
Учащиеся
Дидактическое обеспечение
Ребята! Сегодня мы начнем урок с высказывания Л. Толстого: «Человек подобен дроби…». Как Вы это понимаете?
О каком математическом понятии идёт речь в высказывании Л.Н. Толстого?
Готовность к уроку.
Читают высказывание Л.Толстого. Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Работа с текстом по алгоритму.
Учебник
РТ
Компьютер
Ноутбук
Интерактивная доска
Презентация Microsoft Office-Power Point
Слайд 1.
Алгоритм работы с текстом – на доске. (Приложение 1).
О каком математическом понятии идёт речь в высказывании Л.Н. Толстого?
С какими дробями Вы познакомились?
Какие дроби называют обыкновенными, какие десятичными? Приведите примеры этих дробей.
Ответы учащихся.
Методы обучения:
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация.
I.2.Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности.
Из представленного ряда чисел выберите обыкновенные, десятичные дроби. Как называется число
1? Есть ли среди данных чисел равные дроби?
Приведите дроби , , к общему знаменателю.
Найдите числители следующих дробей. Какое свойство применили?
Работа в парах.
Заслушать ответы детей.
Слайд 2.
Найдите сумму дробей .
Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Ответы детей.
Слайд 3.
I.3. Выявление места и причины затруднения.
Найдите сумму дробей .
Смогли Вы это выполнить? Почему? Что Вы не знаете?
Ответы детей.
Мы не знаем как сложить дроби с разными знаменателями.
Слайд 3.
Какова цель урока?
Научиться складывать (вычитать) дроби с разными знаменателями.
Слайд 3.
Какая тема урока?
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Слайд 4.
Методы обучения:
По источникам знаний: словесный, наглядный.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: частично – поисковый.
В зависимости от конкретных дидактических задач: активизация.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
II. Исследование.
II.1. Построение проекта выхода из затруднения (10 минут).
Какие у Вас предложения по форме работы над этой проблемой?
Будем работать в группах (в парах).
Задания парам.
Рабочие листы А3.
Маркеры, фломастеры.
Цветные листочки квадратной формы.
Практическая работа в парах.
Учащимся предлагается инструкция по выполнению практической работы. (Приложение 2).
Записи ведут в тетради. Некоторые пары учащихся результаты выполнения практической работы заносят в рабочие листы.
Методы обучения:
По источникам знаний: словесный, наглядный.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: исследовательский.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
III. Обмен информацией.
Пары учащихся делают отчет о проделанной работе у доски. Рабочие листы вывешиваются на доску.
IV. Связывание информации.
Обобщая выводы всех групп учащихся, учитель предлагает проверить выводы учащихся. Как это можно сделать?
Учащиеся предлагают разные способы проверки вывода: интернет, учебник.
Учащиеся проверяют свои записи, сравнивают, проводят обобщения.
В тетради появляется алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и образец оформления решения.
Слайд 7, 8, 9.
V. Применение нового знания.
Самостоятельная работа с самопроверкой (по эталону). (Слайд 10, 11,12).
VI. Рефлексия. Слайд 13.
На какие вопросы в ходе урока получили ответы? А на какие ещё не ответили?
На какие вопросы мы не ответили? (прогнозируется дальнейшая работа)
Что нового для себя открыли?
Каким видом работы вы остались довольны?
Какие практические умения вы приобрели после урока?
Кому вы хотели бы сказать спасибо?
VII. Домашнее задание (по выбору). Слайд 14.
1 задание из учебника. 2 задание – творческое.
Использованные ресурсы:
Интерактивная доска SMART Notebook, проектор, компьютер, выход в сеть интернет.
Литература:
Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика.5 класс. Часть 1. – М.: Издательство «Ювента», 2012.
Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз.1989.
«Действия с дробными числами» - материал из Википедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8_(%F7%E8%F1%EB%EE)
Картинки:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/40/Pi_monumentum.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d4/Pi_pie2.jpg
http://animashky.ru/index/0-11?25-9
3