Счёт предметов. Количественные и порядковые числительные.
Счёт предметов. Количественные и порядковые числительные.
Знакомство с учебным предметом, комплектом «Математика»; выявление умения вести счёт предметов; выяснить, на каком уровне сформированы порядковые представления, научить правильно называть порядковые числительные; создать условия для развития наблюдательности, внимания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Счёт предметов. Количественные и порядковые числительные.»
Урок 1. Предмет «Математика». Счёт предметов. Количественные и порядковые числительные.
Цели: Познакомить с учебным предметом, комплектом «Математика»; выявить умение вести счёт предметов; выяснить, на каком уровне сформированы порядковые представления, научить правильно называть порядковые числительные; создать условия для развития наблюдательности, внимания.
Планируемые результаты: Обучающийся у знает: что изучает наука «Математика»; умеет: ориентироваться по учебнику и печатной тетради; находить в учебнике и объяснять условные обозначения учебника, считать предметы до 10; классифицировать предметы по признакам; сравнивать предметы и выделять общий или отличительный признаки; называть числа в порядке их следования при счёте; отсчитывать из множества предметов заданное количество (8-10 отдельных предметов)
Х о д у р о к а.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Учитель: Что нужно сделать, когда слышите звонок? (Встать около своего места).
Я рада встречи с вами. Спасибо, что вы пришли. Кто запомнил, как меня зову? Молодцы, у вас отличная память.
Учитель: А я, честно скажу, не всех вас запомнила. Думаю, что и вы всех сразу не запомнили. У нас ещё будет много времени, чтобы узнать друг друга поближе.
Учитель: Проверьте, пожалуйста, готовы ли вы к уроку. У нас на парте должны быть: учебник, тетрадь, пенал с карандашами и фломастерами.
Учитель: Кто запомнил сколько в нашем классе всего ребят? А сколько мальчиков? Девочек? (похвалить тех, кто поднимает руку).
Учитель: А для чего нужна поднятая рука? Поднятая рука нужна, чтобы я понимала, кто готов дать ответ на заданный вопрос.
Знакомство с предметом и учебным комплектом «Математика».
Учитель: Ребята, сегодня у вас необычный день- вы пришли на первый в жизни урок математики. Я поздравляю вас с этим событием и хочу пожелать, чтобы изучение математики было для вас интересным. Давайте прочитаем название предмета (На доске: МА-ТЕ-МА-ТИ-КА)
Учитель: Как вы думаете, что мы будем делать на уроках математики? (Считать, решать примеры, задачи…).
Учитель: Наука математика- одна из древнейших. Она нужна людям, чтобы преобразовывать окружающий мир. Вы научитесь считать, проводить измерения, решать задачи. (Знание математики необходимо и в повседневной жизни, и в работе.)
Учитель: В овладении математикой нам поможет учебник, состоящий из двух книг. Его написали М. И. Моро, С. И. Волкова и С. В. Степанова. Нужны будут две тетради, в которых можно рисовать, раскрашивать, писать, но только на специально отведённых для этого местах.
Учитель: Давайте посмотрим на наш учебник, какой он красивый и интересный. Рассмотрим форзац — обложку учебника. Расскажите, кто и что там изображено? Мы с вами так же, как и этот мальчик, будем подниматься по ступенькам знаний всё выше и выше.
Учитель: Первоезадание- обернуть учебник, подписать, и обязательно сделать закладки.
Учитель: Переверните страничку. На странице слева вы видите значки- помощники, которые будут подсказывать, как правильно выполнить задание.(Обратить внимание на их расшифровку).
Учитель: Почему авторы учебника придумали условные обозначения для заданий, а не пишут их словами? (Читать задания долго, а посмотрев на условные обозначения, можно сразу понять, что делать.)
Учитель: А на странице справа — первая тема, которую мы будем изучать. (Дети читают название темы).
Учитель: Значит, с чего мы начнём изучение математик? Со счёта предметов.
Упражнение в счёте предметов.
Учитель: А кто из вас уже умеет считать? Сейчас проверим?
Учитель: Тогда посчитаем хором до 10. (Учащиеся считают хором под руководством учителя). Молодцы! Считать умеете.
Учитель: А теперь посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (На доске изображения 5 сказочных героев). Заготовка героев.
Учитель: Давайте хором сосчитаем, сколько у нас гостей. Молодцы! Поднимите руку те, кто может продолжить счёт дальше? Отлично!
Учитель: Скажите, кто из гостей находится слева? Справа? Посередине?
Учитель: Внимание сложный вопрос: Кто стоит вторым слева? Расскажите, как узнали? Кто стоит вторым справа? Первым слева? Первым слева? Третьим справа?
Учитель: Мне нужны пять помощников.
Учитель вызывает к доске пятерых добровольцев и строит их в шеренгу.
Учитель: Помните сказку о козлёнке, который всех считал? Как он это делал? Давайте мы так же посчитаем наших помощников. Лена — один, Серёжа — два...
Назовите первого слева, второго справа, третьего слева, пятого справа.
Важно, чтобы были названы все дети.
Работа с использованием наглядного материала и по учебнику (с. 4, ч. 1)
Учитель: А теперь откройте учебник на странице 4. Посмотрите, какой урок идёт в лесной школе? Какое число попросил показать учитель Филин?
Учитель: Сколько зайчиков вы видите? Сколько медвежат? Сколько белочек?
Теперь вы попробуйте быть учителями: вместо меня задавайте вопросы классу по картинке, начиная со слова «сколько».
Послушайте считалку, которую выучили зверята.
Учитель читает считалку на странице 4 и предлагает детям её показать движениями.
Дети задают друг другу вопросы со словом «сколько».
Сколько жёлтых яблок?
Сколько больших ?
Сколько маленьких?
Сколько морковок у зайчат?
Сколько грибов у белочек?
Сколько ромашек?
Сколько колокольчиков?
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Формирование порядковых представлений.
Шесть – на место тихо сесть.
1.Подготовка к восприятию порядковых числительных.
Учитель: Послушайте загадку:
В снег упал Серёжка, а за ним - Алёшка,
А за ним - Иринка, а за ней - Маринка,
А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят?
Учитель: Кто упал в снег первым? Кто за ним?
Учитель: Кто оказался на снегу самым последним?
Учитель: Посчитаем ребят в той последовательности, в которой они падали в снег.
Считают хором под руководством учителя:
Первый - Серёжка, второй - Алёшка, третья - Иринка, четвёртая- Маринка, пя тый – Игнат.
Игнат.
2. Формирование умения считать предметы по порядку.
Читает отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Тараканище»:
Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперёд.
А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле, Зайчики в трамвайчике, Жаба на метле…
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле...
Учитель: А теперь посчитаем, сколько ребят сидит у нас в классе на каждом ряду? (Считают хором).
Посчитайте всех зверей по порядку. А теперь посчитайте их в обратном порядке: справа налево.
(Медведь, кот, комарик, рак, волк, лев, зайчик, жаба. Считают хором в прямом и обратном порядке под руководством учителя.) Можно выставить картинки животных на доску. (Заготовка персонажей).
Учитель: Откройте учебник на с.5. Работа по учебнику (с. 5).
-Что изображено на рисунке?
Паровозик какого цвета везёт поезд?
Кто едет в первом вагоне? Кто во втором?
Сколько всего вагончиков тянет паровозик?
Посчитаем всех пассажиров по порядку.
Изменится ли что-нибудь, если поезд повезёт зелёный паровоз?
Какой вагончик станет первым?
Кто в нём едет? Кто будет ехать за ним?
А кто окажется в последнем вагоне?
Посчитаем теперь всех пассажиров по порядку. (Рассматривают рисунок в учебнике и отвечают на вопросы учителя).
Учитель: А теперь давайте посчитаем предметы по порядку. (Вывешивает на доску сюжетную картинку и просит учеников посчитать на ней различные предметы по порядку). Приготовить наглядный материал зверей , птиц…)
Физкультминутка для глаз.
Дети остаются сидеть за партами.
Глазкам нужно отдохнуть.(Ребята закрывают глаза) Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) Глаза по кругу побегут.(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами) Глазкам стало хорошо.(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) Глазки открываем, урок мы продолжаем!(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.)
Учитель: Ребята, Незнайку попросили среди данных фигур найти все круги. Он выполнил эту работу так... (Учитель оставляет все красные фигуры, а остальные убирает, но так, чтобы убранные с доски фигуры дети могли видеть.)