Просмотр содержимого документа
«"Сложение и вычитание рациональных чисел"»
Открытый урок: "Сложение и вычитание рациональных чисел"-6 класс математика
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Сложение и вычитание рациональных чисел" , УМК А.Г.Мерзляк.
Цели урока:
Образовательные:
проверить качество и прочность знаний учащихся по данной теме;
расширить знания истории отрицательных чисел; знания родного края;
привить учащимся навык самостоятельности в работе.
Развивающие:
развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом; с материалом живой природы;
развивать вычислительные навыки;
формировать умения четко и ясно излагать свои мысли;
Воспитательные:
воспитывать интерес к математике через другие предметы;
воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
воспитывать трудолюбие и аккуратность;
воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.
Формируемые результаты
Предметные:формировать умение решать задачи, используя сложение и вычитание рациональных чисел.
Личностные:. развивать познавательный интерес к математике
Метапредметные: формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Планируемые результаты
Учащийся научится решать задачи, используя сложение и вычитание рациональных чисел.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Числа отрицательные – новые для нас Лишь совсем недавно их узнал наш класс Сразу поприбавилось всем теперь мороки Учим – учим правила, готовимся к урокам!
Сегодня на уроке мы будем с вами путешествовать. Мы совершим путешествие в страну «Отрицательных чисел», делая остановки на станциях: историческая, биологическая, географическая и математическая. На данных станциях вы должны будете показать свои знания, умения и навыки по теме: «Сложение и вычитание рациональных чисел».
Чтобы наше путешествие было интересным, попрошу вас быть активными, постараться проявить себя.
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно
2. Актуализация опорных знаний
«Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками»
Если уж захочется вам сложить
Числа отрицательные, нечего тужить:
Надо сумму модулей быстренько узнать,
К ней потом знак «минус» взять да приписать.
Если числа с разными знаками дадут,
Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут.
Больший модуль быстро очень выбираем.
Из него мы меньший вычитаем.
Самое же главное – знак не позабыть!
- Вы какой поставите? – мы хотим спросить
- Вам секрет откроем, проще дела нет,
Знак, где модуль больше, запиши в ответ.
Давайте вспомним правила сложения положительных и отрицательных чисел.
1) найдите в тексте правило сложения отрицательных чисел.
2) найдите в тексте правило сложения чисел с разными знаками.
3) Сформулируйте правило вычитания рациональных чисел.
«Не зная прошлого развития науки, трудно понять ее настоящее».
3. На первой станции - «Историческая» заслушаем сообщение по теме: «Исторические сведения о новых числах - отрицательных».
История возникновения отрицательных чисел.
Первые представления об отрицательных числах возникли еще до нашей эры. Так, во II в. до н.э. китайский ученый Чжан Цань в книге «Арифметика в девяти главах» проводит правила действий с отрицательными числами, которые он понимает как долг, а положительные как имущество. Отрицательные числа он записывал с помощью чернил другого цвета в отличии от положительных.
В III в. н.э. древнегреческий математик Диофант фактически пользовался отрицательными числами, рассматривая их как «вычитаемые», а положительные как «прибавляемые».
В древности индийские ученые использовали отрицательные числа в торговых расчетах. Если вы имеете 4000 рублей и покупаете товар на 1000 рублей, то у вас остается 4000 – 1000 = 3000 рублей. Но если вы имеете 4000 рублей и покупаете товар на 6000 рублей, то у вас образуется долг 2000 рублей. Поэтому, в этом случае считали, что совершается вычитание 4000 – 6000, результатом является число 2000 со знаком «минус», означающее «две тысячи долга». Таким образом, – 2000 это отрицательное число и в данном случае оно указывает на то, что у вас образовался долг 2000 рублей.
Индийский математик Брахмагупта в VII в. сформулировал правила действий над положительными и отрицательными числами.
В Западной Европе отрицательные числа начинают использоваться примерно лишь с XIII в. При этом они обозначались словами или сокращенными словами как наименования в именованных числах. Только вначале XIX в. отрицательные числа получили всеобщее признание и современную форму обозначения.
Более современный пример можно привести, используя действия с телефонным балансом. Если на счету вашего телефона нет денег, то вы можете пользоваться услугами связи в долг, тогда на вашем телефоне может образоваться отрицательный баланс. Например: -45 рублей (минус 45 рублей).
Введение отрицательных чисел было связано с необходимостью развития математики как науки, дающей общие способы решения арифметических задач, независимо от конкретного содержания и исходных числовых данных. Необходимость введения в алгебру отрицательных чисел возникает уже при решении задач, сводящихся к линейным уравнениям с одним неизвестным. В индии еще в 6-11 вв. отрицательные числа систематически применялись при решении задач и истолковывались в основном так же, как это делается в настоящее время.
Ответьте на вопросы по тексту:
1)Как до н.э. понимали отрицательные числа;
2)Кто сформулировал правила действий над положительными и отрицательными числами;
3)Современный пример использования отрицательных чисел.
Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа.
. Реши примеры и найди имя математика.
1) - 42 + 18 Е
2) - 3, 9 – 3,9 Т
3) 15,3 + (- 2,3) К
4) -6,1+6,1+0 Р
5) 12 - (-2) Д
6) -31 -(-12) Н
7) -48 - 23 О
8) -25 -(-5) А
В европейской науке отрицательные числа окончательно вошли в употребление лишь со времени Французского математика Р.Декарта(1596 – 1650), давшего геометрическое истолкование отрицательным числам как направленных отрезков. В 1637 году он ввел «координатную прямую»
4.Ребята! Мы с вами добрались до второй станции - «Биологическая».
Связь математики с живой природой.
а)На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься сидя у них на панцире. Название этих черепах мы узнаем после того, как выполним следующее задание:
решая примеры, определите название этой черепахи.
-42 + 18=
0
Е
-3,91 + 3,91 =
-5
Л
15,3 + (- 2,3) =
19
О
-12 – (-2) =
-24
Д
31 – 12 =
-102,08
С
-48 – 23 =
14
М
-6,1 + 6,1 + 0 =
-71
Х
15 – 20 =
13
Р
-25 – (-5) =
-20
И
-102,08 – 0 =
(Дермохелис)
б) На земном шаре обитают птицы – безошибочные определители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в примерах, которые нам предстоит решить. (Решаем письменно с комментарием).
Выполните действия.
-379 + 948 =
-0,15
Л
-0,81 + 0,66 =
-1000,7
Н
-7,6 + 19,2 =
-24,3
О
-2,6 – (-1,4) =
-1,2
М
3,2 – 6,28 =
569
Ф
-1408,7 + 408 =
0
Г
-817 + 817 =
-3,08
И
-13,25 – 11,05 =
11,6
А
(Фламинго)
– «Это интересно!»
Фламинго строят из песка гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании его делают углубления, в которые складывают яйца. Если лето будет дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, а если засушливым – то более низкими.
Какая рыба без чешуи?
1).Щука-5, 2).Сом-7, 3).Карась-9.
–15+у=-8
5.Ребята! Мы с вами добрались до третьей станции - «Географическая».
а) Самое маленькое государство – Ватикан
– 189 + 233 =? (44 гектара)
б) Материк с наибольшим числом границ – Африка
– 75 +? = 33 (108)
в)Какое озеро самое красивое?
1).Чудское-2, 20.Ильмень-4, 3).Байкал-6.
m+(-14)= - 8
7. Работа с тестом «Проверь себя сам».
Путешествуя по удивительной стране, мы делаем последнюю остановку на станции - «Математическая». Ребята, сейчас вам предстоит проверить свои знания и умения по теме: «Сложение и вычитание рациональных чисел» с помощью теста.