~~Тема урока: «Решение неравенств с одной переменной»
Цели урока:
- Формирование навыка решения линейных неравенств с одной переменной;
- Развитие внимания в целях быстрого усвоения материала, расширение кругозора учащихся, тренировка памяти при работе с устными упражнениями, развитие навыков счёта;
- Воспитание добросовестного отношения к труду и толерантного отношения друг к другу, развитие любознательности учащихся;
- Создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий, помочь развитию интереса у учащихся не только к содержанию, но и процессу овладения знаниями. Повысить общую культуру учащихся, расширить умственный кругозор, помочь школьникам лучше понять роль математики в жизни человека. Воспитать чувство удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания по предмету.
Оборудование: учебник, плакат с примерами упражнений, карточки, мел, доска.
ДЕВИЗ УРОКА: «ТОРОПИСЬ МЕДЛЕННО».
ХОД УРОКА
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни пеналов! Ни ручек! Ни мела!
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица!
Устный счёт! Мы считаем в Уме!
( В. Берестов)
?1 УСТНЫЙ СЧЁТ:
Решите неравенство с одной переменной, найдите ответ с соответствующей буквой и составьте слово.
1) 3х ≥ 21 ; х ≥ 7; -- ?З 2) -2х ≤ 8; Х ≥ -4;-- ?Н 3) 6Х ≤ 18; Х ≤ 3; ?(А )
4) 2Х – 1 < 14 – Х; Х < 5;?Т 5) 3Х – 2 > Х – 4; Х > -1; ?ь .
Получилось слово - ЗНАТЬ.
«ЗНАТЬ – ЭТО ЗНАЧИТ ДЕЛАТЬ ПО - СВОЕМУ НЕ УПЁРШИСЬ ГЛАЗАМИ В ОБРАЗЕЦ И НЕ ОГЛЯДЫВАЯСЬ, ВСЯКИЙ РАЗ НА УЧИТЕЛЯ». (Сенека)
.?2 РАБОТА В КЛАССЕ.
Повторение в виде кроссворда (скелет кроссворда заготовлен на обратной стороне доски, ученики вписывают в клетки верные ответы ).
По вертикали: 1) Как называется выражение, записанное с помощью знака >, <, ≥, ≤. (неравенство)
По горизонтали: 1) При умножении верного неравенства на отрицательное число, что нужно сделать со знаком неравенства? (поменять).
2)Как называется неравенство, записанное со знаком >,? (строгое).
3) С каким знаком переносятся слагаемые из одной части неравенства в другую? (противоположным).
4)Как называется неравенство, записанное со знаками ≤, ≥? (нестрогое)
5)Как называются неравенства, которые имеют одинаковые решения? (равносильные)
6) С помощью чего записывается решение неравенства? (промежуток)
2.По ходу урока , ученики работают у доски на индивидуальных карточках по одному. Задание: изобразите на координатной прямой промежуток, соответствующий данной записи:
1) [-2; 7], 2) (4; +∞), 3) [-3; 0], 4) (-∞; 2).
3 Открыли учебники: стр 180 № 836(д,е,ж), № 840 (а,б,в,г), №797841(а, б,в,г), №844(г,д,е,ж).
При решении неравенств у доски, ученик комментирует свои действия, используя мини-алгоритм: а) собираем слагаемые с переменной в одной (например, в левой) части неравенства, а без переменной в другой (правой) части неравенства;
б) выполнив преобразования, приводим неравенство к линейному виду;
в) избавляемся от коэффициента при переменной (если коэффициент а > о, то знак неравенства не изменяется, если а < 0, то знак неравенства необходимо поменять на противоположенный, если а = 0, то неравенство не имеет решений);
г) множество решений неравенства изображаем на координатном луче, для строгого неравенства, точки не закрашены, для нестрогого неравенства, точки закрашены;
д) ответ записываем в виде промежутка.
Например: №836(д) 12у < 1,8;
У < 1,8 ÷ 12;
У < 18÷ 120;
у < 0,15.
Ответ: у < 0,15.
?3РАЗМИНКА: Плакат:
Х > 13 25 + У < 3 8Х – 15 > 0 7 > Х
У < 9 3 – У > - 3 4 – 18У ≤ 2 6 < У
К ≥ 0 17 + 8К ≤ 2 75К – 12 > -1 - 12,5 ≥ К
Пояснение: показывая указкой на строгое неравенство, дети поднимают руки вверх, потянулись, на нестрогое неравенство – повороты вправо, влево).
?4 Найди ошибку:
Дикобраз в подарок сыну сделал счётную машину.
К сожалению, она не достаточна точна.
Результаты перед вами - ну-ка! Всё исправьте сами!
Цель: Формирование интеллектуальных умений.
ЗАДАНИЕ: Найдите ошибку, исправьте, вспомните и воспроизведите правило на которое была сделана ошибка?
6Х – 4 > Х – 9;
6Х + Х > -9 – 4;
7Х > - 13;
Х < - 1 6/7.
?5 Подведение итогов урока: (рефлексия). Продолжите предложение:
- Сегодня на уроке я узнал …
-- Сегодня на уроке мне понравилось…
--Сегодня на уроке мне было сложно…
--Я хотел, чтобы на следующем уроке…
?6 ОЦЕНКИ.
?7 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: п33, 34, №840(д-з), №841(д-з), №842 (для сильных учеников).