kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение задач на части с помощью уравнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ведётся в оборудованном учебном кабинете математики. Актуализация опорных знаний проходит в сменных группах по схеме «вертушка», для работы используются маршрутные листы и карточки. При изучении нового материала класс разбит на постоянные группы. На этапе контрольно-регулировочного этапа работа в парах с ЭОР (ноутбуки). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач на части с помощью уравнений »

Автор: Стрельникова Татьяна Николаевна, МБОУ СОШ с Вторые Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области


Тема урока: Решение задач на части с помощью уравнений.


Предметная область: математика (ФГОС)


Участники: 5 класс.


Тип урока: объединенный (комбинированный)


Цель. Формирование умений в решении задач на части при помощи уравнений.


Задачи урока.

Образовательные:

  • закрепление умений обучающимися решать уравнения на основе зависимостей между компонентами;

  • формирование умений в решении задач на части при помощи уравнений;

  • развитие умения самостоятельно составлять задачи по предложенной схеме;

  • формирование логического мышления при помощи применения приёмов сравнения, анализа, выделения главного;

  • формирование умений в применении информации, самостоятельном определении задач учебной деятельности;

  • формирование навыков учебной деятельности на основе развития познавательного интереса.

Воспитательные:

  • воспитание активности, самостоятельности, трудолюбия;

  • формирование культуры личностных качеств школьников;

  • воспитание культуры общения, чувства коллективизма, сотрудничества учителя и учащихся;

  • привитие интереса к изучаемому предмету, воспитание эстетической культуры, графической культуры школьников;

  • воспитание сознательного усвоения дисциплины.

Развивающие:

  • развивать умение грамотно использовать термины и понятия сравнивать;

  • рaзвивать умение выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы и сравнивать.


Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.


Методическая цель. Проектирование урока с учётом требований ФГОС ООО.

Средства реализации методической цели:

  • постановка темы и целей урока;

  • планирование учебной деятельности на уроке;

  • самостоятельная оценка деятельности;

  • создание и разрешение проблемной ситуации;

  • выполнение индивидуальных, парных и групповых заданий;

  • рефлексия.

Формируемые универсальные учебные действия.

Познавательные УУД:

  • анализировать условие задачи и выделять необходимую для решения информацию

  • формулировать проблемы;

  • находить способы решения проблем;

  • строить понятное речевое высказывание;

  • уметь сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

  • умение алгоритмизировать действия по решению учебной задачи.

Регулятивные УУД:

  • выявлять и использовать аналогии;

  • сопоставлять свою работу с образцами;

  • находить информацию, представленную в неявном виде;

  • группировать объекты по определенным признакам;

  • осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики

  • формулировать тему и цели урока;

  • планировать деятельность на учебном занятии;

  • контролировать и оценивать деятельность на уроке.

Личностные УУД:

  • формировать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждении;

  • развивать адекватную самооценку;

  • развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

  • оказывать взаимопомощь.

Коммуникативные УУД:

  • формулировать и аргументировать собственное мнение;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению;

  • уметь строить монологическое высказывание.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки, документ – камера, маршрутные листы.


УМК: Учебник для учащихся общеобразовательных чреждений/Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Математика. 5 класс-М.: Мнемозина, 2013


Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная .


Методы обучения: словесные, практические, наглядные, исследовательский метод, частично-поисковый.


Аннотация


Урок ведётся в оборудованном учебном кабинете математики. Актуализация опорных знаний проходит в сменных группах по схеме «вертушка», для работы используются маршрутные листы и карточки. При изучении нового материала класс разбит на постоянные группы. На этапе контрольно-регулировочного этапа работа в парах с ЭОР (ноутбуки).


Этапы урока.


1. Мотивационно - установочный этап.

Виды деятельности: целеполагание, самоопределение, постановка проблемного вопроса, планирование работы на уроке.

Формируемые УУД: личностные, коммуникативные, познавательные.


2.Организационно-деятельностный этап.

Виды деятельности: диалог, работа в группах, взаимопомощь, взаимооценивание и самооценивание результата, сверение объяснения с эталоном.

Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.


3. Контрольно-регулировочный этап.

Виды деятельности: ответ на проблемный вопрос, анализ, сравнение, обобщение, работа в группах, в пара, фронтально-индивидуальная работа, самоконтроль и самооценка, выполнение действий по алгоритму.

Формируемые УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные.


4. Рефлексивно-оценочный этап.

Виды деятельности: понимание причин успеха или неуспеха, самооценка.

Формируемые УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные.


Класс разбит на 3 группы.


Мотивационно-установочный этап.

Цель этапа:

включить учащихся в учебную деятельность;

определить содержательные линии урока: работа с уравнениями;

организовать коммуникативное взаимодействие учащихся;

согласовать цель и тему урока.

Ход учебного занятия


I Самоопределение к деятельности. (Маршрутные листы, листы контроля. Слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Радостный, солнечный, день встретил нас сегодня! Я уверена, что на нашем уроке все будет хорошо! Обратите внимание, что работать вы будете сегодня в группах. Работать нужно дружно, плодотворно, чтобы каждому было комфортно, каждый из вас достиг нового для себя рубежа.

Улыбнитесь друг другу, настройтесь на положительные эмоции и рабочий лад.

У вас на столе лежат ваши маршрутные листы. В конце урока при подведении итогов вы, вместе с группой, сможете самостоятельно выставить себе отметку.


II Актуализация опорных знаний (работа в группах - вертушка) (Маршрутные листы, карточки.

Слайд 2)


Учитель назначает консультанта из более подготовленных детей.

Учитель раздаёт каждому учащемуся (кроме консультантов) карточку – маршрутку. В ней указывается стол за котором будет сидеть ученик на каждом этапе игры и какой номер задания будет выполнять за данным столом.

После команды учителя «сесть по 1 ходу» учащиеся садятся за те столы, которые указаны в их маршрутных листах.

Консультант этого стола даёт каждому учащемуся задание в соответствие с номером в маршрутке, которе они выполняют на отдельных листах.

В случае затруднения ученику помогает консультант, он проверяет задание (сверяясь с ключом), выставляет баллы в маршрутный лист (3 балла за правильно выполненное задание).

Кто справился раньше, оказывает помощь товарищам или берёт себе дополнительную задачу и садиться за свободный стол для её решения. Решение отдаёт учителю, который так же ставит в маршрутный лист ученика дополнительные балы.

В конце работы, на 3 ходу консультант находит сумму, заносит её в маршрутный лист.

Предварительная отметка на данном этапе.


Консультант объявляет лидера за своим столом.


Маршрутный лист


Фамилия

I. Актуализация опорных знаний (работа в группах - вертушка)

Маршрут





Задания для групп

Дополнительные задания

Предварительная отметка

ход

Стол

Задание

Баллы


1

2

3

4

Всего


1











2











3











Общее количество баллов






















II. Формулировка темы и целей урока

Участвовал в формулировании темы (1 балл)



















Мотивация (проект)

Выступление с проектом (3 балла)

Участие в диалоге (1 балл)



















Придумайте и решите задачу с помощью уравнения

По степени участия:

предлагал правильные советы – 1 балл,

предложил формулировку задачи – 2 балла,

Сформулировал и решил задачу – 3 балла.

















Решение уравнений по образцу, сравнить с эталоном. (ЭОР)







1

2

3

4

5

Всего

Проверяют работу по эталону. Анализируют ошибки. За каждое правильно решённое задание добавляют 3 бала в маршрутные листы.


















Рефлексия деятельности на уроке

За участие в рефлексии добавляют 1 балл

















Всего баллов













Отметка













Указание: от


















III. Формулировка темы и целей урока (Слайд 3)


Исходя из заданий групповой работы, подумайте «Что будет на уроке в роли «главного героя»?

Ответ: «Уравнения»

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока «Уравнения».


Сформулируйте цель урока (как для урока, так и для себя).


IV. Мотивация (проект) (Слайд 4)


Проект Сенчихиной Кристины. (Представление - документ камера)

Сказка «Уравнения так важны, уравнения так нужны»

Жили были уравнения. Жили не тужили. И были они лишь в 5 классе. Однажды, во время перемены, уравнения подслушали разговор девочек и мальчиков. Умница Лиза сказала бездельнику Петру «Кто не знает своих корней, у того нет будущего».

- Ну и что сказал Пётр, затем он замолчал и задумался.

Задумались и уравнения.

- А хорошо ли мы знаем свои корни.

- Я «да», сказала одна из них. Что бы найти мой корень надо произведение разделить на известный множитель.

А кому это надо?

Как кому? Например водителю. Что бы подсчитать сколько времени (х часов) ему потребуется на дорогу надо весь путь поделить на скорость.

И тут загалдели все уравнения. И я, и я, и я….

Стали все уравнения придумывать свои задачи. Придумывали, придумывали, а они всё не кончаются. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Устали, кто сел, кто лёг отдохнуть. Конец нашим задачам будет, или нет, заворчала одна из уравнений. Мы ещё в 5 классе, а что будет когда мы будем в 6, 7, ..11.

Да, если так много задач связано с нами, значит мы очень важные, и корни дети должны обязательно научиться находить. И задумались….

Вот и сказки конец, кто слушал – молодец.


Мотивация

Учитель. А как вы думаете, Нужно ли вам учиться хорошо решать уравнения?

Дети отвечают.

Почему? Если мы будем хорошо решать уравнения, то проблем по математике у нас не будет.

Учитель. Поэтому девизам к нашему уроку будут слова Станислава Коваля – польского математика. «Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы».


Учитель. Если уравнения так важны, как вы говорите, то попробуем решить новую для вас задачу уравнением.


V. Организационно-деятельностный этап. Формирование новых знаний и способов действий.(Слайд 5)


Цель этапа:

организовать коммуникативное взаимодействие учащихся для нахождения способа действия решения данной математической модели, устранить причину выявленного затруднения;

зафиксировать новый способ решения данной математической модели с помощью эталона.


Коллективная работа. Разбирается решение задачи на части.



VI Физкультминутка (интерактивная физкультминутка) (Слайд 6)


VII. Контрольно-регулировочный этап. Формирование умений и навыков. (Слайд 7. Проверка: 1задача – интерактивная доска, 2 задача - документ – камера, 3 задача – устно)


Цель этапа: зафиксировать новый способ решения данной математической модели во внешней речи.


1) Работа в группах. (Три группы. Каждая получает по 1 заданию.)


3 различные задачи для 3 групп

Придумайте и решите задачу с помощью уравнения

Эпиграф «Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни одной. А. Эйнштейн» 

А вот нам с вами предстоит сейчас придумать задачу по предложенной схеме.

Подумайте и ответьте: какое важное условие (которое не оговаривается, но принимается по умолчанию) должно выполняться в задачах на части?

Подсказка: это хорошо видно на схеме.

Ответ: Все части, о которых идет речь в задаче, равные.

Подумайте и ответьте: что первым делом необходимо найти при решении задачи на части?

Ответ: Нужно узнать, сколько составляет одна часть.


Проверка.

По мере решения представители от групп записывают решение, садятся.

Затем представители от группы группа читают задачу, а тот, кто записал уравнение, объясняет решение.



VIII. Контрольно-регулировочный этап. Закрепление умений и навыков. (ЭОР. Слайд 8. Проверка по эталону. Работа над ошибками – интерактивная доска)


2) Самостоятельная работа по образцу с самопроверкой. Сравнение с эталоном. (ЭОР).

Цель этапа: проверить своё умение в применении нового способа решения данной математической модели на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса: работа в парах с использованием ЭОР (Нутбуки).

По окончанию работы учащиеся проверяют решение по эталону. Анализируются ошибки. За каждое правильно решённое задание добавляют 3 балла в маршрутные листы.


Задания.


1. Реши уравнения, применяя распределительное свойство умножения.

1) 5x + 6x + 2x = 65,

2) 18x + 28x - 39x = 63,

3) 37x - 23x - 8x = 72,

4) 56x + 31x - 79x = 64.


2. Упрости выражение, применяя распределительное свойство умножения.

Ответ вводите, используя цифры и маленькие английские буквы.

1) 13a + 4a - 9a,

2) 5x + 28x - 32x,

3) 26b - 24b – b,

4) 3c + 16c + 12c.


3. Упрости выражение, применяя распределительное свойство умножения.

Ответ вводите, используя цифры и маленькие английские буквы.

1) 29a - 11a - 5a,

2) 25x + 56x - 19x,

3) 73b - 44b - 17b,

4) 27c + 47c - 65c,


4) Дополнительно (ЭОР)


IX. Рефлексия деятельности на уроке (Слайды 9, 10, 11, 12).


Цель этапа:

зафиксировать новый способ решения данной математической модели, изученное на уроке;

оценить свою деятельность на данном уроке;

оценить положительную деятельность одноклассников, поблагодарить их за помощь в достижении результатов урока;

отметить ошибки, на которые будет направлена будущая учебная деятельность;

обсудить и записать задание на дом.


1. Организация учебного процесса:

– Знания о каком понятии мы сегодня повторили?

– Что вспомнили об уравнении?

– Какую цель ставили в начале урока?

– Достигли ли мы поставленной цели?


2. Оцените свои знания и настроение, полученные на уроке, для этого обведите смайл, который по вашему мнению соответствует вашему настроению.

3. Поблагодарите друг друга за помощь, которую вы оказывали друг другу.

4. Домашнее задание:

Повторить правила, математические термины в п.14 (учебник «Математика -5», К.Я. Виленкин и др.). Придумать задачу на части, записать условие задачи и её решение в тетради, решить с помощью уравнения. № 623.

Карточки по желанию.

5. Подведение итогов урока.

Подсчитайте балы. Пользуясь таблицей, поставьте в маршрутный лист отметку.

Баллы

12 - 17

18 - 23

23 -

оценка

3

4

5


Откройте дневники. Поставьте отметку в дневник.

Запишите задание на дом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение задач на части с помощью уравнений

Автор: Стрельникова Татьяна Николаевна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 155424

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Решение задач с помощью уравнения "
    ["seo_title"] => string(44) "rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172928"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423900933"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему: Решение задач с помощью уравнений "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "130474"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415901968"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока  на тему: "Решение задач с помощью уравнений" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-uravnienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "146242"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419141530"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Решение задач с помощью уравнений" "
    ["seo_title"] => string(43) "rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "100007"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1400567511"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Решение задач с помощью уравнений"
    ["seo_title"] => string(45) "rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-uravnienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "299527"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456551879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1860 руб.
2660 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства