Урок математики в 5-ом классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
Цели:
повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
развивать умение складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;
развивать логическое мышление, интерес к предмету через опору на жизненный опыт и исторический материал;
воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность.
Ход урока.
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что после нашего урока оно станет ещё лучше!
В класс вошёл – не хмурь лица,
Будь разумным до конца.
Ты не зритель и не гость-
Ты программы нашей гвоздь.
Не ломайся, не смущайся,
Всем законам подчиняйся.
II. Целеполагание. Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? - «Сложение и вычитание обыкновенных дробей». А теперь скажите, что мы уже умеем делать с дробями? (Сравнивать обыкновенные дроби, сокращать их, складывать и вычитать дроби с одинаковыми и разными знаменателями). А теперь давайте попробуем определить цели нашего сегодняшнего урока, что мы должны делать на уроке, чему должны или можем научиться. Итак… (Выслушать предложения ребят, скорректировать ответы, сделать выводы и сформулировать цели урока). (Записать число, классная работа, тему урока, отметить отсутствующих)
III. Итак цели поставлены. Начинаем работу, а для этого повторим:
Устная разминка.
(слайд 3-11)
Слайд3. Какая часть квадрата закрашена на рисунках?
Ответ: а) ; б) ; в)
Слайд4. В году 365 дней. В феврале – 28 дней, а в январе 31 день.
Какую часть года составляет февраль, а какую – январь?
Ответ: а) ; б) .
Слайд5. Воронёнок спит 9 часов в сутки, а учится 5 часов.
Какую часть суток он спит, а какую – учится?
Ответ: а) ; б) .
Слайд6. Расположите дроби в порядке возрастания с соответствием букв, и вы прочтете имя древнегреческого ученого – основателя библиотеки в городе Александрии, жившего в Древнем Египте
во II веке до н.э. Он впервые высказал предположение о том, что Земля имеет круглую форму.
О
Ф
А
Э
Т
Н
Е
С
Р
Ответ: Эратосфен.
Слайд7. Расположите дроби в порядке убывания, и вы прочтете название самой маленькой страны в мире.
А
А
К
В
Н
И
Т
Ответ: Ватикан.
Слайд8,9. В корзинку помещается 600 г земляники. Наташа набрала корзинки. Сколько граммов ягод набрала Наташа?
Ответ: 450г.
Слайд10, 11. У пристани находится 10 двухместных лодок и 30 одноместных. Какую часть всех лодок составляют двухместные лодки?
Ответ: .
2. Инсценировка.
Учитель: Ребята, вы знаете, что математика наука точная и она не любит невнимательности, неаккуратности, неточности. Вот сейчас мы и проверим насколько вы внимательны. Есть такой герой – Магистр рассеянных наук. С ним всегда происходят разные нелепые истории. И одну из таких историй вы сейчас услышите.
Аня: Однажды с Магистром рассеянных наук произошёл такой случай. Собрался он в путешествие, вышел на улицу и увидел двух плачущих детей.
Магистр: Что случилось? Вы наверное потеряли деньги?
Девочка: Нет. Мне мама велела купить ровно три четверти литра квасу.
Мальчик: А мне пол-литра. А бутылку я разбил. Куда мне теперь наливать квас?
Девочка: В бидон входит только один литр.
Магистр: Вам, дети, повезло, что вы встретились со мной. Нам поможет арифметика. Тебе, девочка, нужно купить три четверти литра – это , а тебе, мальчик, пол-литра – это . Теперь сложим эти дроби: , а в бидон входит 1 л или л, так что вы нальёте, а бидона останется пустой.
Аня: После этих слов дети ещё громче заплакали и убежали. Почему?
Ответ: На самом деле , т. е это больше 1 л на .
Молодцы! Какая дробь получилась у Магистра в результате сложения? А какая на самом деле? Сравните эти дроби с 1.
IV. Фронтальный опрос. Повторение правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями.
V. Откройте учебник на странице 158, найдите номера 546 (г) и 554. (Ответ учеников у доски)
№546(г).
- = =
- =
- =
VI. Физминутка. Правильная дробь – руки вверх, неправильная – в стороны.
№554.
+ = (ч) длятся урок с переменой
Слайд13. Вычислите и установите соответствие между названием и изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу НАО.
VII. Обучающая самостоятельная работа (5 – 7 мин):
1-й вариант 2-й вариант
Слайд14. Ответы к самостоятельной работе:
1-й вариант 2-й вариант
(Работа в группах по проверке самостоятельной работы)
VIII. Итог урока.
IX.Рефлексия.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: - Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: “ А ты что делал целый день? ”- И тот ответил: “Я добросовестно выполнял свою работу.”
А третий улыбнулся его лицо засветилось радостью и удовольствием и он ответил “А я принимал участие в строительстве Храма.”
-Ребята! Кто работал так как первый человек? (подходит к дереву и прикрепляет зеленое яблоко)
-Кто работал добросовестно? (подходит к дереву и прикрепляет желтое яблоко)
-А кто принимал участие в строительстве Храма знаний? (подходит к дереву и прикрепляет красное яблоко)
Закончился XX век. Куда стремится человек? Уже изучен космос, море, Строенье звёзд и вся Земля. Но математиков зовёт Известный лозунг: