kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение элементов мат. анализа при решении физических задач.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

Урок построен на основе принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества, принципа обоснованного ответа.

Проблемно-диалогическая технология способствует  обеспечению актуализации предметных знаний и умений учащихся, развития критического мышления, формирования коммуникативной культуры.

Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения приемам анализа текста,  созданию проблемно-диалогической ситуации, формированию исследовательских умений младших школьников.

Полноценное диалогическое общение на уроке возможно при соблюдении следующих условий:

- равенство личностных позиций учителя и ученика;

- приобретение нового знания в процессе рассуждения;

- предоставление возможности определить собственную позицию при наличии различных точек зрения;

- стимулирование самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Результатом урока являются глубоко осмысленные выводы учащихся, полное раскрытие замысла автора, высокий эмоциональный подъём и выход на нравственные ценности, составляющие духовность личности, её образовательную среду.

Урок  представлялся на районный конкурс Урок года-2009 «Науки юношей питают…»

 

Тема: Применение элементов математического анализа при решении физических задач.

Цель: формировать умения учащихся применять методы матанализа при решении физических задач.

 

Задачи урока:

Предметные:

  • выявить экспериментально зависимость силы тока в полной цепи от внешнего сопротивления;
  • закрепить навыки вычисления производной для нахождения физических величин и нахождения наибольшего и наименьшего значений функции;
  • закрепить знания закона Ома для полной цепи;
  • способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления, речи;
  • содействовать воспитанию интереса к математике и физике 

 

 

Метапредметные:

познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • построение логической цепи рассуждений;

регулятивные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • целеполагание;
  • контроль и оценка результатов деятельности;
  • самооценка;
  • развитие  приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять;   анализировать, обобщать изучаемые факты;

коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

личностные:

  • стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности;
  • воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.

 

-Предполагаемые результаты:

Уметь: применять методы матанализа при решении физических задач;

вычислять производную для нахождения физических величин и нахождения наибольшего и наименьшего значений функции.

 

Знать: закон Ома для полной цепи, мощности; зависимость силы тока в полной цепи от внешнего сопротивления.

 

Тип урока: урок комплексного применения знаний умений и навыков.

 

Методы обучения:

  • частично-поисковый,
  • работа по опорным схемам,
  • решение познавательных задач,
  • системные обобщения.
  •  

Межпредметные связи: физика, математика, техника

 

Оборудование: источник тока, соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ.

 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная.

 

Ход урока.

I. Организационный этап.

 

Учитель физики:

- Ребята! Сегодня у нас интегрированный урок математики и физики. Говорят, что математика – служанка всех наук, в том числе и физики. Зная математику, физики «вооружены». Им по силам не только простые задачи. Учёные давали математическое обоснование физическим законам и явлениям. Вы овладеваете таким математическим аппаратом, чтобы познавать мир и объяснять его.

Сегодня мы поговорим о применении производной и использовании математического анализа для решения физических задач.

?- Какие физические величины можно определить с помощью производной?

- скорость, ускорение, силу, импульс, кинетическую энергию, если известно ускорение движения, силу тока, напряжение, мощность, если известно уравнение изменения заряда.

II. Повторение опорных знаний.

 

Учитель математики:

- Давайте вспомним правила нахождения производных и некоторые физические формулы. Проверьте, пожалуйста, все ли формулы на доске записаны верно?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На уроках физики вам довольно часто требуется установить зависимость одной физической величины от другой. Математические исследования могут помочь вам в этом.

Задание №1 Исследовать зависимость силы тока от внешнего сопротивления.

(два ученика выполняют экспериментальное задание)

 

Учитель физики:

- С помощью графиков можно определять физические величины.

- Как зависит сила тока от внешнего сопротивления? Запишите формулу.

 

Вид формулы закона Ома такой же как вид функции

Аргумент – R. R>0. Почему?

 

- Следовательно, интересующий нас график будет выглядеть следующим образом. (Убирается лишнее на графике, меняется обозначение осей координат.)

- Точка пересечения графика с осью ординат есть значение тока при R=0.

- Как называется этот ток?

 

IV. Закрепление новых знаний.

ЗАДАЧА: Определите мощность Р отдаваемую нагревательным элементом, имеющим сопротивление R и включенным в цепь источника тока с ЭДС ε и внутренним сопротивлением r. Каким должно быть внешнее сопротивление R, чтобы отдаваемая элементом мощность была наибольшей?

 

                          

 

Учитель математики:

Большую часть своих усилий человек тратит на поиск наилучшего, оптимального решения поставленной задачи:

- как добиться наиболее высокого жизненного уровня;

- наивысшей производительности труда;

- наименьших потерь;

- максимальной прибыли;

- минимальных затрат времени.

Часть таких задач удаётся решить с помощью математического анализа.

- Откройте учебник на странице 151.Найдите схему применения метода поиска наибольших и наименьших значений функции к решению прикладных задач. Повторим основные этапы:

1) задача «переводится» на язык функций. Для этого выбирают удобный параметр х, через который интересующую нас величину выражают как функцию f(х);

2) средствами анализа ищется наибольшее или наименьшее значение этой функции на некотором промежутке;

3) выясняется, какой практический смысл( в терминах первоначальной задачи) имеет полученный(на языке функций) результат.

 

- Вернёмся к решению нашей задачи и применим к ней метод математического моделирования.

(один ученик решает задачу у доски).

Ответ: Мощность Р максимальна, когда внешнее сопротивление резистора равно внутреннему сопротивлению.

Учитель физики:

- Не только для определения электрических величин можно использовать математику. На территории нашего района находится сырзавод в с. Тугузтемир. Возможно, кому-то придётся заниматься переработкой молочных продуктов. Так вот

ЗАДАЧА: Сыроделы считают, что при равном объёме сыры шаровой формы лучше сохраняют свои вкусовые качества, чем сыры формы цилиндра и формы  прямоугольного параллелепипеда. Почему?

- Как может качество сыра зависеть от его формы?

- От каких факторов зависит испарение?

- Какова математическая модель данной практической задачи?

 

Учитель математики:

- Чтобы ответить на этот вопрос задачу можно сформулировать на языке геометрии:

ЗАДАЧА: Сравнить площади поверхностей прямоугольного параллелепипеда, цилиндра и шара, у которых одинаковые объёмы.

- Рассмотрим куб, цилиндр ,высота которого равна диаметру (или 2R) и шар.

В любом справочнике можно найти формулы, по которым вычисляются площади поверхностей и объёмы этих тел. Мы будем знакомиться с ними позже.

(На доске помещаются нужные формулы. Три ученика выходят к доске решать задачу.)

- Выразить через объём площадь поверхности:

а) куба; б) цилиндра;      в) шара.

 

а)                                                       

 

б)                 

 

в)                 

 

    

 




 

Sш < Sц < Sк

 

Ответ: вкусовые качества сыра шарообразной формы сохраняются дольше и лучше сыров другой формы.

 

V. Задание на дом:(тексты раздаются каждому ученику)

ЗАДАЧА: Батарея с ЭДС 12В и внутренним сопротивлением 0,8 Ом питает поочерёдно внешние цепи, имеющие сопротивления 0,4; 0,8 и 0,2 Ом. В каком случае полезная мощность наибольшая? Определите КПД батареи. Когда он наибольший? (УКАЗАНИЕ: используйте решение классной задачи.)

№ 321(учебник Алгебра и начала анализа , стр 154) –по желанию.

 

VI.Подведение итогов урока:

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«11 класс физмат»

КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК




Аннотация

Урок построен на основе принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества, принципа обоснованного ответа.

Проблемно-диалогическая технология способствует обеспечению актуализации предметных знаний и умений учащихся, развития критического мышления, формирования коммуникативной культуры.

Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения приемам анализа текста, созданию проблемно-диалогической ситуации, формированию исследовательских умений младших школьников.

Полноценное диалогическое общение на уроке возможно при соблюдении следующих условий:

- равенство личностных позиций учителя и ученика;

- приобретение нового знания в процессе рассуждения;

- предоставление возможности определить собственную позицию при наличии различных точек зрения;

- стимулирование самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Результатом урока являются глубоко осмысленные выводы учащихся, полное раскрытие замысла автора, высокий эмоциональный подъём и выход на нравственные ценности, составляющие духовность личности, её образовательную среду.

Урок представлялся на районный конкурс Урок года-2009 «Науки юношей питают…»



Тема: Применение элементов математического анализа при решении физических задач.

Цель: формировать умения учащихся применять методы матанализа при решении физических задач.


Задачи урока:

Предметные:

  • выявить экспериментально зависимость силы тока в полной цепи от внешнего сопротивления;

  • закрепить навыки вычисления производной для нахождения физических величин и нахождения наибольшего и наименьшего значений функции;

  • закрепить знания закона Ома для полной цепи;

  • способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления, речи;

  • содействовать воспитанию интереса к математике и физике


Метапредметные:

познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • построение логической цепи рассуждений;

регулятивные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • целеполагание;

  • контроль и оценка результатов деятельности;

  • самооценка;

  • развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять; анализировать, обобщать изучаемые факты;

коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

личностные:

  • стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности;

  • воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.


-Предполагаемые результаты:

Уметь: применять методы матанализа при решении физических задач;

вычислять производную для нахождения физических величин и нахождения наибольшего и наименьшего значений функции.


Знать: закон Ома для полной цепи, мощности; зависимость силы тока в полной цепи от внешнего сопротивления.


Тип урока: урок комплексного применения знаний умений и навыков.


Методы обучения:

  • частично-поисковый,

  • работа по опорным схемам,

  • решение познавательных задач,

  • системные обобщения.

Межпредметные связи: физика, математика, техника


Оборудование: источник тока, соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная.


Ход урока.

I. Организационный этап.


Учитель физики:

- Ребята! Сегодня у нас интегрированный урок математики и физики. Говорят, что математика – служанка всех наук, в том числе и физики. Зная математику, физики «вооружены». Им по силам не только простые задачи. Учёные давали математическое обоснование физическим законам и явлениям. Вы овладеваете таким математическим аппаратом, чтобы познавать мир и объяснять его.

Сегодня мы поговорим о применении производной и использовании математического анализа для решения физических задач.

?- Какие физические величины можно определить с помощью производной?

- скорость, ускорение, силу, импульс, кинетическую энергию, если известно ускорение движения, силу тока, напряжение, мощность, если известно уравнение изменения заряда.

II. Повторение опорных знаний.


Учитель математики:

- Давайте вспомним правила нахождения производных и некоторые физические формулы. Проверьте, пожалуйста, все ли формулы на доске записаны верно?


- На уроках физики вам довольно часто требуется установить зависимость одной физической величины от другой. Математические исследования могут помочь вам в этом.

Задание №1 Исследовать зависимость силы тока от внешнего сопротивления.

(два ученика выполняют экспериментальное задание)


Учитель физики:

- С помощью графиков можно определять физические величины.

- Как зависит сила тока от внешнего сопротивления? Запишите формулу.


Вид формулы закона Ома такой же как вид функции

Аргумент – R. R0. Почему?


- Следовательно, интересующий нас график будет выглядеть следующим образом. (Убирается лишнее на графике, меняется обозначение осей координат.)

- Точка пересечения графика с осью ординат есть значение тока при R=0.

- Как называется этот ток?


IV. Закрепление новых знаний.

ЗАДАЧА: Определите мощность Р отдаваемую нагревательным элементом, имеющим сопротивление R и включенным в цепь источника тока с ЭДС ε и внутренним сопротивлением r. Каким должно быть внешнее сопротивление R, чтобы отдаваемая элементом мощность была наибольшей?



Учитель математики:

  1. Большую часть своих усилий человек тратит на поиск наилучшего, оптимального решения поставленной задачи:

- как добиться наиболее высокого жизненного уровня;

- наивысшей производительности труда;

- наименьших потерь;

- максимальной прибыли;

- минимальных затрат времени.

Часть таких задач удаётся решить с помощью математического анализа.

- Откройте учебник на странице 151.Найдите схему применения метода поиска наибольших и наименьших значений функции к решению прикладных задач. Повторим основные этапы:

1) задача «переводится» на язык функций. Для этого выбирают удобный параметр х, через который интересующую нас величину выражают как функцию f(х);

2) средствами анализа ищется наибольшее или наименьшее значение этой функции на некотором промежутке;

3) выясняется, какой практический смысл( в терминах первоначальной задачи) имеет полученный(на языке функций) результат.


- Вернёмся к решению нашей задачи и применим к ней метод математического моделирования.

(один ученик решает задачу у доски).

Ответ: Мощность Р максимальна, когда внешнее сопротивление резистора равно внутреннему сопротивлению.

Учитель физики:

- Не только для определения электрических величин можно использовать математику. На территории нашего района находится сырзавод в с. Тугузтемир. Возможно, кому-то придётся заниматься переработкой молочных продуктов. Так вот

ЗАДАЧА: Сыроделы считают, что при равном объёме сыры шаровой формы лучше сохраняют свои вкусовые качества, чем сыры формы цилиндра и формы  прямоугольного параллелепипеда. Почему?

- Как может качество сыра зависеть от его формы?

- От каких факторов зависит испарение?

- Какова математическая модель данной практической задачи?


Учитель математики:

- Чтобы ответить на этот вопрос задачу можно сформулировать на языке геометрии:

ЗАДАЧА: Сравнить площади поверхностей прямоугольного параллелепипеда, цилиндра и шара, у которых одинаковые объёмы.

- Рассмотрим куб, цилиндр ,высота которого равна диаметру (или 2R) и шар.

В любом справочнике можно найти формулы, по которым вычисляются площади поверхностей и объёмы этих тел. Мы будем знакомиться с ними позже.

(На доске помещаются нужные формулы. Три ученика выходят к доске решать задачу.)

- Выразить через объём площадь поверхности:

а) куба; б) цилиндра; в) шара.


а)


б)


в)



Sш Sц Sк


Ответ: вкусовые качества сыра шарообразной формы сохраняются дольше и лучше сыров другой формы.


V. Задание на дом:(тексты раздаются каждому ученику)

ЗАДАЧА: Батарея с ЭДС 12В и внутренним сопротивлением 0,8 Ом питает поочерёдно внешние цепи, имеющие сопротивления 0,4; 0,8 и 0,2 Ом. В каком случае полезная мощность наибольшая? Определите КПД батареи. Когда он наибольший? (УКАЗАНИЕ: используйте решение классной задачи.)

№ 321(учебник Алгебра и начала анализа , стр 154) –по желанию.


VI.Подведение итогов урока:


Просмотр содержимого презентации
«Применение элементов математического анализа при решении физических задач»

Применение элементов математического анализа при решении физических задач.  Губанова Лидия Владимировна Суюндиков Ильдар Рашитович

Применение элементов математического анализа при решении физических задач.

Губанова Лидия Владимировна

Суюндиков Ильдар Рашитович

Цели урока: - рассмотреть применение методов матанализа при решении физических задач; - выявить экспериментально зависимость силы тока в полной цепи от внешнего сопротивления; - продемонстрировать применение приёмов сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию.

Цели урока:

- рассмотреть применение методов матанализа при решении физических задач;

- выявить экспериментально зависимость силы тока в полной цепи от внешнего сопротивления;

- продемонстрировать применение приёмов сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию.

Проверьте, все ли формулы записаны верно?

Проверьте, все ли формулы записаны верно?

Задание №1 Исследовать зависимость силы тока от внешнего сопротивления  Во избежание короткого замыкания и выхода из строя амперметра не передвигайте ползунок до крайнего положения ! ВНИМАНИЕ

Задание №1

Исследовать зависимость силы тока от внешнего сопротивления

Во избежание короткого замыкания и выхода из строя

амперметра не передвигайте ползунок до крайнего положения !

ВНИМАНИЕ

Задание №1 Исследовать зависимость силы тока от внешнего сопротивления

Задание №1

Исследовать зависимость силы тока от внешнего сопротивления

Результаты работы

Результаты работы

Результаты работы

Результаты работы

Задание №2 Определите мощность Р отдаваемую нагревательным элементом, имеющим сопротивление R  и включенным в цепь источника тока с ЭДС  ε  и внутренним сопротивлением r . Каким должно быть внешнее сопротивление R , чтобы отдаваемая элементом мощность была наибольшей?

Задание №2

Определите мощность Р отдаваемую нагревательным элементом, имеющим сопротивление R  и включенным в цепь источника тока с ЭДС  ε  и внутренним сопротивлением r . Каким должно быть внешнее сопротивление R , чтобы отдаваемая элементом мощность была наибольшей?

Задание №3 Сыроделы считают, что при равном объёме сыры шаровой формы лучше сохраняют свои вкусовые качества, чем сыры формы цилиндра и формы  прямоугольного параллелепипеда. Почему? Как может качество сыра зависеть от его формы? От каких факторов зависит испарение? Какова математическая модель данной практической задачи ?

Задание №3

Сыроделы считают, что при равном объёме сыры шаровой формы лучше сохраняют свои вкусовые качества, чем сыры формы цилиндра и формы  прямоугольного параллелепипеда. Почему?

Как может качество сыра зависеть от его формы?

От каких факторов зависит испарение?

Какова математическая модель данной практической задачи ?

Задание на дом

Задание на дом

  • ЗАДАЧА: Батарея с ЭДС 12В и внутренним сопротивлением 0,8 Ом питает поочерёдно внешние цепи, имеющие сопротивления 0,4; 0,8 и 0,2 Ом. В каком случае полезная мощность наибольшая? Определите КПД батареи. Когда он наибольший?(УКАЗАНИЕ: используйте решение классной задачи.)
  • № 321(учебник Алгебра и начала анализа , стр 154) –по желанию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Применение элементов мат. анализа при решении физических задач.

Автор: Суюндиков Ильдар Рашитович

Дата: 02.09.2014

Номер свидетельства: 113248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Технологическая карта урока английского языка с учетом требований ФГОС "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-anghliiskogho-iazyka-s-uchietom-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "149659"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420282148"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Здоровьесберегающие  образовательные технологии "
    ["seo_title"] => string(60) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "137141"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417275163"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства