kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение ключевых задач по теме "Теорема Пифагора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен урок по решению ключевых задач в теме "Теорема Пифагора". Учащиеся в ходе урока приходят к открытию "ключей" к решению многих задач на нахождение площади многоугольников. Получают формулы для нахождения площади равностороннего и равнобедренного треугольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок»

Открытый урок

по теме "Решение ключевых задач по теме теорема Пифагора"

Цели:

- формирование умений и навыков по применению теоремы Пифагора при решении простейших геометрических задач;

- формирование умений и навыков по применению формул площадей фигур при решении задач, умение соотносить формулу и соответствующую ей фигуру, умения комбинировать типовые задачи для решения более сложных задач, формирование навыков решения усложненных задач;

- создание условий для самоконтроля и взаимоконтроля усвоения знаний, воспитание культуры общения, формирование ценностных отношений;

- развитие логического мышления, формирование умений по использованию приемов сравнения, анализа, переноса знаний в новую ситуацию, формирование понимания взаимосвязи данных и искомых задачи, развитие творческих способностей учащихся.

Ход урока.

1. Орг. момент

2. Устная работа

- Выделите условие и заключение задачи и решите ее.

7

4

8

х

8

1350

1350

5

х

450

2

600

х

300

6

х

х

х

8

12

8













Найти S





8

Найти S

5

ОТВЕТЫ:

32



- Какой теоретический материал вы использовали при решении этих задач?

(Отв: свойства прямоугольных треугольников, теорему Пифагора, формулы площадей треугольника и трапеции)

- Что объединяет все эти задачи?

(Отв: использование теоремы Пифагора)

- Сегодня на уроке будем решать задачи на применение теоремы Пифагора. Итак, начнем.

3. Решение ключевых задач по теме

Задача №1 (по готовому чертежу)

(записи учитель ведет на доске, ученики - в тетради).

Боковая сторона равнобедренного треугольника АВС равна 17, а основание равно 16. Найдите площадь треугольника АВС

- Что необходимо знать, чтобы найти площадь треугольника?

- Что известно в задаче? Какого элемента не хватает?

- Какой отрезок треугольника удобно рассмотреть в качестве высоты?

- Провели ВН. Какую геометрическую фигуру надо рассмотреть для нахождения длины отрезка ВН?

- Что в треугольнике ВНС известно? Что нужно найти?

- С помощью какого теоретического материала это можно сделать?

РЕШЕНИЕ:

1. Дополнительное построение ВНАС.

2. ВН - высота ΔАВС, зн. ВН - медиана ΔАВС (по свойству высоты р/б треугольника), т.е. АН=НС=8

3. ΔВНС - прямоугольный. По теореме Пифагора

4. S ΔАВС = = 0,51516 = 120

Ответ: S ΔАВС =120



Проанализируем задачу:

- Какая задача стояла перед нами? (найти площадь треугольника)

- Что было известно? (основание)

- Какой прием для нахождения площади использовали? (провели высоту, рассмотрели прямоугольный треугольник, воспользовались теоремой Пифагора)

- Решим следующую задачу.



Задача №2 (по готовому чертежу - письменно).

Боковая сторона равнобедренного треугольника АВС равна а, а основание равно b. Найдите площадь треугольника АВС.

- Чем эта задача отличается от предыдущей? (отв: стороны заданы буками)

- Проведите рассуждения по решению этой задачи.

РЕШЕНИЕ:

1. Дополнительное построение ВНАС.

2. ВН - высота ΔАВС, зн. ВН - медиана ΔАВС (по свойству высоты р/б треугольника), т.е. АН=НС=

3. ΔВНС - прямоугольный. По теореме Пифагора

4. S ΔАВС = = 0,5b =

Ответ: S ΔАВС =

Задача №3.

- Изменим условие задачи и рассмотрим равносторонний треугольник АВС со стороной a. Найдите площадь равностороннего треугольника.

- Можно ли связать решение этой задачи с ранее решенными? Почему?

(Отв: связать можно, так как равносторонний треугольник - это частный случай равнобедренного треугольника)

- Что нужно изменить, чтобы получить площадь равностороннего треугольника? (Отв: воспользоваться формулой площади равнобедренного треугольника, заменив b на a)

РЕШЕНИЕ.

S ΔАВС ==

- Итак, площадь равностороннего треугольника можно вычислить по формуле S ΔАВС

Таким образом, на этом этапе изучения темы мы получили формулу для нахождения площади равностороннего треугольника. В дальнейшем ее можно использовать как факт, как теорему. Сформулируйте ее еще раз.



- Решите устно:

Найти площадь равностороннего треугольника, если сторона равна 5 см; 1,2 см

- Какой еще тип задач можно решать, используя эту формулу?

(Отв: находить сторону равностороннего треугольника по известной площади)



Задача №4 (по готовому чертежу)

(записи учитель ведет на доске, ученики - в тетради)

Найдите площадь трапеции ABCD, если AB и CD - основания, AB = 10, BC = AD = 13 см, CD = 20 см.

- Какая геометрическая фигура задана?

- Что известно? Что необходимо найти?

- Достаточно ли данных, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Какое дополнительное построение нужно выполнить в этом случае? (Отв: провести высоту из вершины В)

- На что обращаем внимание? (Отв: одной высоты недостаточно, проведем еще высоту из вершины С)

- Как правило, если речь идет о трапеции, то проводить нужно две высоты.



РЕШЕНИЕ:

1. Дополнительное построение ВН1АD, CH2 AD.

2. Рассмотрим прямоугольные треугольники АВН1 и CDH2: ВН1 = СН2 (как отрезки параллельных прямых, заключенных между параллельными прямыми), АВ = CD (по условию), зн. ΔABH1= ΔDCH2 (по катету и гипотенузе), т.е. АН1 = DH2.

3. ВН1 и СН2 - высоты трапеции, зн. ВН1Н2С - прямоугольник, т.е. Н1Н2 =ВС =10(по свойству прямоугольника), тогда АН1 = DH2 = 5.

4. ΔВН1А - прямоугольный. По теореме Пифагора

5. S АВСD = = 0,512(10+20) = 180

Ответ: S АВСD =180

Проанализируем задачу:

- Какая задача стояла перед нами? (найти площадь трапеции)

- Что было известно? (основания, боковые стороны)

- Какой прием для нахождения площади использовали? (провели высоты, рассмотрели прямоугольный треугольник, воспользовались теоремой Пифагора)



- Задачи с какими геометрическими фигурами рассмотрели? (Отв: треугольник трапеция)

- В каких еще геометрических фигурах можно выделить прямоугольные треугольники? (Отв: параллелограмм, ромб)



Задача №5 (устно)

- Какая геометрическая фигура задана?

- Что известно? Что необходимо найти?

- Достаточно ли данных, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Какое дополнительное построение нужно выполнить в этом случае? (Отв: провести диагональ АС)

- Каким свойством обладают диагонали ромба?

- Какую геометрическую фигуру надо рассмотреть для нахождения длины отрезка АС?

- Что в треугольнике АОВ известно? Что нужно найти?

- С помощью какого теоретического материала это можно сделать?

РЕШЕНИЕ:

1. Дополнительное построение АС.

2. ABCD - ромб, AB = AD = 10 (по определению), зн. ΔАВD - равнобедренный

3. АСBD, DO = ОВ (по свойству диагоналей ромба), ΔАВО - прямоугольный, зн. по теореме Пифагора , т.е. АС = 2АО = 16.

4. S АВСD = = 0,51216 = 96

Ответ: S АВСD =96



4. Итоги урока

- Что объединяет рассмотренные сегодня на уроке задачи?

(Отв: 1) даны фигуры, площади которых нужно было найти,

2) везде выполняли дополнительные построения,

3) рассматривали прямоугольные треугольники, в которых один элемент был известен, а другой находили из свойств геометрических фигур

4) Использовали теорему Пифагора для нахождения неизвестного элемента)

- В каких геометрических фигурах выполняли дополнительное построение? Сколько высот достаточно провести в каждом случае?

- Какие геометрические фигуры мы не рассмотрели на уроке? Будет ли отличаться идея решение задач в этом случае?

- Какой новый факт вы узнали? Будете ли его использовать в дальнейшем?

ВЫВОД: задачи, рассмотренные нами, дают "ключ" к решению целого ряда задач на нахождение площадей многоугольников. Количество задач на нахождение площадей фигур увеличилось за счет возможности использования теоремы Пифагора.



5. Рефлексия

- Сегодня на уроке я повторил...

- Сегодня на уроке я узнал...

- Сегодня на уроке я научился...



6. Домашнее задание

п.54, 55(вопр.1-10), №493, 490(б), 489(в)





Просмотр содержимого презентации
«открытый урок»

«Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора» Иоганн Кеплер

«Геометрия владеет

двумя сокровищами:

одно из них –

это теорема Пифагора»

Иоганн Кеплер

1. В ? 6  см С А 8  см

1.

В

?

6 см

С

А

8 см

2. В 8  см А ? 12  см С

2.

В

8 см

А

?

12 см

С

3. B 30 0 ? 8 C А

3.

B

30 0

?

8

C

А

4. B ? 60 0 C А 2

4.

B

?

60 0

C

А

2

5.  B ? 45 0 C 5 А

5.

B

?

45 0

C

5

А

6. 13 5 0 C 8  см 13 5 0 B А ?

6.

13 5 0

C

8 см

13 5 0

B

А

?

7.  Найти: B 4 C А D 7

7.

Найти:

B

4

C

А

D

7

8 .  Найти: B C 8 5 Дополнительное построение – после нажатия на управляющую кнопку «Доп.» D А H 32 9

8 .

Найти:

B

C

8

5

Дополнительное построение – после нажатия на управляющую кнопку «Доп.»

D

А

H

32

9

9.  Найти: B 17 Н А C 1 6

9.

Найти:

B

17

Н

А

C

1 6

9 .  Найти: C 10 B 13 13 D  H2 А H1 20

9 .

Найти:

C

10

B

13

13

D

H2

А

H1

20

25 .  Дано: А  Найти: 10 D B О C

25 .

Дано:

А

Найти:

10

D

B

О

C

Итог урока

Итог урока

  • «Сегодня на уроке я повторил…»
  • «Сегодня на уроке я узнал…»
  • «Сегодня на уроке я научился…»
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Решение ключевых задач по теме "Теорема Пифагора"

Автор: Каверзина Мария Юрьевна

Дата: 11.03.2017

Номер свидетельства: 399253

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Теорема Пифагора (план-конспект урока) "
    ["seo_title"] => string(40) "tieoriema-pifaghora-plan-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "147124"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419330548"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока по теме: "Цилиндр, его определение, элементы и их свойства" "
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uroka-po-tiemie-tsilindr-iegho-opriedielieniie-eliemienty-i-ikh-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "137825"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417438466"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Решение задач на оптимизацию"
    ["seo_title"] => string(35) "rieshieniie-zadach-na-optimizatsiiu"
    ["file_id"] => string(6) "248687"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446750388"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Роль компетентностно-ориентированных задач в формировании математической грамотности учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "rol_kompietientnostno_oriientirovannykh_zadach_v_formirovanii_matiematichieskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "420280"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496495945"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема урока: Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах"
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_uroka_rasstoianiie_ot_tochki_do_ploskosti_tieoriema_o_triokh_pierpiendikul"
    ["file_id"] => string(6) "402829"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490296957"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1450 руб.
2070 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства