Организационный момент. Мотивация. (3мин). - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Садитесь. Мотивация: - Желаю успехов в работе! - Откройте тетради, запишите число, классная работа. В тетрадях аккуратно ведем все записи. Спинку держим ровно! II. Актуализация знаний. Математический диктант. - А теперь выполним математический диктант. Я читаю задания вы записываете в тетрадь только ответы. Можно пользоваться черновиком. 1) 150*4 равно; (600) 2) Во сколько раз 700 больше, чем 100; (7) 3) первый множитель 110, второй множитель 7, чему равно произведение; (770) 4) увеличьте 300 в 4 раза сколько получиться; (1200) 5) найдите произведение чисел 300 и 3; (900) 6) первый множитель 240, второй множитель 4, чему равно произведение; (960) 7) Какое число задумали, если, умножив его на 50 получили 2000; (40) 8) сумму чисел 8 и 5 умножьте на 100; (1300) - Теперь проверим. Слайд № - Соотнесите число и букву. Составьте из букв слово. Самопроверка по шифру: 600 | 7 | 770 | 1200 | 900 | 960 | 40 | 1300 | 600 | 7 | 770 | 1200 | 900 | 960 | 40 | 1300 | в | е | д | и | е | н | ж | и | - Какое слово получилось? (движение). (Учитель вывешивает карточку). - Прочитайте числа в порядке возрастания. (от меньшего к большему) · 40 204 506 · 386 925 · 150 000 000 · 32 482 - Назовите самое большое число? (150.000.000) - Что оно может обозначать? (расстояние). _ (Учитель вывешивает табличку РАССТОЯНИЕ.) - Что такое расстояние? Вывод: Расстояние - это путь, который надо преодолеть. Расстояние принято обозначать латинской буквой S. - Да правильно это число обозначает расстояние от Земли до Солнца. Это огромное расстояние трудно представить. - Если бы мы решили поехать на Солнце на карете, нам понадобилось бы около 500 лет. Сколько это веков? (веков) - Люди придумали автомобиль, и теперь на эту дорогу времени потребуется в 5 раз меньше. - Сколько это лет? (100 лет). А на самолёте нужно лететь 10 лет. Сколько это месяцев? (120 месяцев) - Ракета преодолеет этот путь за 1 год. Сколько это суток, учитывая, что год високосный? (356 суток) - 2020 год високосный. - Какие знания вам понадобились, чтобы ответить на эти вопросы? (знание единиц времени). Учитель вывешивает карточку (время). - Ученики из нашего класса Полина и Дима живут рядом. Они провели исследование. (Выходят ученики и рассказывают задачи). Расстояние от их дома до школы 900 м, Полина приходит в школу за 15 минут, а Дима за 10 минут. Почему Дима доходит до школы быстрее, чем Полина? (Дима идет быстрее, чем Полина. Значит у Димы скорость больше). - Что такое скорость? Учитель вывешивает карточку СКОРОСТЬ Вывод: Скорость – это расстояние, пройденное за 1 единицу времени. Обозначается такой буквой V. - В каком случае мы можем применить слова: скорость, время, расстояние? (когда мы двигаемся). - Можно ли рассчитать с какой скоростью двигается Дима, а с какой Полина? - Подумайте над какой темой будем работать сегодня на уроке. (Решение задач на движение.) Слайд №8 - Какие цели поставим перед собой на урок? (Закреплять умение решать задачи на движение, находить взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние. Закреплять умение читать чертеж к задаче. - А как вы считаете, нужны ли нам умения решать задачи на движение? (Чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий, и т.д.) Логическая задача. «Двое детей начали есть кашу. Через некоторое время первый ребенок кашу съел, а второй нет, хотя порции были одинаковые. Почему это произошло? «(Скорость первого ребенка выше, чем скорость второго). - А это задача на движение? (нет) - Почему нет, ведь в ней присутствует такая величина, как скорость? (Нет такой величины как расстояние). -В данном случае есть скорость, время, но задача не на движение, так как отсутствуют другие величины. - Какие величины должны присутствовать в задачах на движение? (Скорость, время, расстояние) - Давайте вспомним. Как найти скорость? время? расстояние? -Для того, чтобы хорошо решать задачи предлагаю вам вспомнить взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием. - У вас на партах маршрутные листы. В них вы будете оценивать свою работу на протяжении всего урока. Повторение взаимосвязи между v, t, s. (Живые модели) В каких единицах измеряется скорость? (9 м/c, м/мин, км/ч….) Как найти скорость? ДЕТИ: Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время. V=S:t (учитель вывешивает формулу). - А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления? Скорость сближения, скорость удаления. - Как найти расстояние? Дети: Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время. S=V x t (учитель вывешивает формулу). - Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при встречном движении? Расстояние уменьшается. - Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при движении в противоположных направлениях? (Расстояние увеличивается.) - А как мы находим время? Дети: Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость. (t=S:v) (учитель вывешивает формулу (t=S:v) Работа в парах. - Предлагаю применить эти знания на практике при решении задач. Работаем в парах. Вам на это 2 минуты. v = 6 км/ч t = 3 ч s - ? | s = 8 км t = 2 ч v - ? | v = 20 км/ч t = 4 ч s - ? | s = 12 м t = 6 ч v - ? | v = 12 км/ч t = 5 ч s - ? | v = 6 м/мин t = 15мин s - ? | s = 60 см v = 15 см/с t - ? | s = 90 км t = 6 ч v - ? | v = 5 м/мин t = 16 мин s - ? | s = 70 км v = 14 км/ч t - ? | v = 25 км/ч t = 4 ч s - ? | s = 60 км t = 12 мин v - ? | - Самопроверка. По образцу. Слайд № | v = 6 км/ч t = 3 ч s - ? 18 км | s = 8 км t = 2 ч v - ? 4 км\ч | v = 20 км/ч t = 4 ч s - ? 80 км | s = 12 м t = 6 ч v - ? 2 м\ч | v = 12 км/ч t = 5 ч s - ? 60 км | v = 6 м/мин t = 15мин s - ? 90 м | s = 60 см v = 15 см/с t - ? 4 с | s = 90 км t = 9 ч v - ? 10 км\ч | v = 5 м/мин t = 16 мин s - ? 80 м | s = 70 км v = 14 км/ч t - ? 5 ч | v = 25 км/ч t = 4 ч s - ? 100 км | s = 60 км t = 12 мин v - ? 5 км\мин | - Оцените свою работу в парах в маршрутных листах. Работа с учебником. Стр. 21 №12 - Прочитайте задачу. - Что значит «встретились через 10 секунд»? (Каждый был в пути 10 с.) - Что можно узнать, зная скорость и время движения первого мальчика? (Расстояние, которое он пробежал.) - Сделайте чертёж к задаче. Решение: 4*10=40 (м) – пробежал первый мальчик. 100 – 40=60 (м) – пробежал второй мальчик. 60:10=6 (м/с) Ответ: скорость второго мальчика 6 м/с. - Можно ли было решить эту задачу вторым способом? (Да. Зная общее расстояние и время. Мы могли найти общую скорость. Потом зная общую скорость и скорость первого мальчика. Можем узнать скорость 2 мальчика.) 100:10=10 (м/с) – общая скорость мальчиков. 10-4=6 (м/c) Ответ: скорость второго мальчика 6 м/с. Самостоятельная работа. - Перед вами карточка, на которой записаны 3 задачи: на “5 - красная - повышенной сложности”, на “4 - синяя – средней сложности” на “3 - зеленая – простая задача”. - Выберите ту, с которой вы, по-вашему, можете справиться и решите задачу. Задача на “3” - зеленая Простая задача Велосипедист проехал 48 км за 4 часа. С какой скоростью он двигался? 48 : 4 =12 (км/ч) Ответ: 12 км/ч Задача на “4” - синяя Средней сложности Дачник ехал от города до деревни 2 часа на автобусе со скоростью 60 км/ч, а потом шёл 7 километров пешком. Найдите расстояние от города до деревни. 60 * 2 = 120(км) 120 + 7 =127(км) Ответ: 127 км Задача на “5” - красная Повышенной сложности Велосипедист проехал 24 км со скоростью 12 км/ч, а потом еще 45 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути? 1) 24:12 = 2(ч) 2) 45:15 = 3(ч) 3) 2 + 3 =5(ч) Ответ: 5 часов Проверка: Поднимите руку кто решал задачу на красной карточке- проверим решение (на доске правильное решение) (на слайде) Кто решал задачу на синей карточке – проверим решение; Кто решал задачу на зеленой карточке – проверим решение. - Оцените свою работу в маршрутном листе. Закрепление. А теперь поработаем исследователями Работа в группах. Даны задачи. Решают кто больше. - Каждая группа получает задачу на движение и план работы над ней. План работы. Блиц турнир. Обсудите в группе задачи; Определите вид задачи. Сделайте чертёж и соответствующие надписи на чертеже. Решите задачу по действиям с пояснением. За 3 ч поезд прошёл 240 км. С какой скоростью шёл поезд? Плот плыл 20 км за 5 ч. Какова скорость движения плота? За 5 с орел пролетел 150 м. Найдите скорость полета орла. Всадник скачет на лошади со скоростью 15 км/ч. какое расстояние преодолеет всадник за 20 минут? Наш поезд за 4 часа прошёл 360 км, проходя каждый час одинаковое расстояние. С какой скоростью он двигался? №7 8. Из двух поселков одновременно навстречу друг другу выехали автобус и мотоцикл. Скорость автобуса 45 км/ч, а скорость мотоцикла – 38 км/ч. Чему равно расстояние между поселками, если встреча произошла через 2 часа после выхода? -Время подошло к концу. Кто решил все 7 задач? 6? 5? Молодцы! - Проверим, правильность решения задач. - Оцените свою работу в группе в маршрутном листе. Итог: Беседа по ПДД - Что мы сегодня повторяли на уроке? - Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение? - Что нужно знать, чтобы решить задачи? - Как найти скорость время расстояние? -Вывод: Сегодня мы учились решать задачи на движение, но все вы знаете, что с дорогой шутить опасно. Жизнь без машины многие из нас теперь представляют с трудом. Но я хочу привести и печальные факты. По данным за 2017 год в нашей стране произошло 169 000 ДТП, погибло 19 000 человек. Поэтому всем: и автомобилистам, и пешеходам надо быть очень внимательными на дорогах, обязательно соблюдать ПДД. 1. Пешеход должен идти по дороге навстречу движущемуся транспорту. 2. На велосипеде по дороге можно ездить с 14 лет. 3. Зелёный сигнал светофора означает: движение пешеходу разрешено. 4. Переходя через улицу, сначала посмотри направо. 5. Красный сигнал светофора означает: движение транспорта запрещено -А кто мне может назвать человека, управляющего каждым видом транспорта? (водитель, пилот, машинист, велосипедист) - Какими должны быть люди этих профессий? Как можно охарактеризовать? (Они должны чувствовать ответственность за жизнь людей) - Что они должны знать и уметь? - А чтоб это все знать, что для этого нужно делать? (Всем хорошо учиться) Домашнее задание. - На карточке дана задача, которую вы должны будете решить дома. 1 ряд - Вы едете на грузовой машине 2 ряд – Вы едете на легковой машине 3 ряд – Вы едете на спортивной машине - Кто хочет может ответить на все три вопроса. Скорость грузовой машины 60 км/час, легковой – 90 км/час, спортивного автомобиля – 180 км/ч. Сколько времени потребуется каждой из этих машин, чтобы проехать от Москвы до Брянска, если расстояние между этими городами 360 километров. Рефлексия. - Посмотрите на свои маршрутные листы и подведите итог своей работе на уроке с помощью 1 из данных предложений. Я очень доволен своей работой | Мне надо разобраться в некоторых вопросах | У меня много ошибок | | | | - Спасибо всем за работу. |