|   Деятельность учителя   |    Деятельность ученика   |  
  |   I.Самоопределение к деятельности.   |  
  |    - Вспомним, какие задания вы выполняли в прошлом году на уроках математики? Какие задания вам казались наиболее интересными? Трудными?   -С помощью каких математических знаков вы могли составить выражения, решить задачи?   (Вывешиваются на доску знаки, называемые детьми)   -Правильно. Невозможно представить себе математику без чисел и знаков. А как вы думаете, какие задания вы будете выполнять в 4 классе?  -Действительно, ребята, в этом учебном году вы узнаете еще больше нового, интересного и необычного, поэтому пожелаем друг другу удачи, успеха. Я тоже желаю вам удачи! За работу! В добрый час!   |     (Ответы детей)   Трудными назвали решение сложных уравнений.             (Ответы детей)                            Обсудили в парах, отвечают.       |  
  |   II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.   |  
  |    1.На доске карточки:   170 х 2 585 – (10 + 85) Х    4 5 17 + 9 = 26 580 : 2   12 – а = 8 (380 + 90) – 80 (384 + 40)+16   -На какие группы можно разбить эти записи?    -Какое высказывание называют равенством, неравенством?        -А выражения являются высказываниями?                                                     -Вычислите удобным способом значения выражений в первом столбике.    -Запишите в тетрадь полученные числа в порядке убывания.   -Что интересного вы заметили?             -Назовите самое маленькое число в данном ряду.   -Продолжите ряд еще на два числа.        2.(Убираю с доски выражения)   -Как одним словом назвать все записи, которые остались?   -На какие группы их можно разбить?   (Разбиваю на группы: «высказывания» и «высказывания с переменной»):   17 + 9 = 26 12 – а = 8   4  5 х    -Какое из высказываний верное, а какое нет?   (Убираю высказывания первого столбика)   - Найдите «решение уравнения».   - Как проверить, верно ли оно найдено?         -Как еще называют «решение уравнения»?         4.Индивидуальное задание (для мотивации изучения нового понятия)   - Из составленного ряда чисел выберите и запишите решение неравенства   х        |                    -Выражения, равенства и неравенства; выражения и высказывания; буквенные и числовые.   (Расставляют карточки по группам)        -Нет, о них нельзя сказать, верные они или неверные.        Проверяют, как выставлены карточки на доске.   170 х 2 17 + 9 = 26 4  5   580 : 2 12 – а = 8 Х    (384 + 40) + 16   (380 + 90) – 80   585 – (10 + 85)        Дети сигналят ответы: 340, 290, 440, 390, 490.   Записывают: 490, 440, 390, 340, 290.        -Все полученные числа, оканчивающие нулём; все числа уменьшаются на 50; в разряде десятков чередуются 9 и 4.   -290        -240,190.                  -Высказывания.        -Высказывания с переменной и без переменной; уравнения и неравенства.                  -17 + 9 = 26 – верное высказывание, а 4 5 – неверное.        - а = 4   -Надо подставить число 4 в уравнение: 12 – 4 = 8 – верное равенство.   -Корень уравнения.            Самостоятельно обдумывают предложенное задание.    |  
  |   III.Постановка учебной задачи (где и почему возникло затруднение).   |  
  |    -Какое задание выполняли?   -Почему не можете обосновать свои ответы?   -Поставьте перед собой цель.       -Предложите название темы урока.   |     -Искали решение неравенства х 290.   -Не знаем, как определить, является число решением или нет.   -Научиться определять, является число решением неравенства или нет.   -«Решение неравенства»       |  
  |   IV.Построение проекта выхода из затруднения.(«Открытие» детьми нового знания)   |  
  |    -Каким способом вы предлагаете обосновать, является число решением неравенства или нет?   -Предложите свои версии, исходя из значения этих слов в языке.   -Сравните с текстом учебника.   -Итак, что такое «решение неравенства»?             -Как вы поняли, «решение неравенства» - это действие или число?   -Какие же числа из вашего ряда являются решениями неравенства х   -Почему число 290 не является решением?  -Итак, какой первый шаг при ответе на данный вопрос?    |     -Надо узнать, что такое – «решение неравенства».        (Варианты детей)             -Это число, которым заменяют переменную, и получают верное неравенство.   - Это число.        - 240, 190.        - Такого быть не может, чтобы 290   Первый шаг - подставить число.   |  
  |   V.Первичное закрепление во внешней речи.   |  
     №1, стр.1     (Найди в тексте, выделенном рамкой: а)вводную часть; б)главную мысль; в)пример, иллюстрирующий эту главную мыслью. Какими символами обозначены эти части текста? Придумай свои примеры неравенств и их решений и сделай конспект.)   -Текст, который мы прочитали, как и любой учебный текст, состоит из нескольких частей: вводной, главной мысли и примеров. Почему важно его понимать?   -Для этого мы будем учиться конспектировать текст, то есть кратко излагать его смысл. Как вы думаете, какая из указанных частей должна войти в конспект?   -Расставьте шаги алгоритма конспектирования текста. (На доске карточки.)   2.№2, стр.1   (Какие из чисел 24, 91, 318, 56, 7 удовлетворяют неравенству t56, а какие ему не удовлетворяют? Почему?)   -Прочитайте задание.   -Какие числа вы подчеркнете?        -Как можно назвать эти числа?   -Почему не выбрали число 56?        3.№3, стр.1   (Какие из чисел 75,71,70,65,9,0 являются решениями неравенства 75 – х 4? Докажи)   4.№5, стр.2 – работа в парах.   (Имеются ли среди чисел 6,9,12,30,72 решениями неравенства:  а)8хb-790 б)d:3+9?)   |                                        -Главная мысль.             (Обсуждение в группах)   На доске появляется алгоритм: прочитать текст – отметить значками части текста – выписать главные мысли.        -Все числа, которые больше 56. Это 91 и 318.   -Решения неравенства.   -Потому что неверно, что 5656.  Число 56 не удовлетворяет этому неравенству.   |  
  |   VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.   |  
  |    №4, стр. 1   (Будет ли число 6 решением неравенства:   а)15+Х40 в)54:t1 д)а+а   б)2+Ynе)0:b5?)  Проверка через проектор на доске.   |         |  
  |   VII.Повторение.   |  
  |    1.№8, стр.2   (Заяц за 2 ч пробегает 14 км, а сокол за 3 ч пролетает 210 км. Во сколько раз сокол движется быстрее зайца? На сколько километров в час скорость зайца меньше скорости сокола?)   На доске таблица.         -Прочитайте задачу. Заполните таблицу.   -Рассмотрите запись в тетради. Что необычного?   -Для чего нужны вопросы?        -Как ответить на первый вопрос?        -Надо ли писать пояснения?   -Ответьте самостоятельно на все следующие вопросы.   2.№10, стр.3 – работа в группах.   (Вычисли:   а)(786-600)х19+(1007-965)х14-48х16;   б)(9867+76535)х105-96+78х(1080-789).   Проверка выполненной работы (мультипрезентация с использованием проектора)   |                    -Записаны вопросы.        -Чтобы определить порядок решения задачи.   -Надо расстояние разделить на время.        -Нет, в вопросе все объяснено.   |  
  |    VIII.Итог урока. Рефлексия деятельности.   |  
  |    -Назовите тему урока.   Что означает термин «решение неравенства» - действие или число.   -Как узнать, является число решением неравенства или нет?   -Посигнальте мне, кому нужна еще в этом помощь?    -Молодцы! Вы работали замечательно! А еще что нового узнали?   -Для чего надо уметь конспектировать текст?   -А записывать задачи с вопросами?   -Как вы думаете, над чем следует потренироваться дома?   -Отметьте, кого сегодня можно похвалить?   |     -Решение неравенства.        -Число.   -Поставить его вместо буквы и определить, верное неравенство или нет.             -Как составлять конспект, записывать задачи с вопросами.                       Дети оценивают собственную деятельность и деятельность класса словесно.   |  
  |    IX.Домашнее задание.     |  
  |    Домашнее задание записываю на доске, а учащиеся – в дневнике:   №6, стр.2 (1 строчка по выбору),   (Найди два решения неравенства:   а)r+5m   б)n-3960 г)180:y20    №9, стр.3 (образец на стр.2)   (Туристы прошли 14 км и сделали привал. После привала они прошли на 6 км меньше, чем до привала, и остановились на ночлег. Им предстояло пройти еще в 3 раза больше, чем они прошли. Какой длины путь был ими намечен?)   |          |