Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание дробей»
Тема урока: Сложение и вычитание дробей
Цель:формировать умение складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.
Задачи:
-обучающие: научить складывать и вычитать дроби с разными знаменателями (построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию)
-развивающие: создать условия для развития умения самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: анализировать, обобщать, выделять главное.
-воспитательные: создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения.
Обоснование и особенности используемых приемов: частично-поисковый метод. Задача учителя при применении частично-поискового метода – научить учеников самостоятельно применять знания, вести поиск новых.
Планируемые результаты: знать и записывать с помощью букв правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями;
Перечень оборудования (включая мультимедийное) и материалов к уроку: компьютер, проектор, экран.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Структура урока:Организационный; Актуализация знаний; Мотивация и целеполагание; Изучение нового материала; Первичное закрепление; Домашнее задание; Рефлексия.
Содержание этапов урока
Организационный: учитель настраивает учащихся на работу, учащиеся проверяют готовность к уроку;
Актуализация знаний. На доске дерево. Ствол – дробь. Веточки - что умеем делать с дробями. Учитель: Сегодня мы продолжим изучать дроби. Будет новая тема, а какая - не скажу, вы догадаетесь сами.
-Что мы умеем делать с дробями?
-Что по вашему самое сложное?
-Давайте вспомним, как привести дроби к общему знаменателю.
-На дереве выросла новая веточка: давайте подумаем, что ещё можно делать с дробями?
Мотивация и целеполагание: Послушайте старинную задачу: Однажды спросили у Пифагора, сколько у того учеников. Отвечал Пифагор: «Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним трех юношей и ты узнаешь сколько учеников веду я к рождению вечной истины?»
-Подумайте какая будет тема урока?
-Запишите тему урока в тетрадь
-Сформулируйте цель урока
-Умеете ли вы складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями?
Чтобы вспомнить правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями выполним задание из рабочей тетради № 223
Чтобы проверить как вы выполнили задание посмотрим презентацию.
Изучение нового материала: Давайте восстановим алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, используя конструктор правил: (выкладываем на доске и на партах) вам вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию дробей с равными знаменателями. Работая в парах, обсудите 2 минуты, восстановим алгоритм по шагам.
1.Чтобы сложить или вычесть дроби с одинаковыми знаменателями нужно:
2.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы или разности;
3.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы или разности;
4.Если возможно, сократить полученную дробь.
Как сложить и вычесть дроби с разными знаменателями: Работа по учебникустраница 157
Задания парам следующее: используя конструктор правил дополнить известный алгоритм шагом или шагами, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателям. У каждой группы на столе таблички из старого алгоритм и несколько чистых листочков. На работу отводится 5 минут.
- Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей:
1. Чтобы сложить или вычесть дроби с одинаковыми знаменателями нужно:
2.Привести дроби к НОЗ, найти дополнительные множители;
3.Сложить или вычесть числители и записать ответ в числитель суммы или разности;
4.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы или разности;
5.Если возможно, сократить полученную дробь.
Вернёмся к задаче про Пифагора. Давайте найдём какая часть учеников изучает прекрасную математику и исследует тайны вечной природы и упражняет силу духа (образец записывает на доске учитель)
Первичное закрепление: Решаем из задачника № 330аб, 331аб 334аб
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения: презентация
После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.
Домашнее задание: № из задачника № 330вг, 331вг 334вг. Мы познакомились со старинной задачей на дроби. Кому интересно: 2 часть задачника стр. 85 я предлагаю рассмотреть 2 задачи на дроби из старинных русских учебников;
Рефлексия: Какую цель мы поставили на уроке?
Сформулируйте правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Продолжите:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
Спасибо за работу!
Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока (в том числе ссылки на электронные образовательные ресурсы). УМК Бунимович Е.А Математика 5 класс: учебник задачник, рабочая тетрадь.