Данный урок знакомит с задачами нового вида на уменьшение числа. Обучение решению простых задач способствует развитию математического мышления и формированию приемов самостоятельной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: познакомиться с буквой Б, обозначающей два звука [б] [б’]
Задачи: продолжать обучать выполнять звуковой анализ слова;
развивать фонематический слух;
воспитывать познавательный интерес к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: научить вычленять звуки [б], [б'], узнавать буквы Б, б среди других букв, читать слоги, слова с буквами Б, б
Метапредметные:
регулятивные – овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
познавательные – отвечать на вопросы, анализировать и обобщать, соотносить изученные понятия;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться книгой.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметная связь: окружающий мир
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрация к сказке; выставка книг; изображение дерева, грибов, ореха; игрушки белки и лисы для диалога; звуковые модели, таблицы букв, презентация.
Ход урока.
I. Орг. момент. Рефлексия.
- Какое у вас настроение?
(Дети показывают: солнышко, солнышко заходит за облачко или тучку, в зависимости от их настроения в начале урока.)
II. Сообщение т.у.
- Сегодня будем знакомиться с новой буквой.
- Чему должны научиться?
III. Знакомство с новой буквой.
1. Отгадайте загадку:
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил.
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
( белка)
2.Звуковой анализ слова белка.
-Произносим слово белка так, чтобы выделить первый звук.
-Какой звук вы слышите? Дадим характеристику звука и составим модель слова.
- А как белка готовится к зиме? Какие припасы она делает?
- В каком слове услышали новый звук?
Звуковой анализ слова грибы.
3. Cравнение звуков [б] [б’]
4. Показ буквы.
- На что похожа буква?
IV. Игра «Том и Тим».
Если услышите мягкий звук, то встают девочки, друзья Тима. Если услышите твёрдый звук - встают мальчики, друзья Тома.
- Сидит белка на дереве и мечтает: «Вот бы пригласить в гости животных, в названии которых есть такой же звук, как у меня – [б] или [б’]. Сколько бы нас тут собралось?!
(Дети называют животных, в названии которых есть звук [б] или [б’])
VI.Физкультминутка.
Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
VII. Чтение слогов «по цепочке».
- Прочитать все слоги по – порядку.
- Прочитать только те слоги, в которых согласный звук [б'] мягкий; согласный звук [б] твердый.
VIII. Составление слов.
(Задание по уровням)
1 группа составляет слова из слогов: БА, БО, БУ, БЫ, БИН, КИ, ТЫ, ГА, ТЫ, КИ, МА.
2 группа составляет слова из букв: Б,К, А, Л, Т, Н,У, Ы, И, В.
Проверка.
IX. Рефлексия. Самооценка.
-Перед вами гриб, шишка и орех.
Если у вас еще остались сомнения, вы что-то не поняли - возьмите орех.
Если у вас были небольшие затруднения, но вы с ними справились - возьмите шишку.
Если вам было легко на уроке, все понятно, вы справились со всеми заданиями без затруднений - возьмите гриб.
Прикрепите на дерево для белочки выбранный вами предмет.
X. Итог урока.
- С какой буквой познакомились на уроке?
-Что узнали об этой букве?
Белочка дарит каждому из вас свою фотографию черно-белую, раскрасите ее дома.
Урок математики в 1 классе по теме
"Решение задач на уменьшение на несколько единиц".
Цели:
Образовательные:закрепление представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Отработка умения анализировать условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение. Раскрыть новые понятия, которыми должны овладеть обучающиеся.
Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: формирование коллективного действия и развитие умения работать в команде.
Формирование УУД.
Личностные: развивать потребность в самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение планировать совместные действия, работать по намеченному плану, контролировать правильность и последовательность учебных действий, оценивать уровень учебных достижений.
Коммуникативные: грамотно выражать свои рассуждения, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать участников диалога; совместно договариваться о культуре общения.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать компоненты текстовой задачи, условия её решения.
Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять краткое условие задачи.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные связи: окружающий мир, чтение.
Оборудование: таблицы для устного счета, таблицы состава чисел, индивидуальные карточки решения задач, веера для устного счета, сигналы-светофоры, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент
-Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Ребята, а с каким настроение мы его начинаем?
- Покажите смайликом.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Ребята! А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке математики?
- Давайте вспомним, как мы изучаем что-то новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое.)
- С каждым днём он всё ближе и ближе. Наш любимый праздник...? (Новый год).
- Ребята, половина первого класса уже позади. Как вы думаете, достаточно ли вам полученных знаний? (Нет, мы ещё мало что знаем, мы должны каждый день узнавать что-то новое.)
Загадка (снеговик)
Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем шарфик мы ему
И не замёрзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо – (снеговик)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
1)Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. (Устный счёт)
- Сегодня на уроке вам необходимы будут смекалка и воображение. Проведём разминку:
Устный счёт даёт понять,
Что мы умеем и что должны знать.
Игра «Снежный ком» (Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал ком).
Найди сумму чисел 5 и 3 (8);
Из 6 вычесть 1 (5);
Прибавь 3 к 7 (10);
Из какого числа вычли 3 и получили 2? (5);
К какому числу нужно прибавить 2, чтобы получилось 7? (5)
Уменьши 4 на 2 (2);
Назови число, следующее за числом 8 (9);
Назови число, которое стоит перед числом 3 (2).
Веселые задачки про своих лесных друзей от снеговика (работа с числовым веером).
4 вороны на ветку сели
К ним ещё 3 прилетели.
Отвечайте, быстро, смело-
Сколько всех их прилетело? (7)
Шесть бельчат и мама белка.
Сосчитать ты их сумей-ка. (7)
Семь волчат пустились в путь,
Два решили отдохнуть.
Сколько серых под кустами
Вечерком вернулись к маме? (5)
У домика утром 2 зайца сидели
И дружно весёлую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит? (1)
• Считают девочки: 5+3.
• Считают мальчики: 10-3.
- Если забыли таблицу, что делать? (Прибавлять или вычитать по частям.)
Ребята, а почему снеговик приготовил для вас именно эти задания? (Всё это пригодится для изучения нового материала.)
2) Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
-А теперь внимание. По опорным словам определите тему урока:
условие (на доске)
вопрос
решение
ответ
(Задачи)
-Так что мы будем делать? (Решать задачи.)
-И, конечно, откроем ещё что-то новое.
3)Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.
- Напомните, как мы работаем над задачей. (На доске висит пошаговый, созданный ранее детьми,план работы над задачей.
1. Рисунок: Смайлик читает задачу- стрелка - смайлик думает. (Читаем задачу, пока не поймём и не запомним.)
2. В одной рамке слово "условие", в другой - "вопрос". (Выделяем условие и вопрос задачи.)
3. Слово "решение", схема произвольной задачи, запись решения. (Решаем задачу – составляем схему, выбираем действие,записываемрешение.)
4. Слово "ответ". (Записываем ответ.)
-Итак, вот наша задача. Запись на доске:
Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало меньше. Сколько елей стало вечером?
-Работаем над задачей по эталону.
Шаг 1.Читаем.
- Подумайте, почему елей к вечеру стало меньше? (Срубили для праздника.)
- Как вы считаете, обязательно ли рубить елку для того, чтобы встретить Новый год? (Нет. Можно поставить искусственную ёлку – вот как у нас. И мы ей рады также, как и настоящей.)
- Вырубка елей наносит большой вред природе. Если каждый человек из нашего класса захочет на праздник живую ёлочку, сколько ёлок надо срубить? (26)
- А теперь представьте, если каждый житель России срубит ёлочку? Погибнут миллионы елей.
- Шаг 2. Выделяем условие, вопрос.
- Возьмите листочки.
Шаг 3. Решение. С чего начнёте? (Со схемы.)
- А потом? (Запись решения и ответ).
- Решите задачу.
(Дети пытаются решить задачу)
4)Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.
-Можете ли вы решить эту задачу? (Нет.)
- Почему? (Неизвестно, на сколько меньше стало елей к вечеру)
III. Выявление места и причины затруднения.
- У нас возникло затруднение.
1)Восстановление выполнения операции и фиксирование места (шага), где возникло затруднение.
-Определите, где у нас возникло затруднение: в условии задачи или в вопросе? (В условии.)
2)Соотнесение своего действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.). Выявление фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса вообще.
-Сколько чисел в этой задаче?(1)
- А в тех, которых решали раньше? (2)
-Сделайте вывод: можно ли решить задачу, если в условии только одно число? (Нет)
- А сколько должно быть чисел? (2)
-Итак, задачу можно решить, если в условии есть хотя бы 2 числа.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Обдумывание будущих учебных действий.
-Итак, давайте внесём изменения в наш эталон.
- Сколько чисел должно быть в задаче? (Хотя бы 2 числа.)
-Я в эталон, в условие, помещу 2 кружочка, чтобы вы помнили, что решить задачу можно, если в условии есть хотя бы 2 числа.
V. Реализация построенного проекта.
- Что нам надо изменить в задаче, чтобы она соответствовала эталону? (Добавить число, обозначающее на сколько елей стало меньше.)
-Какое число можно вставить? (не больше 4)
Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало на 2 меньше. Сколько елей стало?
-Работаем над задачей по эталону.
1.Читаем.
2.Выделяем условие задачи.
Сколько чисел?
Какое первое число? Второе?
Что обозначает число 4?
Число 2?
Каков вопрос задачи?
3.Решение.
-Работаем на листочках.
-К доске пойдёт Кирюша.
-С чего начнём решение задачи? (Со схемы)
У. _______________________
В. ____________
?
-Какое действие выберем: сложение или вычитание? Почему? (Вычитание, потому что елей стало меньше.)
4-2=2(ел.)
Ответ: 2 ели.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, не ссориться),
- Возьмите планшеты. Там 2 задачи.
№1.
Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше.
Сколько подарков стало?
____________________________________________
№2.
Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше.
Сколько подарков стало?
Вам надо выбрать только одну задачу, которая соответствует эталону и решить её.
- На что обратите особое внимание? (В условии должны быть 2 числа).
-1 пара работает у доски.
-Проверяем.
Какую задачу выбрали: №1 или №2?
- Почему не выбрали №1? (Одно число в задаче.)
-Рассказывайте. (Ребята, работавшие у доски, подробно рассказывают о процессе решения задачи.)
-Проверьте сами, правильно ли выполнили работу. Переверните карточку.
(Около №1 - грустный смайлик, около №2 - весёлый.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в тетради, с. 48.
-Читаем задачу вверху.
- Сколько чисел в задаче? Какие?
-Поднимите руки 1 вариант. Это ваша задача.
- Работайте над задачей по эталону. Советую схему не делать, а дополнить рисунок задачи.
- Второй вариант, поднимите руки. Следующая задача – ваша. Читаем.
- Сколько чисел в задаче? Какие? Работайте над задачей по эталону.
- Советую схему не делать, а использовать рисунок задачи.
- Сколько всего снеговиков? (5)
-Как нашли? (3+2=5)
- Почему выбрали сложение? (Снеговиков стало на 2 больше.)
- Сколько конфет осталось у Пети? (3)
- Как узнали ? (6-3=3)
- Почему выбрали вычитание? (Конфет стало на 3 меньше.)
III. Включение в систему знаний и повторение.
- Давайте посмотрим, сумеем мы применить наши знания для решения следующей задачи.
- Страницу и номер я написала на снежинке. Куда же я её повесила? Не могу найти. Покажите рукой, где она? (Дети поворачиваются в разные стороны, стараясь отыскать снежинку.)
- Откройте учебник и найдите нужную страницу и нужный номер. (с. 124, №25)
-Читаем задачу.
- Прочитайте условие задачи.
- Вопрос.
- Вернёмся к условию. Сколько чисел в задаче? (2)
- Какие? (3 и 3).
- Откуда вы взяли второе число, я вижу только одно? (Столько же – значит 3.)
- К доске Маша. (Маша решает задачу с объяснением.)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.-Какие новые знания мы сегодня добавили в наш эталон?
(В задаче должно быть не менее 2 чисел)
- Оцените свою деятельность на уроке. (На доске три смайлика. Дети выбирают один и объясняют свой выбор.)
2. Закончите предложения
Мне интересно было...
Я узнал(а)...
К сожалению, не смог(ла)...
Теперь я буду…
- Покажите на смайлике с каким настроением вы заканчиваете урок.
- Спасибо за урок!
Урок математики в 1 классе по теме
"Решение задач на уменьшение на несколько единиц".
Цели:
Образовательные:закрепление представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Отработка умения анализировать условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение. Раскрыть новые понятия, которыми должны овладеть обучающиеся.
Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: формирование коллективного действия и развитие умения работать в команде.
Формирование УУД.
Личностные: развивать потребность в самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение планировать совместные действия, работать по намеченному плану, контролировать правильность и последовательность учебных действий, оценивать уровень учебных достижений.
Коммуникативные: грамотно выражать свои рассуждения, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать участников диалога; совместно договариваться о культуре общения.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать компоненты текстовой задачи, условия её решения.
Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять краткое условие задачи.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные связи: окружающий мир, чтение.
Оборудование: таблицы для устного счета, таблицы состава чисел, индивидуальные карточки решения задач, веера для устного счета, сигналы-светофоры, презентация.
Ход урока.
Ι. Мотивация к учебной деятельности.
1. Эмоциональный настрой. В классе висят снежинки, тучки, солнышко – украшен класс.