Актуализация знаний занний об уравнении, полученных в начальной школе. Знакомство с понятием "корня уравнения". Решение задач алгеброическим способом решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение уравнений»
Тема: Решение уравнений.
Цель урока: актуализация знаний учащихся об уравнениях, полученных в начальной школе; знакомство с понятием корня уравнения, алгебраическим способом решения задач.
Формирование УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности;
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать уравнения, задачи алгебраическим способом.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответственность за общее дело.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания.
Основные понятия: уравнение, корень уравнения, решить уравнение.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
Задача этапа: включение в учебную деятельность.
Метод обучения: поисковый.
Форма обучения: коллективная.
Учитель: Для сегодняшнего урока нам понадобятся знания и умения, которые применяют люди различных профессий. Какие умения необходимы в любой профессии?
Дети: Самостоятельность, внимательность, сосредоточенность и др.
Учитель: Решая кроссворд, мы с вами попробуем применить эти умения.
II. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых ЗУ, сообщение темы, цели и задач урока.
Задача этапа: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Метод обучения: словесный.
Форма обучения: общеклассная дискуссия.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми профессиями. Многие из вас уже, наверно, задумывались над тем, кем он станет, когда вырастет. Ну а сейчас вашей главной работой является учеба, так как полученные знания потом в любом деле пригодятся.
Когда мы болеем, к кому мы обращаемся за помощью? Дети: К врачу. Учитель: Какая замечательная и необходимая всем профессия врача, который в любую погоду, в любое время суток спешит на помощь больным. В стенах больницы всегда чисто и аккуратно. А у наших ребят чисто и аккуратно в тетрадях. О чьих тетрадях можно так сказать? Встаньте, пожалуйста! Спасибо! Молодцы!
Учитель: Тема урока “Уравнения”. Сегодня мы продолжим работу над уравнениями. Будем учиться находить неизвестный компонент, пользуясь алгоритмом решения уравнений.
III. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
Задача этапа: включение известного способа действия в деятельность.
Метод обучения: частично-поисковый.
Форма обучения: групповая, индивидуальная.
Работа в тетрадях. Дата. Классная работа.
Учитель: Подрастают ребятишки и идут с букетами цветов куда? Дети: В школу, на день рождения, в гости и т.д.
Учитель: А кто их встречает?
Дети: Учителя, друзья и т.д.
Учитель: А мне вспоминаются словапоэта Некрасова, который сказал: “Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте! Спасибо вам скажет сердечное русский народ ”.
Портрет Н.Некрасова на доске.
Учитель: О ком идёт речь в этих строчках? У нас в школе работают замечательные учителя. При встрече с ними никогда не забывайте волшебных слов. Кто из вас, как учитель, сделает анализ числа, записанного у вас в тетради?
Анализ числа 5544. Как вы думаете, почему я показала это число?
Дети: Чтобы учились на “5” и “4”!
Учитель: А теперь отправимся в плавание по миру профессий водных транспортов. Профессии моряков безграничны, как море. Руководит всем экипажем судна капитан.
Капитан:
Он силен и ловок, Он – мечта мальчишек и девчонок. Дисциплина для него – закон. Символ морской дружбы он!
Эта профессия требует умения сосредотачиваться, быстроты реакции, логического мышления. Давайте посмотрим, кто из вас может стать капитаном. Проверим знание таблицы умножения и деления. (Два человека у доски, остальные в тетради)
Арифметический диктант:
70 • 80, 42 : 6, 50 • 3, 72 : 9, 60 • 7, 48 : 6, 60 • 4; 640 : 8, во сколько раз 81 9; на сколько единиц 460 60? На одном корабле служат 10 матросов, на втором в 3 раза больше, сколько всего матросов на двух кораблях?
Учитель: Молодцы! Вы будете настоящими капитанами.
Профессии, связанные с небом, это профессии работников авиации. Какие виды самолетов знаете? Дети: Пассажирские, транспортные, специального назначения: МЧС (министерство чрезвычайных ситуаций), в сельском хозяйстве применяют для поливки и удобрения растений, тушения пожаров. Учитель: При выполнении любой работы пилот должен действовать четко, не сворачивая с заданного курса, быть внимательным. Члены экипажа должны помогать друг другу в непредвиденных ситуациях. Давайте проверим, кто же из наших ребят сможет работать в экипаже самолета, может, кто-то станет командиром и ровно по заданному курсу проведет самолет.
Задание 1:
Чей ряд быстрее составит программу действий и вычислит результат.
Устная работа:
1 ряд: 96 : 12 : 2 + 15 • (36 : 6) – 52 : 4 = 81
2 ряд: (17 + 43) : 2 – 9 • 8 : 4 + 70 : 7 = 22
Задание 2:
Продолжить курс самолетов. Прочитайте. Какие слова 1 и 2 столбика вы бы соединили? Назовите лишнее слово в каждом столбике.
Учитель: Какое слово оказалось лишнее в первом столбике? Дети: Уравнение. Учитель: Какое слово оказалось лишнее во втором столбике? Дети: Равенство. Учитель: Как называются оставшиеся слова? Дети: Названия компонентов. Учитель: Как вы объясните, что такое равенство? Дети: Выражение, в котором есть знак “=”. Учитель: А что такое уравнение? Это равенство? Дети: Да. Учитель: А что в нем особенного? Дети: Есть переменная. Учитель: Совершенно верно: в уравнении есть переменная, значение которой надо найти.
На доске:
x + 25 = 31 45 – a = 27
b • 10 = 360 540 :y = 9
Уравнение – это равенство с переменной, значение которой надо найти. Значение переменной, при котором из уравнения получится верное равенство, называется корнем уравнения. Решить уравнение – значит найти все его корни. Найдите корни этих (на доске) уравнений, запишите их в тетради. (6, 18, 36, 60) Учитель: Молодцы! Хорошо справились с работой.
1V. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством учителя.
Задача этапа: анализировать задания и способ их выполнения.
Метод обучения: частично-поисковый.
Форма обучения: групповая и индивидуальная.
Учитель:
– Как найти неизвестное слагаемое? – Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое? – Как найти неизвестный множитель? – Как найти делимое делитель? – Что такое корень уравнения?
Учитель: Следующая профессия поможет нам решить задачу. Требования к этой профессии высокие. Человек, который владеет этой профессией, должен знать правила дорожного движения, иметь хорошую реакцию, наблюдательность, быть точным во времени. Кто это?
Дети: Водитель.
Учитель: Отгадайте, что это за вид транспорта.
Что за чудо – синий дом, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины, А питается бензином!
(Автобус)
– Какие правила поведения в автобусе вы знаете? – Как правильно переходить дорогу? – Где нужно идти по загородной дороге?
Решение задачи.
Задача.
Помоги водителю определить наиболее выгодный маршрут поездки от проспекта Ленинского комсомола до проспекта Созидателей.
Анализ по вопросам.
Учитель: О чем говорится в задаче? Дети: О маршруте автобуса. Учитель: Каково время прохождения автобуса между проспектами Ленинского комсомола – Дружбы народов - Созидателей? Дети: 48 мин и 45 мин. Учитель: Сколько времени приходится на остановку на проспекте Дружбы народов? Дети: 5 минут.
На доске: схема задачи 1 вариант (путь через проспект Дружбы народов): 48 мин + 45 мин = 1ч 33 мин
2 вариант (путь через проспект Туполева):
25 мин + 35 мин = 1 ч
Учитель: Какой путь выгоднее?
Обобщение, систематизация результатов выполненных заданий.
Задача этапа: выявление затруднения, формирование способности к выполнению задания.
Метод обучения: практический.
Форма обучения: коллективная.
Учитель: Какая же из профессий помогает людям узнавать неизвестное в другом населенном пункте? Дети: Телеграфист, телефонист, радист. Учитель: Кто хочет стать работником отрасли связи, должен хорошо учить математику и, конечно же, находить неизвестное.
17 + x =304 x = 287
у + 439 = 811 у = 372
185 – m = 93 m = 192
b : 40 = 900 b = 2
940 – n =167 n = 773
x : 300 = 450 x = 13500
Проверка написанного
VI. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания.
Задача этапа: самооценка результатов деятельности; проговаривание способа действия.
Метод обучения: наглядный.
Форма обучения: индивидуальная.
Учитель: Какие равенства мы сегодня решали? Дети: Уравнения. Учитель: Что содержит уравнение? Дети: Переменную. Учитель: Что значит решить уравнение? Дети: Найти все его корни. Учитель: С какими профессиями познакомились? Дети: Врач, учитель, капитан, пилот, летчик, телеграфист, телефонист, радист, водитель. Учитель: Все профессии, о которых мы говорили, нужны и важны! Кем же вы хотите стать?
Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
Сегодня домашнее задание можете выбрать для каждой профессии своё.
Поставь скобки там, где это необходимо, так, что бы равенства были равными.
7 · 9 + 12 : 3 – 2 = 23 7 · 9 + 12 : 3 – 2 = 65
Составь задачу на выбор оптимального маршрута от школы до дома, если расстояние от дома до школы 300метров.