1.Организационный момент. Создание ситуации успеха. (2 мин) Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки. 2. Самоопределение к деятельности. Устные упражнения. Исследование числового ряда. (5 мин.) (Регулятивные действия – коррекция, общеучебные познавательные действия) Цель: актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала; повторение состава чисел в пределах 20. 3. Ситуация затруднения (2 мин.) Цель: активизация мыслительных операций, необходимых и достаточных для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез. 4. Физ.минутка для глаз. (1 мин.) Цель: снятие напряжение с глаз. 5. Постановка учебной задачи. (3 мин.) Цель: формирование способности к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности. (Регулятивные действия – целеполагание; познавательные действия постановки и решения проблем) 6. Открытие нового знания. (7 мин.) Цель: организация коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах) для построения нового способа действия и его фиксации. (Регулятивные действия – прогнозирование, коррекция; познавательные действия постановки и решения проблем.) 7. Первичное закрепление. (2 мин.) Цель: закрепление алгоритма двух способов сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. (Регулятивные действия –коррекция; общеучебные познавательные действия). 8. Включение изученного приема сложения в систему знаний. (3 мин.) Цель: вербальное фиксирование полученных знаний. Форма: работа в парах. (Регулятивные действия – контроль; общеучебные познавательные действия; коммуникативные действия.) 9. Физ. пауза. (1 мин.) Цель: снятие утомления с туловища. 10. Тренировочные упражнения. (5 мин.) Цель: 1) закрепление навыков нового способа сложения совместно с ранее изученным. Форма: работа в группах. (Регулятивные действия – контроль; логические познавательные действия; коммуникативные действия.) 11. Исследовательская работа по решению задач с использованием нового приема сложения. (6 мин.) Цель: 1) включение знания в систему при решении задач. (Регулятивные действия –коррекция, целеполагание, контроль; познавательные логические действия.) 12. Отработка алгоритма сложения двузначных и однозначных чисел найденными способами. Самостоятельная работа. (5 мин.) Цель: организация самостоятельного выполнения учащимися заданий на сложение двузначного и однозначного чисел с переходом в другой разряд по уровням усвоения материала, самопроверку. (Регулятивное действие – контроль; общеучебные познавательные действия коммуникативные действия). Самопроверка записи на слайде. См. приложение 1 13. Итоговая рефлексия учебной деятельности. (2 мин.) Цель: зафиксировать новые способы сложения, изученные на уроке, оценить результаты собственной познавательной деятельности. ( Регулятивное действие-оценка; общеучебные познавательные действия-рефлексия) 14. Домашнее задание. (1 мин.) Цель: отработка и закрепление полученных знаний. | -Друзья мои! -Вам сегодня предстоит нелёгкая работа в мире Математики. Чтобы справиться со всеми заданиями, понять законы этой науки, я хочу вам пожелать внимания, в трудных ситуациях вспомнить и применить ранее полученные знания, активно высказывать свое мнение и рассуждать. - Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу внимания, быстрой реакции, сообразительности, удачи. Чтобы в конце урока все смогли сказать: знаю, умею, могу. -Чтобы вы хотели пожелать мне? Слайд 8. Ребята, сегодня на уроке нашим помощником будет компьютер. Он выдаст нам математические задания, памятки для решения математических заданий и готовые ответы для проверки, схемы к задаче. А пока, чтоб работать быстро и ловко, Нам нужна ума тренировка! Попробуем быть в роли исследователей. Исследуем числовой ряд. Слайды с 9 по 11 Слайд 9. Посмотрите на слайд: Дан ряд чисел: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 -Что можете сказать об этих числах? (Однозначные, слева направо увеличиваются на 1, справа налево уменьшаются на1, четные и нечетные, стоят в порядке возрастания) -Подбери в каждом ряду пару чисел, чтобы значение их суммы было равно 12, 15, 17? (9+3=12, 8+4=12, 7+5=12, 6+6=12, 9+6=15, 8+7=15, 9+8=17). -Какие можно составить неравенства используя эти числа? Неравенства: 5 3, 93, 5+97 8 9-5 и т.д. Слайд 10. -Каждое число ряда увеличьте на 5 и запишите полученный результат. 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14. -Какие числа получились? (Однозначные и двузначные). - Какие интересные числа получились? (11- количество десятков и единиц у них одинаково). - Разделите записанные числа на две равные части посередине и запишите в две строки. 7 8 9 10 11 12 13 14 - Что интересного вы заметили? (Под каждым нечетным числом стоит нечетное число, а под каждым четным числом – четное, в каждом столбике нижнее число на 4 единицы больше верхнего и наоборот.) Работа в парах. - Обменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга, сверив ваши записи с ответами на слайде. Не забудьте включить в оценку аккуратность работы и правильность написания цифр. - Что можно пожелать тем ребятам, у кого работа имеет недочеты? Слайд 11. - Сложите числа каждого столбика и ниже запишите значения сумм: 18 20 … 24 - Какая сумма вызвала у вас затруднение? (9+13) - Вам встретилось то, чего вы еще не знаете и не умеете делать? А кто хочет научиться? Поднимите руку! Слайды 12-13. -А сейчас, чтобы наши глазки отдохнули, мы с вами выполним упражнения для глаз. Следим глазками за движущимися по экрану снежинками. Если снежинки мигают, то вы мигаете глазками. -Мы с вами много интересного узнали о числовом ряде, но не до конца исследовали его. Продолжаем исследовательскую деятельность. -Ребята, какие числа мы уже умеем складывать? - А какие числа складывать еще не умеем? - Чему бы вы хотели научиться на уроке? - А может, кто-то из вас догадался, как можно найти значение суммы 9+13? Слайд 14. 12 9+ 13 9+ (10+3) (9+3)+10 - Что мы сделали с числом 13? (Разбили на разрядные слагаемые) - Нам удобно будет так складывать? (Нет. Надо поменять числа местами. Так будет легче считать) - Какие свойства сложения нам понадобились, чтобы выполнить эту операцию? (Переместительное и сочетательное свойства. Перемещали и сочетали так числа, чтобы их удобно было складывать. Значение суммы первого и второго слагаемых равно 12, прибавляем 10, получается 22 – так мы уже складывали раньше). - Вы справились с нахождением нового случая сложения. Впишите недостающее число в числовой ряд. - Что произошло с числами этого ряда? (Каждое следующее число увеличилось на две единицы). - Закончите ряд по правилу закономерности, допишите следующее число. - Какое число дописали? (26) -Кто поможет мне сформулировать тему нашего урока? (Дети высказывают свои мнения, а затем читают тему на слайде) Слайд 15. Тема урока: « Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд». - Как можно сложить двузначное число с однозначным с переходом в другой разряд? (Можно сложить отдельно единицы, а к полученному результату прибавить оставшиеся десятки). - Сверим наше открытие с заданиями учебника? - Можно ли утверждать, что значения выражений в каждой паре одинаковы? 29+1+6 46+4+5 57+3+5 29+7 46+9 57+8 (Первое слагаемое в суммах не меняется, для записи второго выражения воспользовались сочетательным свойством сложения, вместо суммы второго и третьего чисел записали её значение). - Найдите значение первых сумм. - Сможете найти значения вторых сумм? (Да, они будут такими же, т.к. 7 –это 1 и 6, 9 –это 4 и 5, и т.д.) - Почему числа 7, 9, 8 представили суммой именно таких слагаемых? (Прибавляя первую часть единиц, мы дополняем двузначное число до «круглого» десятка, а с «круглыми» десятками всегда легче выполнять любые действия.) - Этот способ похож на тот, который вы открыли в начале урока? (Нет, здесь сложение мы выполнили по-другому). - Сколько способов сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд вы открыли? (Два.) - Как будете действовать при каждом способе? Повторите алгоритм сложения. (1способ. Сложить единицы, а потом прибавить к ним оставшиеся десятки. 2 способ. Прибавляем единицы по частям, дополняя двузначное число до круглого десятка, потом прибавляем оставшиеся единицы). - Мы рассмотрели два способа сложения нового случая, а вы можете выбрать для себя более простой и рациональный способ, и я надеюсь, скоро все смогут выполнять такие действия безошибочно. А упомянутое сочетательное свойство сложения будем использовать для нахождения таких сумм. - Сейчас, работая в парах вы попробуете объяснить друг другу, как поняли сложение нового вида. Работа с учебником. № 185 с.71 - Ученики I варианта объясняют решение первого выражения, II варианта - второго выражения. (Суммы трех слагаемых помогли нам найти значение суммы двузначного и однозначного числа с переходом в другой разряд). Слайд 16. А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело. - Давайте продолжим работу с учебником. - Подумайте, какие равенства вы можете использовать для вычисления значений следующих выражений? -Сейчас вы объединитесь в группы. Каждой команде будут предложены по 2 выражения. На листочках вы составите равенства, выберите выражения, которые можно использовать для вычисления значений данных выражений. Капитаны аргументируют выбор. 1 группа – 58+9 57+9 2 группа – 34+8 29+8 3 группа – 45+7 46+8 Выражения (в учебнике): 29+1+8 46+4+5 34+6+1 57+4+3 45+5+4 58+2+3 58+2+7 29+1+7 46+4+4 34+6+2 57+3+6 45+5+2 Слайд 17. 58+9=58+2+7=67 57+9=57+3+6=66 2) 34+8= 34+6+2=42 29+8=29+1+7=37 3) 45+7= 45+5+2=52 46+8=46+4+4=54 - Я предлагаю работу над другим исследованием. Дана задача. Слайд 18. В столовую пришли 17 школьников, затем ещё 3 девочки и 5 мальчиков. Сколько школьников обедало? - Докажите, что это задача. Слайд 19. - Подберите схему, соответствующую данной задаче? 1) 17 3 2) (Схема под цифрой 2). - Обоснуйте свой выбор? - Запишите решение задачи. Слайд 20. - Проверьте решение на слайде. - Кто записал такое выражение? 17+3+5=25(д.) - Кто записал решение задачи по действиям – другим способом? 1) 17+3=20 (д.) 2) 20+5=25 (д.) - Вы тоже справились с задачей. - А я решила задачу третьим способом: 1) 3+5=8 (д.) 2) 17+8= (д.) - Права ли я? (Да. Вы сначала узнали, сколько всего пришло детей, а потом их прибавили к тем, что уже были в столовой). - Какой способ сложения мы можем использовать для нахождения значения суммы? - Измените условие задачи так, чтобы она соответствовала схеме под цифрой 1? Слайд 21. (В столовую вначале пришли 17 школьников, затем 3 девочки, позже ушли 5 мальчиков. Сколько школьников обедало?) - Запишите решение задачи выражением. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга, объясните ход решения, если были допущены ошибки. Решение на слайде: 17+3-5=15 (д.) - Кто безошибочно справился с этим заданием? - Кто допустил ошибки? - Почему же нам пришлось вычитать число 5? (Мальчики ушли, детей стало на 5 меньше, используем действие - вычитание.) -Сейчас посмотрим, насколько каждый из вас усвоил новые способы сложения. -Рассмотрите карточки на столах №1, №2, №3. (Приложение №1) -Что общего в выражениях, которые вам предстоит решить? (Все решаются действием сложения, 1 слагаемое - двузначное число, второе -однозначное). - Какими способами будете пользоваться? - Какая цель этого задания? (Узнать насколько хорошо мы овладели новым приёмом сложения.) - Выберите для себя тот уровень сложности, с которым вы справитесь. Помните, что задания с каждым уровнем усложняются. Найдите значения выражений. 1 уровень 78+6=78+(2+4)= 57+8=57+(3+5)= 89+7=80+(9+7)= 76+7=70+(6+7)= 2 уровень 36+5=36+4+…= 29+4=29+1+…= 77+5=70+7+…= 34+9=30+4+…= 3 уровень 78+7= 35+9= 24+7= 86+6= -Под выражениями расположите ответы в порядке возрастания. Найдите на слайде букву, соответствующую вашему числу и подпишите снизу. Слайд 22. -Какие слова получились? - Если вы не смогли собрать слова, не расстраивайтесь, мы продолжим работу над этой темой на следующих уроках. -В будущем мы все должны научиться безошибочно находить значения различных выражений. И в этом нам помогут нужные слова: ЗНАЮ, УМЕЮ, МОГУ. Слайд 23. - Что удалось нам сегодня открыть на уроке? (Нашли два способа сложения двузначного и однозначного числа с переходом через разряд) - Расскажите, что вы теперь знаете? (Как складывать числа: 1 способ – дополнением двузначного числа до круглого десятка и прибавлением оставшихся единиц; 2 способ – сложением единиц и прибавлением оставшихся десятков). - Сможете ли вы дома рассказать о новом способе сложения? -Пригодятся ли вам в дальнейшем полученные знания? - Оцените себя в этом уроке, нарисовав на полях смайлик. (В это время выставляются оценки тем детям, которые были активны на уроке, правильно и быстро выполняли предложенные задания, грамотно высказывали свое мнение.) Слайд 24. Задания в ТПО №1: №112, отработайте алгоритм сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. №114, вычислите значения выражений, проверив наши предположения, Спасибо за урок! Слайд 25. Все были молодцы! | Пожелания детей учителю Выполняют задание Сверяют ответы, анализируют Индивидуально работают Анализируют Работа в парах Ребята оценивают работы, указывая на неправильность и небрежность в записях. За правильность и аккуратность ставят на полях знак +. Высказывания и пожелания детей. Анализируют, обобщают, синтезируют. Физ.минутка для глаз. Постановка цели (Сложению двузначных и однозначных чисел, где при сложении единиц получается число больше десяти. Значения таких выражений мы ещё не находили). Предполагают (Можно сложить отдельно единицы, а к полученному результату прибавить оставшиеся десятки – это нам известно из прошлых уроков). Анализируют Повторение изученного Построение алгоритма Работа с учебником. № 182 с.70 Работа в тетрадях, проверка решений Отвечают на вопросы (фронтально). Работают в парах Представление результатов Физ. пауза Работа с учебником. № 183 с.70 Работают в группах Представление результатов. Выступления групп. ( Ребята объясняют решение, доказывают и проверяют на слайде свое решение) Отвечают на вопросы (Это задача, т.к. в ней есть условие, данные числа, вопрос, взаимосвязанный с условием). Анализируют, обобщают (Нам известны части, надо узнать целое - будем для решения задачи использовать действие - сложение). Записывают в тетрадь Сверяют ответы, анализируют Ответы детей Высказывания детей. Взаимопроверка Работают с карточками по уровням сложности Определяют цель Самопроверка Оценивают себя по эталону. Рефлексия Домашнее задание |