Просмотр содержимого документа
«"Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"»
Урок №10 24.09.2018.
«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Цели:
Развивающие:
развивать логическое мышление; развивать умение контролировать свои действия; обучение действию по аналогии; развивать культуру речи; вырабатывать умение общения. познавательную активность учащихся; навыки мыслительных операций сравнение, обобщение на протяжении урока;
Образовательные:
повторить теоретический материал по теме: «алгебраические дроби»; описать способ сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями; отработать навыки сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями; расширять кругозор учащихся. обеспечение усвоения образовательных стандартов. развитие сотрудничества У-У. осуществлять оперативный контроль процесса обучения.
Воспитательные:
вырабатывать умение преодолевать трудности ;прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью и практикой; формировать умения высказывать свои мысли, слушать других, вести диалоги, отстаивать свою точку зрения; формировать навыки самооценки; добиться сознательного усвоения материала;
Коррекционные:
работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся в ходе проговаривания алгоритма сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и при выполнении письменной работы в тетради;
следить за осанкой учащихся при письме.
Методы: объяснительно-иллюстративный ( письменное упражнение на применение знаний с использованием таблиц и схем), репродуктивный (выполнение заданий по образцу с последующей проверкой)
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Тип урока: УОНМ (урок о3накомление нового материала)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
Выполнить сложение и вычитание дробей:
а) ; г) ;
б) ; д) .
в) ;
В а р и а н т 2
Выполнить сложение и вычитание дробей:
а) ; г) ;
б) ; д) . в) .
3. Устная работа.
Найдите наименьший общий знаменатель дробей:
и и и и и и
4. Объяснение нового материала
Посмотрите, перед вами записаны несколько примеров.
Знаменатели дробей не имеют общих делителей.
Знаменатель одной из дробей является делителем знаменателя второй дроби.
. Знаменатели дробей имеют общие делители
С л у ч а й 1. Знаменатели дробей не имеют общих делителей.
В этом случае наименьший общий знаменатель равен произведению знаменателей дробей.
О б ы к н о в е н н ы е д р о б и:
.
Р а ц и о н а л ь н ы е д р о б и:
1) .
2)
= .
С л у ч а й 2. Знаменатель одной из дробей является делителем знаменателя второй дроби.
В этом случае знаменатель, который делится на другой, является наименьшим общим знаменателем дробей.
О б ы к н о в е н н ы е д р о б и:
.
Р а ц и о н а л ь н ы е д р о б и:
1) ;
2) .
С л у ч а й 3. Знаменатели дробей имеют общие делители, но знаменатель одной из дробей не является делителем знаменателя другой дроби.
В этом случае наименьший знаменатель состоит из нескольких множителей: общего делителя дробей и результатов деления на этот делитель.
О б ы к н о в е н н ы е д р о б и:
.
Р а ц и о н а л ь н ы е д р о б и:
1) ;
2)
= .
5. Первичное закрепление
1. № 73, № 75, № 76.
2. № 78 (а, г), № 79 (б, г).
№73 (а, б, в, г, д ) устно.( отвечают 4 учащихся)
№ 73 (е) Ученик работает у доски, комментируя все этапы решения. .
№ 74 (а, б, г, е) выполняют у доски три ученика, остальные в тетрадях..
№ 75 (а) Ученик работает у доски, в это время остальные выполняют № 75 (б) – решение проверяется. Учащийся комментирует своё решение. Учащийся оценивает свой ответ . Учащиеся проверяют ход решения отвечающего у доски и оценивают его ответ .
№ 75 ( а)
№ 75 ( б)
Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями.
Пример:
ОЗ: 3 5 =15
2)15: 3 = 5 ;
15: 5 = 3 . 3)
4)
Найдём общий знаменатель.
Найдём дополнительные множители.
Перемножить дополнительные множители с числителями дробей.
Представить числители в виде многочлена
( раскрыть скобки, привести подобные слагаемые)
Представить сумму дробей в виде несократимой рациональной дроби.
6. Работа с учебником
Пример 1
Пример 2
Пример 3.
5. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа по вариантам 1 вариант -№76(а,в,д), 2 вариант -№ 76 ( б,г,е)
№ 76 (а, в,д)
№ 76 (б, г, д)
6. Включение новых знаний в систему
№ 86 (в)
№ 93 (б)
7. Итог урока, рефлексия
– Какую цель вы поставили сегодня на уроке? (Научиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями). – Что вам позволило достигнуть эту цель? (Алгоритм нахождения общего знаменателя для алгебраических дробей, вывели правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями). – Какие этапы алгоритма вы сегодня использовали ? Какие правила вы сегодня вспомнили из курса 5-7 классов. (Находили наименьший общий знаменатель дробей, дополнительные множители, формулы сокращенного умножения, правила раскрытия скобок).
Рефлексия.
– Перед вами лежит карточка. Поставьте «+» рядом с тем высказыванием, которое для вас является истинным.
Данная тема мне понятна.
Я знаю, как найти общий знаменатель для дробей.
Я умею находить дополнительные множители.
В самостоятельной работе у меня все получилось.
Я понял (а) причину своих ошибок в самостоятельной работе.
Мне было легко решать примеры в паре.
Я доволен своей работой на уроке.
Карточки ребята сдают учителю.
8. Домашнее задание
п. 4 № 1, 2, 3 №77 , 78( а,в), 93(в). Составить один пример на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями и решить его.