Просмотр содержимого документа
«Решение уравнений»
Для работы по предмету математика -5основным нормативным документом является «Программа. Математика.5-6 кл., составитель В.И.Жохов, изд. Мнемозина, 2009г»
Представлен урок по теме «Решение уравнений» в образовательном учреждение Филиал «Оськинская ООШ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тумская средняя общеобразовательная школа №46
Учебно-методическое обеспечение: учебник Математика, 5 класс , Н.Я. Виленкин , В.И.Жохов и др.
Типурока: Урок обобщения и систематизации, проводимый в форме урока – сказка
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Продолжительностьурока: 45 минут.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный
Оборудование:
Медиапродукт:
Среда - Microsoft Office PowerPoint, Word
(наглядная презентация учебного материала)
Интерактивная доска
Цель:
1. Обобщить и систематизировать умения и навыки решения уравнений
2. Учить применять знания в практической ситуации, формировать отношение ответственности к полученному заданию.
3. Развитие познавательного интереса, творческих способностей, выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы, формировать положительный мотив учения, развитие умений учебно-познавательной активности учащихся, смекалки. Развивать вычислительные навыки и математическую речь.
Структура урока:
1.Этап «Вызов»
Мотивационная беседа, с последующей постановкой цели урока (игровой замысел).
Входной контроль – игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
2. Этап «Осмысление»
Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.
3. Итог игры, подведение итогов урока.
4.Этап «Домашнее задание»
5. Этап «Рефлексия»
УРОК
МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
«РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»
1. ВЫЗОВ
Орг. момент.
УЧИТЕЛЬ: Прозвенел и смолк звонок
Всех позвал он на урок
Актуализация. Устный счет
Сегодня у нас с вами необычный урок.
Необычность урока состоит и в том, что это будет урок-сказка. Мы попадем в волшебный мир сказки, если вы отгадаете загадку и узнаете главного героя. (Слайд 1)
У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный: На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос сует свой длинный. Кто же это?.. Дети. Буратино! (Слайд №2)
УЧИТЕЛЬ: Буратино по-итальянски - деревянная кукла. Ребята, а как называется сказка и кто ее написал?
Дети. Алексей Толстой, "Золотой ключик, или приключения Буратино".
УЧИТЕЛЬ: Если вы сегодня будете хорошо работать, то узнаете тайну Золотого ключика. Вы хотите узнать тайну?
Дети. Да!
УЧИТЕЛЬ: Прежде чем мы отправимся по дорожкам сказки, мы должны проверить свой багаж. Проверим домашнее задание. (слайд №5-6)
Контрольные вопросы (слайд №8)УЧИТЕЛЬ: Итак, сказка начинается... (слайд №9-10)
Для этого мы должны поработать устно. Отправляясь в Страну дураков, Буратино попадает в дремучий математический лес. Давайте ему поможем найти тропинку. Где по математическим кочкам, нужно пройти болото. Не торопитесь при выполнении вычислений в решении уравнений, а то можете соскользнуть и увязнуть в болоте. По одному учащиеся выходят к доске и записывают ответ.
УЧИТЕЛЬ: Как вы находили значения цепочки вычислений? Какое правило применяли?
Дети. Выполняя действия по порядку, применяли правила сложения, вычитания, деления, умножения
Физкультминутка (слайд №11) УЧИТЕЛЬ: Ребята! Буратино немного устал, да и вы тоже. Давайте вместе отдохнем.
Буратино потянулся. Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Итак, вы нашли верную тропинку и преодолели препятствие. И вдруг Буратино увидел под деревом табличку с названием «задача» положил ее в корзину. Подумайте, чтобы вы положили в корзину под названием «Задача» и очень огорчился. Ведь задачи он не умеет решать. Мы поможем Буратино научиться решать задачи. (слайд №13-15)
2. ОСМЫСЛЕНИЕ
УЧИТЕЛЬ: Вот и нашел Буратино тропинку. Он пошел по ней, и она привела его к домику Мальвины. Мальвина пригласила Буратино в гости, напоила чаем и решила проверить его знания по математике.
Самостоятельная работа. (Тест) (Слайд №16-18)
Прием «Кластер» (Алгоритм решения задачи), (слайд№21)
УЧИТЕЛЬ: Черепаха Тортила за пройденные испытания решила подарить Буратино Золотой ключик, который уронил в пруд Карабас Барабас.
(слайд №22)
Закрепление пройденного
УЧИТЕЛЬ: Вот мы и дошли до двери. Учитель открывает сказочную дверь. (Слайд №23)
УЧИТЕЛЬ: А теперь прочитаем тайну. В знании - сила.
УЧИТЕЛЬ: Что это за предложение?
Дети. Пословица.
УЧИТЕЛЬ: Вы согласны с ней?
Дети. Да!
УЧИТЕЛЬ: Я тоже согласна. Если бы мы не выполнили все задания, то никогда бы не узнали тайну Золотого ключика.
Итог урока УЧИТЕЛЬ: Чему мы научили Буратино? Что вам особенно понравилось на уроке? При выполнении какого задания вы испытывали трудности?
Дети отвечают на вопросы.
3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд №24)
4. РЕФЛЕКСИЯ
На этом наш урок закончен. Мы узнали тайну Золотого ключика. Вы все были внимательны и активны. Благодарю вас за работу.
Урок проводился в форме урок – соревнование, сказка. Использовала такие методы обучения, как игровая ситуация, методику критического мышления: прием «корзина» (повторение контрольных вопросов, алгоритм решения задачи), идей понятий – это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме. На доске можно нарисовать значок (корзины), в которую условно будет собрано все то, что все ученики вмести знают об изучаемой теме; прием «кластер» (составление алгоритма), смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по теме. Он связан с приёмом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Причиной выбора этого метода является то, что он повышает интерес к занятиям, облегчает восприятие, снимает нервное напряжение и повышает эффективность урока. Все этапы урока соблюдены это следующие этапы вызов, осмысление, рефлексия и домашнее задание и, благодаря форме урока, имеют плавный переход от одного к другому.
В начале урока я, традиционно провожу – проверку домашнего задания, провожу актуализацию знаний, стараясь вызвать интерес к познанию. Урок сопровождается атмосферой сотрудничества. Я думаю, что такой подход имеет важное воспитательное значение.
1.Этап «Вызов» введение в проблему, актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся необходима для определения темы урока самими учащимися. Я использовала сказочного героя Буратино.
На 2. Этап «Осмысление» использовала приём «корзина» и «кластер».
3. Этап «Рефлексия» (Тест)
Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов.
Тем самым развивается способность учащихся саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.
В соответствии с рациональной организацией урока, заключительной его частью являлась рефлексия, то есть самооценка. Цель этого этапа – определить, насколько хорошо и точно усвоена эта часть учебного материала, и можно ли двигаться дальше, организовывать усвоение учащимися новой части учебного материала.
4. Этап «Домашнее задание»
Домашнее задание разноуровневое, творческое, дает учащимся право выбора. Первый вариант предполагает решение заданий, второй – носит творческий характер, составить синквейн на тему «Умножение». Почему именно такое домашнее задание для учащихся было выбрано. Ежедневно учащиеся при подготовке к уроку выполняют различные вычисления, решают примеры, задачи и иногда для формирования положительного мотива учения учащимся предлагается домашнее задание разноуровневое с правом выбора задания. На изучение технологии критического мышления и апробации методики критического мышления у меня было около 2 месяцев.
В течение этого времени на уроках математики в 5 классе учащиеся учились составлять кластер, пользоваться предложенными алгоритмами (синквейн) и эти приемы использовать в практическом применении. Сочетание различных форм работы (индивидуальная, фронтальная, групповая) позволило вовлечь учащихся в активный процесс общения. Фронтальная работа предусматривала совместную деятельность учителя и учеников. Для стимулирования мыслительной деятельности учащихся я использовала объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод, исследовательский.
Зрительному восприятию способствовала подобранная наглядность (Рисунки, эталон выполнения самостоятельной работы). На уроке использовала принцип от простого к сложному, принцип доступности.
Используя здоровьесберегающие технологии, я провела физминутку. Физминутка - урока была связана с эмоциональной составляющей урока и, на мой взгляд, хорошо подходила к игровой ситуации урока.
Произошла смена деятельности в предметном смысле. Умение применять знания в практических ситуациях прослеживалось в решении задачи. Дети использовали ранее полученные знания по теме сложение и вычитание натуральных чисел.