Подготовила учитель математики второй категории: Братченко Н.В.
2016г.
Пояснительная записка
Данный урок проведен, по учебнику 6 класса для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский,М.К.Потапов,Н.Н.Решетников,А.В.Шевкин — М.: «Просвещение», 2016.
Урок в теме идёт после изучения новой темы, как формирующий умения и навыки пользования правилами , которые используются при решении уравнений .
Устная работа направлена на закрепление вычислительных навыков и подготовку к актуализации опорных знаний.
Этот урок является вторым из восьми отведенных на изучение данной темы. Главной целью являетсяотработка практических навыков решения уравнений: умножение или деление обеих частей уравнения на одно и то же число и переносом из одной части уравнения в другую.
Данныйурок построен в соответствии с принципами здоровьесбережения. Чередование видов деятельности (устный счет, фронтальная и индивидуальная работа) позволяют сохранить работоспособность детей на хорошем уровне в течение всего урока. Проведение зарядки на 20 минуте (в середине урока) позволяет снять мышечное напряжение у детей и восстановить прочное восприятие учебного материала. Работа в парах, самооценка результатов деятельности способствуют созданию комфортной психологической обстановки на уроке. Данный урок был проведен как открытое аттестационное мероприятие .
Использование наглядности на уроке соответствует возрастным особенностям детей и позволяет активизировать познавательную деятельность через зрительное восприятие материала.
Рефлексия с использованием светофора (зеленый – хорошее настроение, красный – плохое настроение, желтый не определился) позволяет учителю оценить успешность проведения занятия, а детям продемонстрировать свое отношение к уроку.
Класс: 6 «Г»
Предмет: Математика.
Тема:Решение уравнений.
№ урока по данной теме: Второй.
Цели:
Образовательные:
Формировать знания, умения и навыки учащихся решения уравнений ;понятие корня уравнения, правило переноса слагаемого из одной части уравнения в другую, правила умножения или деления обеих частей уравнения на одно и то же число, отличное от нуля.
Развивающие:
Развивать у учащихся умение работать индивидуально и в группах; развивать культуру вычисления, эрудицию, математически и литературно грамотную речь; прививать интерес к математике через межпредметные связи, расширять кругозор учащихся; развитие познавательного интереса к решению уравнений и задач; научить учащихся оценивать свои знания.
Воспитательные:
Воспитывать познавательную активность; формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самооценки; воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи;
Схема урока с указанием этапов и количества времени
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Проверка домашнего задания. 4 мин.
3.Мотивация необходимости изучения данного материала через межпредметные связи.2 мин
4. Устный счёт. 3 мин.
5.Актуализация опорных знаний.5 мин
6. Графический диктант 5 мин
7.Физкультминутка . 1 мин.
8.Творческая работа в парах. 6 мин.
9.Самоконтроль – тест с выбором ответа (по баллам) - 12 минут;
10.Итог урока. 2 мин.
11. Домашнее задание. 2 мин.
12. Рефлексия.2мин
Оборудование: презентация к уроку, листы самооценивания,
сигнальные карты «светофор», карточки с заданиями для работы в парах : определения внешности повара (3 этап), карточки с заданием тестовым и вариантами ответа (4 этап)
Ход урока.
1. Организационный момент
- подготовка к уроку;
- учащиеся занимают места за столами.
- объявление темы и девиза урока;
Организация учебного процесса на этапе 1:
Слово учителя:
– Здравствуйте, ребята! Что мы изучали на прошлом уроке? (Понятия уравнения, корня уравнения, узнали, что значит решить уравнение)
– С каким приёмом равносильных преобразований вы познакомились? (Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую)
– Всё ли у вас получалось на прошлом уроке? (Возможны разные ответы)
–Ребята, как вы считаете чем нам сегодня на уроке нужно заняться?
– В тетрадях запишите дату и тему урока.(на доске)
Математика друзья , (слайд 2)
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно
И успех тебя ждёт обязательно !
А учиться надо весело !
Только чтобы переварить знания ,
надо поглощать их с аппетитом !
2.Проверка домашнего задания (слайд 3)
Сначала я хочу убедиться, что все в классе готовы к испытанию.
Ребята, урок начинаем с проверки домашнего задания
– Сегодня оценки вы себе поставите сами
3.Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжить работать с уравнениями.
А чтобы появился аппетит сегодня на уроке мы отправимся в «икс» - педицию по изучению удивительного на нашей планете, в дороге нужно будет применить все свои умения при решении задач и уравнений.
Итак идем мы в «икс»-педицию. (слайд 4)
Чтобы диковину нам найти,
«Икс»-педицию нам надо провести
И в этой «Икс»-педиции
На вас я буду полагаться,
На вашу эрудицию,
В дороге опираться
Задачи в «икс»-педиции
Для вас, для всех, для всех
От их решенья быстрого
Зависит наш успех.
(слайд №5)Продолжаем узнавать удивительное на нашей планете.
Сегодня вы прочитаете название удивительного плода, который по вкусу напоминает смесь ананаса и груши.
4.Устный счёт (работа с сигнальными картами)
Но чтобы узнать, что это за плод вам надо решить следующие устные примеры и по порядку вписать соответствующие буквы в таблицу ответов: (слайд 6)
1)-10ː5=
2)-17х+2х=
3)1,1+1,9 =
4)3·(х+5) =
5)5-3,7 =
6)-(4х-2)=
7) ·(-6) =
8)-5х=0
У
Т
К
Е
Р
Ж
Д
Ф
Н
А
-3
0
3х+15
3
-4х+2
-15х
-2
1,3
3х+5
-6
При проверке правильности ответов, учащиеся поднимают зелёные сигнальные карточки с надписью «да»- если согласны, иначе красные с надписью «нет».
В результате получается слово «ДЖЕКФРУТ» самый большой фрукт в мире , растущий на дереве.
Джекфрут или индийское хлебное дерево растёт в странах Южной и Юго- Восточной Азии от Индии до Индонезии. Его плоды в форме бочонка – самые большие съедобные плоды, произрастающие на деревьях.
1) Теоретические сведения. Сегодня мы продолжаем решать уравнения, а какие вы узнаете чуть попозже. Давайте вспомним, что мы уже знаем: (слайд 7)
- Уравнением называется…. Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти(переменную)
- Решить уравнение – значит…. Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня)
- Корень уравнения – это такое число… при подстановке которого в уравнение вместо х получается верное равенство.
- Уравнение может иметь (?) корней…. один, два, ни одного
Уравнения 0х=6,8х=0. ,(х-1)(х-2)=0 (на доске устно)
-Чтобы перенести какой-нибудь член уравнения из одной части в другую, надо…. изменить его знак на противоположный
- Обе части уравнения можно умножить на …. одно и то же число, отличное от нуля
(делить на число, отличное от нуля)
Без слайда
- Как раскрываем скобки, если перед скобками стоит знак «+»?
Дети: Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+», надо этот знак и скобки опустить, а все члены, стоящие в скобках, записать с их знаками.
- Как раскрываем скобки, если перед скобками стоит знак «-» ?
Дети: Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-», надо этот знак и скобки опустить, а все члены, стоящие в скобках, записать с противоположными знаками.
2) Выполнение вычислений и преобразований
Вычислим с вами
Объясните как решать.
(слайд 8) Найдём длину среднего плода в сантиметрах
1)2х +15 =135 Ответ: 60 см
Длина джекфрута 20—110 см
(слайд 9)
Найдём массу среднего плода в кг
2) 5х=2х+6;
Масса джекфрута от 1,5 кг до 40 кг
3)Решите уравнение на доске (раскрывая скобки)
4*(х+5)=12; (слайд 10)
4) Искали диаметр джекфрута
Найдите и исправьте ошибки в решении уравнения: (слайд 11)
5х-8=4-8х;
5х-8х=4+8;
-3х=12;
Х=12 (-3);
Х=-36. Ответ 10 см
Диаметр джекфрута до 20 см
Из свежих плодов делают салаты и десерты. Плоды содержат около 40% углеводов (крахмала)- больше чем в хлебе, жиры, белки, т.е. очень питательны. Поэтому (и из-за дешевизны) этот плод в Индии называют «хлебом для бедных» Его плоды в форме бочонка – самые большие съедобные плоды, произрастающие на деревьях.
6. Графическийдиктант 4 мин
Чтобы узнать сведения о «ДЖЕКФРУТЕ» нам нужно сегодня определить наш маршрут и начертить себе карту,будем идти по горам и по тропам.
Сейчас я буду диктовать вопросы, а вы будете отвечать «да» или «нет». Ответ «да» изображаете горкой, а ответ «нет» - тропинкой.
«Да» - ᴖ , «нет» - -
Решите уравнения (устно) и ответьте на вопросы (слайд 13)
1)Число -2 является корнем уравнения y 5 = - 10
2) Все уравнения имеют корни.
3) При выполнении преобразования – 17х+2х получается - 19 х
4) Решить уравнение - значит найти все его корни (или убедиться, что корней нет).
5) В уравнении 0 х = - 7 один корень.
6) Уравнение у-8 = -2имеет отрицательный корень
7) Уравнение-это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
8) Число 0 является корнем уравнения 7 х = 0
9) Обе части уравнения можно разделить на любое одинаковое число.
Итак, мы определились куда нам продвигаться ,чтобы найти этот экзотический плод
(слайд 14 ) - .В Южной Индии джекфрут по распространённости сравним с манго и бананом.
Внутри каждый плод разделен на большие доли, которые содержат сладкую жёлтую мякоть, состоящую из сочных скользких волокон. Мякоть приторно-сладкая, напоминает по вкусу дыню, но намного слаще её[
Толстая кожура «ДЖЕКФРУТА» покрыта многочисленными конусообразными выступами .. Плоды широко используется в местной кулинарии, как спелый, так и незрелый. Незрелые плоды используются как овощи - их варят, жарят, тушат.
7.Физкультминутка . 1 мин. ( слайд 15)
Прежде чем отправляться в путь сделаем зарядку.
Положите свои ручки, немного отдохнем
Наши ручки
Ручки кверху поднимаем ,
А потом их опускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Мы потопаем ногами,
Покиваем головой.
Ручки кверху поднимаем,
А потом их опускаем
И опять писать начнем.
8.Творческая работа в парах. (слайд 16)
Сюжетная линия: (таких вариантов 3 , по количеству рядов).
1) -1;родинка на левой щеке 2) 3; маленькая черная бородка
3) 1; черные усики; 4) 2. пышные светлые усы
Если допущена ошибка оценка снижается на 1 балл – «4», если две , три ошибки – «3», за большее количество ошибок – «2»
- Поставьте себе прогнозируемую оценку. Поднимите руки те, у которых оценка «5», «4», «3», «2».
- Молодцы.
9.Самоконтроль – тест с выбором ответа (по баллам)
Проверим, на сколько хорошо каждый из вас усвоил материал по решению уравнений. На ваших столах лежат бланки с заданиями. Результаты заносятся в таблицу в конце бланка
На два варианта
Тесты.
Решаем в тетради, ответы пишем в бланке самооценивания
1 вариант.
1)Решите уравнение: х+4-3=2х;
а) 10,7; б) 1; в) 5,79; г) 1,3;
2)Решите уравнение: 6-4у-1=у+3.
а) 20,4; б) 16,1 в) -0,4;; г)15,4.
3)Решите уравнение: 3х-4+2х=6+2х-4.
а) 1,1; б) 2 в) 2,9; г) 11,9;
4)Решите уравнение: 0,6у – 5,4 = - 0,8х + 5,8
а) у = -0,5 ; б) у =8 в) у = 0,8 г) у = 2
2 вариант.
1)Решите уравнение: 7-3а+4а-9=0.
а) 10,7; б) 2; в) 5,79; г) 1,3;
2)Решите уравнение: 9х-3+5=х+3х.
а) 20,4; б) 16,1 в) -0,4;; г)15,4.
3)Решите уравнение: 8,6х-3,7=7,6х-5.
а) 1,1; б) -1,3; в) 2,9; г) 11,9;
4) Решите уравнение: 4,4 – 1,1у = 0,5у – 3,6
а) у =2 ; б) у =5 в) у = 0,5 г) у = - 5
4задания-«5», 3 задания_ «4», 2задания – «3»
10.Итог урока.
Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие.
Ребята, давайте подведем итог нашего урока.
Ответить на вопросы
- Обе части уравнения умножили на число, не равное 0. Изменились ли корни данного уравнения?
- Обе части уравнения разделили на одно и то же число, отличное от нуля. Изменились ли корни данного уравнения?
- Сформулируйте правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую
Отметить работу лучших
11. Домашнее задание.
Повторить теорию( пункт 3.9).
Решить уравнения № 626 (а,б,в), № 628 (а,б,в)
12. Рефлексия. Закончи предложение:
- Я узнал(а)…
- Я научился…..
- Самым интересным было….
Оценка настроения после урока: поднимают «Светофор» зеленый – хорошее настроение, красный – плохое настроение, желтый - не определился.