Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Самоопределение к деятельности. |
- Вспомним, какие задания вы выполняли в прошлом году на уроках математики? Какие задания вам казались наиболее интересными? Трудными? -С помощью каких математических знаков вы могли составить выражения, решить задачи? (Вывешиваются на доску знаки, называемые детьми) -Правильно. Невозможно представить себе математику без чисел и знаков. А как вы думаете, какие задания вы будете выполнять в 4 классе? -Действительно, ребята, в этом учебном году вы узнаете еще больше нового, интересного и необычного, поэтому пожелаем друг другу удачи, успеха. Я тоже желаю вам удачи! За работу! В добрый час! | (Ответы детей) Трудными назвали решение сложных уравнений. (Ответы детей) Обсудили в парах, отвечают. |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. |
1.На доске карточки: 170 х 2 585 – (10 + 85) Х 4 5 17 + 9 = 26 580 : 2 12 – а = 8 (380 + 90) – 80 (384 + 40)+16 -На какие группы можно разбить эти записи? -Какое высказывание называют равенством, неравенством? -А выражения являются высказываниями? -Вычислите удобным способом значения выражений в первом столбике. -Запишите в тетрадь полученные числа в порядке убывания. -Что интересного вы заметили? -Назовите самое маленькое число в данном ряду. -Продолжите ряд еще на два числа. 2.(Убираю с доски выражения) -Как одним словом назвать все записи, которые остались? -На какие группы их можно разбить? (Разбиваю на группы: «высказывания» и «высказывания с переменной»): 17 + 9 = 26 12 – а = 8 4 5 х -Какое из высказываний верное, а какое нет? (Убираю высказывания первого столбика) - Найдите «решение уравнения». - Как проверить, верно ли оно найдено? -Как еще называют «решение уравнения»? 4.Индивидуальное задание (для мотивации изучения нового понятия) - Из составленного ряда чисел выберите и запишите решение неравенства х | -Выражения, равенства и неравенства; выражения и высказывания; буквенные и числовые. (Расставляют карточки по группам) -Нет, о них нельзя сказать, верные они или неверные. Проверяют, как выставлены карточки на доске. 170 х 2 17 + 9 = 26 4 5 580 : 2 12 – а = 8 Х (384 + 40) + 16 (380 + 90) – 80 585 – (10 + 85) Дети сигналят ответы: 340, 290, 440, 390, 490. Записывают: 490, 440, 390, 340, 290. -Все полученные числа, оканчивающие нулём; все числа уменьшаются на 50; в разряде десятков чередуются 9 и 4. -290 -240,190. -Высказывания. -Высказывания с переменной и без переменной; уравнения и неравенства. -17 + 9 = 26 – верное высказывание, а 4 5 – неверное. - а = 4 -Надо подставить число 4 в уравнение: 12 – 4 = 8 – верное равенство. -Корень уравнения. Самостоятельно обдумывают предложенное задание. |
III.Постановка учебной задачи (где и почему возникло затруднение). |
-Какое задание выполняли? -Почему не можете обосновать свои ответы? -Поставьте перед собой цель. -Предложите название темы урока. | -Искали решение неравенства х 290. -Не знаем, как определить, является число решением или нет. -Научиться определять, является число решением неравенства или нет. -«Решение неравенства» |
IV.Построение проекта выхода из затруднения.(«Открытие» детьми нового знания) |
-Каким способом вы предлагаете обосновать, является число решением неравенства или нет? -Предложите свои версии, исходя из значения этих слов в языке. -Сравните с текстом учебника. -Итак, что такое «решение неравенства»? -Как вы поняли, «решение неравенства» - это действие или число? -Какие же числа из вашего ряда являются решениями неравенства х -Почему число 290 не является решением? -Итак, какой первый шаг при ответе на данный вопрос? | -Надо узнать, что такое – «решение неравенства». (Варианты детей) -Это число, которым заменяют переменную, и получают верное неравенство. - Это число. - 240, 190. - Такого быть не может, чтобы 290 Первый шаг - подставить число. |
V.Первичное закрепление во внешней речи. |
№1, стр.1 (Найди в тексте, выделенном рамкой: а)вводную часть; б)главную мысль; в)пример, иллюстрирующий эту главную мыслью. Какими символами обозначены эти части текста? Придумай свои примеры неравенств и их решений и сделай конспект.) -Текст, который мы прочитали, как и любой учебный текст, состоит из нескольких частей: вводной, главной мысли и примеров. Почему важно его понимать? -Для этого мы будем учиться конспектировать текст, то есть кратко излагать его смысл. Как вы думаете, какая из указанных частей должна войти в конспект? -Расставьте шаги алгоритма конспектирования текста. (На доске карточки.) 2.№2, стр.1 (Какие из чисел 24, 91, 318, 56, 7 удовлетворяют неравенству t56, а какие ему не удовлетворяют? Почему?) -Прочитайте задание. -Какие числа вы подчеркнете? -Как можно назвать эти числа? -Почему не выбрали число 56? 3.№3, стр.1 (Какие из чисел 75,71,70,65,9,0 являются решениями неравенства 75 – х 4? Докажи) 4.№5, стр.2 – работа в парах. (Имеются ли среди чисел 6,9,12,30,72 решениями неравенства: а)8хb-790 б)d:3+9?) | -Главная мысль. (Обсуждение в группах) На доске появляется алгоритм: прочитать текст – отметить значками части текста – выписать главные мысли. -Все числа, которые больше 56. Это 91 и 318. -Решения неравенства. -Потому что неверно, что 5656. Число 56 не удовлетворяет этому неравенству. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
№4, стр. 1 (Будет ли число 6 решением неравенства: а)15+Х40 в)54:t1 д)а+а б)2+Ynе)0:b5?) Проверка через проектор на доске. | |
VII.Повторение. |
1.№8, стр.2 (Заяц за 2 ч пробегает 14 км, а сокол за 3 ч пролетает 210 км. Во сколько раз сокол движется быстрее зайца? На сколько километров в час скорость зайца меньше скорости сокола?) На доске таблица. -Прочитайте задачу. Заполните таблицу. -Рассмотрите запись в тетради. Что необычного? -Для чего нужны вопросы? -Как ответить на первый вопрос? -Надо ли писать пояснения? -Ответьте самостоятельно на все следующие вопросы. 2.№10, стр.3 – работа в группах. (Вычисли: а)(786-600)х19+(1007-965)х14-48х16; б)(9867+76535)х105-96+78х(1080-789). Проверка выполненной работы (мультипрезентация с использованием проектора) | -Записаны вопросы. -Чтобы определить порядок решения задачи. -Надо расстояние разделить на время. -Нет, в вопросе все объяснено. |
VIII.Итог урока. Рефлексия деятельности. |
-Назовите тему урока. Что означает термин «решение неравенства» - действие или число. -Как узнать, является число решением неравенства или нет? -Посигнальте мне, кому нужна еще в этом помощь? -Молодцы! Вы работали замечательно! А еще что нового узнали? -Для чего надо уметь конспектировать текст? -А записывать задачи с вопросами? -Как вы думаете, над чем следует потренироваться дома? -Отметьте, кого сегодня можно похвалить? | -Решение неравенства. -Число. -Поставить его вместо буквы и определить, верное неравенство или нет. -Как составлять конспект, записывать задачи с вопросами. Дети оценивают собственную деятельность и деятельность класса словесно. |
IX.Домашнее задание. |
Домашнее задание записываю на доске, а учащиеся – в дневнике: №6, стр.2 (1 строчка по выбору), (Найди два решения неравенства: а)r+5m б)n-3960 г)180:y20 №9, стр.3 (образец на стр.2) (Туристы прошли 14 км и сделали привал. После привала они прошли на 6 км меньше, чем до привала, и остановились на ночлег. Им предстояло пройти еще в 3 раза больше, чем они прошли. Какой длины путь был ими намечен?) | |