«Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными»
«Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными»
Софья Ковалевская могла стать поэтом, потому что с раннего детства имела склонность к сочинительству стихов…
Могла стать писательницей – её повести «Воспоминания детства» и «Нигилистка» можно поставить в один ряд с трилогией Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Она могла стать научным обозревателем или театральным критиком, её эрудиция и острый ум доводили до полной ясности всё, что она излагала.
Она могла стать революционером, судьба упорно подталкивала её к этому.
Софья Васильевна Ковалевская - великая личность! Она – первая женщина, не побоявшаяся заявить о себе. Несмотря на короткую жизнь и превратности судьбы, она сделала так много в науке и литературе.
Несмотря ни на что, она всегда «оставалась верной и преданной союзницей юной России, России мирной, справедливой и свободной, той России, которой принадлежит будущее».
И я хочу быть такой же сильной, такой же смелой и целеустремлённой, и я хочу так же уверенно и настойчиво идти к своей цели, как Софья Ковалевская.
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Что бы, в решенье своём неизменном,
Рок не назначил тебя впереди –
Память об этом мгновенье священном,
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется чёрною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными» »
Тема урока: «Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными».
9 класс
Учитель: Филиппова Елена Николаевна.
Цель урока: 1) отрабатывать разные способы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными;
2) познакомить учащихся с биографией Софьи Васильевны Ковалевской;
3) воспитывать чувство коллективизма и патриотизма.
Ход урока.
1. Слово учителя.
В рамках программы «Мы Россияне» есть рубрика «Знаменитые люди России». Сегодня я хочу привлечь ваше внимание к человеку, который оставил глубокий след в истории России.
В январе 2013 года исполнилось 163 года со дня рождения Софьи Васильевны Ковалевской. Софья Васильевна была первой женщиной- математиком в России.
На уроке мы продолжаем решать системы уравнений второй степени с двумя переменными, и знакомимся с биографией Софьи Ковалевской. Чтобы начать это знакомство, вам предстоит выполнить задание и восстановить факты из её биографии.
Каждой группе будет предложено по два задания, на выполнение заданий 7-8 минут, по окончании – задания выносите на доску.
Далее, зачитывается биография Софьи Ковалевской, если все решили правильно, то все факты восстановлены верно, если – нет, то сразу будет видна ошибка.
(Сопровождается показом слайдов).
2. Класс разбит на 5 групп. Каждой группе выдаётся задание.
I группа.
Задание 1.
Для каждой системы укажите соответствующее ей утверждение:
А) х2 +у2 =4, Б) х2 +у2 =4, В) х2 +у2 =4,
у = х; х = 2; х + 5 = у.
1. Имеет одно решение. 2. Имеет два решения. 3. Не имеет решений.
1848
1850
1852
312
213
132
Задание1.
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА КОВАЛЕВСКАЯ родилась 3 января .… года.
1848
1850
1852
312
213
132
Задание 2.
Какая из данных пар чисел является решением системы уравнений ?
(х - 1)2 – у = 5,
ху = - 3
Карелино
Ливоново
Палибино
(-1,3)
(-3,-1)
(3,-1)
Задание 2.
Отец Софьи Васильевны генерал – лейтенант артиллерии Василий Васильевич Корвин – Круковский в 1858 году вышел в отставку и вместе с семьёй уехал из Москвы в родовое поместье, которое находится на границе с Литвой.
Сейчас – это Псковская земля. Красота имения была необычайной, вокруг его на сотни километров простирались леса, богатые ягодами, грибами, зайцами, птицами и барсуками.
Большой господский дом стоял на пригорке.
Название имения Круковских - ….
Карелино
Ливоново
Палибино
(-1,3)
(-3,-1)
(3,-1)
II группа.
Задание 3.
Решите графически систему уравнений
у+(х - 1)2 – 3=0,
у+ х – 2= 0.
Малевич
Булевич
Рашевский
(0;2), (3;-1)
(2;0),(3,-1)
(0;2),(-1;3)
Задание 3.
Первые уроки математики Соня и её старшая сестра Анна получили в семье. Для воспитания и обучения сестёр был приглашён домашний учитель, который после шестиклассного училища посвятил себя учительству, обучая детей помещиков.
Фамилия первого учителя сестёр Круковских ….
Малевич
Булевич
Рашевский
(0;2), (3;-1)
(2;0),(3,-1)
(0;2),(-1;3)
Задание 4.
Решите систему уравнений способом подстановки
х2 - 4у = 0,
2х + у = - 4.
Чебышев
Сомов
Остроградский
(- 4; - 4)
(4;4)
(- 4;4)
Задание 4.
Весьма любопытно произошло первое знакомство Сони с высшей математикой. Случилось так, что стены в детской комнате в имении отца были оклеены лекциями по математическому анализу знаменитого математика. Как пишет Ковалевская, « от долгого созерцания внешний вид многих из формул так и врезался в моей памяти». Через много лет преподаватель по математическому анализу удивлялся: «Как скоро она усвоила понятие предела и производной, точно знала их наперёд».
Этим преподавателем был знаменитый русский учёный – математик…
Чебышев
Сомов
Остроградский
(- 4; - 4)
(4;4)
(- 4;4)
III группа.
Задание 5.
Решите систему уравнений способом сложения
х2 – 3у = - 3,
х2 + 3у = 21.
Буняковский
Коркин
Страннолюбский
(3; - 4), (- 3; - 4)
(- 3; - 4), ( 3; 4)
(- 3; 4), ( 3; 4)
Задание 5.
Зимой 1866 года Соня вместе со старшей сестрой ездила в Петербург, где брала уроки у замечательного педагога и исключительно одарённого математика ….
Буняковский
Коркин
Страннолюбский
(3; - 4), (- 3; - 4)
(- 3; - 4), ( 3; 4)
(- 3; 4), ( 3; 4)
Задание 6.
Решите задачу с помощью системы уравнений.
Разность двух положительных чисел равна 3, а их произведение равно 18. Найти их сумму.
Давид Гильберт
Феликс Клейн
Карл Вейерштрасс
- 9
0
9
Задание 6.
Не имея возможности получить высшее образование в России, Софья Васильевна выходит замуж за молодого учёного – биолога В.О.Ковалевского и выезжает в Германию. В те годы женщин не допускали в университет, особенно на математический факультет. Ковалевская была настолько настойчива и целеустремлённа, что добилась того, чтобы один из крупнейших математиков XIX столетия проэкзаменовал её на право быть его частной ученицей.
Этим учёным был …
Давид Гильберт
Феликс Клейн
Карл Вейерштрасс
- 9
0
9
IV группа.
Задание 7.
Решите задачу с помощью системы уравнений.
Периметр прямоугольного треугольника равен 24 см, а его гипотенуза равна 10 см. Найдите катеты треугольника.
Эйлер
Коши
Лагранж
5см и 9см
8см и 6см
2см и 12см
Задание 7.
За неполные четыре года Софья не только усвоила университетский курс математики, но и сумела написать три серьёзные работы, одна из которых, по теории дифференциальных уравнений , обессмертила её имя. В Парижской Академии наук установили, что аналогичное сочинение, но более частного характера, ещё раньше Ковалевской написал знаменитый учёный Франции Огюстен …. Теорему, которую доказала Софья Васильевна, стали называть «теоремой …- Ковалевской».
Эйлер
Коши
Лагранж
5см и 9см
8см и 6см
2см и 12см
Задание 8.
Найдите координаты общих точек графиков уравнений
х2 – 9у2 = 0 и у2 + х =10.
1873
1874
1875
(-6;-2),(6;-2),(-15;5),
(15;-5)
(6;2),(6;-2),(-15;5),
(-15;-5)
(6;-2),(-6;2),(15;5),
(15;-5)
Задание 8.
Недолгие ученические годы закончились. Перед её отъездом на Родину, Карл Вейерштрасс написал в Геттингенский университет прошение о присуждении С.В.Ковалевской докторской степени без защиты диссертации. И она ей была присуждена в …. году с «наивысшей похвалой».
1873
1874
1875
(-6;-2),(6;-2),(-15;5),
(15;-5)
(6;2),(6;-2),(-15;5),
(-15;-5)
(6;-2),(-6;2),(15;5),
(15;-5)
Задание 9.
Решите графически систему уравнений (х+1)2 +(у+2)2=25,
х+у+2=0.
Берлинский
Стокгольмский
Парижский
(-3;2), (4;-2)
(-4;2), (3;-5)
(4;2), (-3;-5)
Задание 9.
Ковалевская вернулась в Россию. В старой усадьбе царила атмосфера любви и дружбы. Она была счастлива и полна надежд. Но вскоре надежды рухнули. Ни в Петербурге, ни в Москве ей не разрешили работать в университетах и даже преподавать на Высших женских курсах. Ей отказали на родине. Софья Васильевна вынуждена была принять предложение занять кафедру в одном из университетов за границей, а именно в …. университете.
Берлинский
Стокгольмский
Парижский
(-3;2), (4;-2)
(-4;2), (3;-5)
(4;2), (-3;-5)
Задание 10.
Решите систему уравнений
___1__ + ___1__ = 5,
х + у х – у
___3__ + ___1__ = 7.
х + у х – у
3000
5000
1000
(1;4)
5 , 3
8 8
(2,5;-1,5)
Задание 10.
Работая в этом университете, она завершила свой главный труд «Вращение твёрдого тела вокруг неподвижной точки» и получила премию Бордена Парижской академии наук в размере …. франков. На конкурс было представлено 15 работ, каждая работа была представлена под девизом. У Ковалевской девизом было высказывание:
«Говори, что знаешь,
Делай, что должен,
Пусть будет, чему быть».
3000
5000
1000
(1;4)
( 5 , 3)
8 8
(2,5;-1,5)
3. Проверка заданий.
Решение всех заданий вынесено на доску, в ходе записи учитель проверяет решение.
Выходят по одному человеку из группы, и зачитывается биография Софьи Ковалевской.
4. Заключение.
Ученица.
Софья Ковалевская могла стать поэтом, потому что с раннего детства имела склонность к сочинительству стихов…
Могла стать писательницей – её повести «Воспоминания детства» и «Нигилистка» можно поставить в один ряд с трилогией Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Она могла стать научным обозревателем или театральным критиком, её эрудиция и острый ум доводили до полной ясности всё, что она излагала.
Она могла стать революционером, судьба упорно подталкивала её к этому.
Софья Васильевна Ковалевская - великая личность! Она – первая женщина, не побоявшаяся заявить о себе. Несмотря на короткую жизнь и превратности судьбы, она сделала так много в науке и литературе.
Несмотря ни на что, она всегда «оставалась верной и преданной союзницей юной России, России мирной, справедливой и свободной, той России, которой принадлежит будущее».
И я хочу быть такой же сильной, такой же смелой и целеустремлённой, и я хочу так же уверенно и настойчиво идти к своей цели, как Софья Ковалевская.
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Что бы, в решенье своём неизменном,
Рок не назначил тебя впереди –
Память об этом мгновенье священном,
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется чёрною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Ученик играет на фортепиано произведение Шопена «Ноктюрн до диез минор»
(Все слова на этой странице звучат под эту музыку).