1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (2 мин.) | Вот опять звенит звонок, Приглашает на урок. Будем дружно мы считать, И делить, и умножать. Руки на месте, ноги на месте. Локти у края, спинка прямая. Математика приглашает в свою страну тех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится вычислений и цифр Слайд1 А девизом нашего урока буду такие слова: Думать – коллективно! Решать – оперативно! Отвечать – доказательно! Работать – старательно! И открытия нас ждут обязательно! В пути вы должны помогать друг другу, если появятся трудности. | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Коммуникативные: - развивать умение слушать и понимать других. Личностные: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи. |
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5 мин.) | - Откройте тетради, положите их правильно, запишите число, классная работа. -Минутка чистописания. Запишите числа от 1 до 9. Я буду задавать вам вопросы, а вы считайте и ответ отмечайте на числовом отрезке. Эти знания пригодятся вам в течении урока Ответы обводим в кружок. *Найдите разность чисел 54 и 48. (6) Как называются числа при вычитании? *Сколько раз по 9 содержится в числе 27(3 раза) –Как узнали? *Найди произведение чисел 4 и 2. (8) *На сколько 32 больше 27? (5) Как узнали? *Первый множитель равен 4, второй 8. Чему равно число единиц в произведении? (2) *Сколько в месяце недель? (4) Слайд 2 - Взаимопроверка. Правильно выполнили те дети, у которых остались не зачёркнутыми числа 1, 7, 9. -Составьте из оставшихся цифр числа, обозначающих единицы длины. (179см,197 см,791 см.) Сравните их. - Молодцы, кто правильно справился с первым заданием, поставьте на поля тетради плюсик. -Каждой цифре соответствует какая-то буква. Встречайте их. Слайд 3 -Составьте из них слово. (Ы ,Б ,О, Р, Б) Слайд 4 Картинка А что вы знаете о бобрах? (ответы детей) (Показ фотографий бобров). -Что ты Дима узнал о бобрах? А хотелось бы вам узнать, о них побольше информации. Но, у нас сейчас какой урок? -А можно ли узнать о бобрах с точки зрения математики? (да) Хотите это сделать? (да) | Записывают число, классная работа. Записывают числа и вычеркивают правильные ответы Выполнение задания, ответы на вопросы, исправление неправильно решённых примеров Составляют слово из рассыпанных букв Диме - карточка Высказывают свои предположения | Познавательные: - создание условий для проявления способностей обучающихся. Регулятивные: - осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Личностные: - формирование у учащихся ответственности за свои поступки Регулятивные: осуществляют самооценку Предметные: Повторение взаимосвязи между компонентами Сравнение именованных чисел Закрепление знаний таблицы умножения и деления Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного |
III. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) (2мин.) | -Отгадайте ребус? Слайд 5 -Верно ,мы будем решать задачи, которые преподносит нам жизнь. Кто догадался как такие задачи в математике называюся? -Кто сформулирует тему нашео урока? Слайд 6 -Решение практических задач о бобрах. -Какие цели перед собой поставим? | Отгадывают ребус Формулируют тему и цели урока | Регулятивные: - составляют последовательность действий; - развивают саморегуляцию, контроль Познавательные: - находят и выделяют необходимую информацию, делают выводы Коммуникативные: - сотрудничают с учителем |
IV Построение проекта выхода из затруднения (20 мин.) | А где нам можно взять информацию? (Из интернета, спросить у взрослых, из энциклопедии, книги). -Я позаботилась об этом, на ваших столах есть текст. Работа с текстом. Прочитайте 3 абзаца текста. -Что такое плотина? Слайд .1 задание. Успеют ли бобры построить за месяц сорокаметровую плотину? -Найдите в тексте предложение, которое поможет нам решить эту задачу. -Какой длины будет плотина? (40 м) -Что ещё известно? (За 1 неделю -8 м) -Как узнать сколько недель потребуется? 40:8=5(недель) - не успеют. -Почему? (В 1 мес- 4 недели) Слайд 7 -Оцените себя. Ребята, ту информацию, которую мы сегодня будем узнавать о бобрах мы будем записывать и к концу урока составим справочник. Юлия Робертовна будет внимательно слушать, фиксировать и поможет его нам оформить. -Что же мы узнали из этого задания? Слайд 8 1 факт. На строительство плотины длиной в 8 м у семейства бобров уходит всего неделя. Работа с текстом. Прочитайте 4 абзац. Задание 2. А) Как ты думаешь, ты выше плотины бобра или нет? (Сравнивают свой рост с высотой плотины). Например, 140см и 150см.; 120 и 150. И т.д. Ответ ищут в тексте. Б) На сколько сантиметров вы ниже плотины бобра? (150-140=10(см). и т.д. А сколько у вас в семье человек, которые выше плотины бобра? (папа, мама, бабушка, старший брат) -Оцените себя. - Что интересного узнали? Слайд 10 2 факт. Высота плотины не более 150 см, а длина не превышает 10 м. Самое основное у всех и животных, и людей, это конечно жилище. Бобры строят сами себе дома. -Прочитайте 5 абзац. Найдите в тексте информацию о размерах жилья бобров. ЗаданиеNo3. -А смогли бы вы поместиться в хатке бобра? ( да, т.к.хатка 3м на 12м) -А есть ли у нас в селе Бершеть постройки, которые поместятся в хатке бобра? (гараж, ларьки, остановочные павильоны) -Чтобы построить в нашем селе новые здания нужно очень много различных строительных материалов, а бобрам нужны только деревья, различные веточки. (показ фотографий о том, как строят плотину). -Оцените себя. Слайд 10 3 факт. Хатки могут возвышаться над прудом на 3 м, а в ширину достигать 12 м! | Высказывают свои предположения. Работают с текстом, выбирают необходимую информацию Анализируют решение и приходят к выводу Проверяют решения задачи. Обсуждают. Исправляют допущенные ошибки вносят найденную информацию в справочник. Вносят найденную информацию в справочник. Находят информацию о размерах жилья Анализируют решение и приходят к выводу . Вносят найденную информацию в справочник. | Регулятивные: - составляют последовательность действий; - развивают саморегуляцию, контроль Познавательные: Извлечение необходимой информации из текста задачи. Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания. Регулятивные: - умеют соотнести результат своей деятельности с целью; Коммуникативные: - владеют монологической речью Предметные: Решение задач изученных видов Коммуникативные: Доносить свою позицию до других Предметные: Сравнение именованных чисел. |
Продолжение работы по теме урока | Слайд11. 4 факт. Бобры живут почти на всех реках Пермского края. -Переходим к следующему заданию. Слайд 11 Задание 4.Рассмотрите внимательно таблицу. | Ондатра | Бобр | Нутрия | Длина тела | 23 см | 75 см | 60 см | Длина хвоста | 20см | 30 см | 45 см | -С какими животными мы будем работать? _Что их объединяет? -Сравните длину тела вместе с хвостом ондатры и длину тела бобра. А нутрии и бобра? 1) 23+20=43(см) – ондатра; 2) 75-43=32(см) Ответ: длина тела бобра на 32см больше, больше длины тела ондатры. -Оцените себя. -Что узнали о бобре? Факт 5. Размер тела бобра105 см, а вес достигает до 30 кг. Прочитайте 6 абзац. Задание 5. Рассмотрите таблицу. Время (минуты) | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 1час | Количество деревьев | | | | | | | | -Что вы узнали из текста? 5 минут – 1 дерево. За 10 мин-2 дерева. Как узнавали? -Чтобы быстрее провести расчёты выберите себе по силам любую ед. времени, за которое бобры могут свалить необходимое количество деревьев. -Проверка. -Оцените себя А можно, ли эти данные изобразить наглядно? (Да, построить диаграмму) Строим диаграмму -На сколько деревьев меньше свалят бобры за 5 минут, чем за час? -Во сколько раз 3 дерева больше, чем 12? Слайд 12 -Оцените себя. Слайд13 -Что интересного узнали о бобрах? 6 факт. Дерево диаметром 5 см бобры валят за 5 минут. | Вносят найденную информацию в справочник. Анализируют данные из таблицы, производят вычисления и приходят к выводу Сравнивают результаты с эталоном и оценивают себя. Вносят найденную информацию в справочник. Анализируют таблицу Оценивают себя Производят вычисления и строят диаграмму. Учащимся со слабым и средним уровнем подготовленности предлагается карточка-помощница с готовой диаграммой Сравнивают результаты с эталоном и оценивают себя Вносят найденную информацию в справочник. | Регулятивные: Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Контроль, оценка. Познавательные: Извлечение необходимой информации из текста задачи. Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Предметные: Решение задач изученных видов Регулятивные: Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Контроль, оценка. Познавательные: Извлечение необходимой информации из текста задачи. Познавательные: Преобразовывают информацию из одной формы в другую Коммуникативные: Адекватно передавать информацию и выражать свои мысли Предметные: Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз Регулятивные: - умеют соотнести результат своей деятельности с целью. |
VI Подведение итогов учебной деятельности и дача домашнего задания.(3 мин) | -Оцените свою работу на уроке: Если вы набрали 5-6 «+» -отметка «5» Если вы набрали 3-4 «+» -отметка «4» Если вы набрали 2 «+» -нужно подтянуться -Я тоже вас оценю, но позже. Когда посмотрю ваши работы. -Ребята, сегодня мы с вами создавали справочник о бобрах. Слайд 14 -Что нового узнали о бобрах, благодаря математике. Вы можете ознакомить с этим материалом своих близких. -Ю.Р. Ну, как готов наш справочник? Рассматривание. Домашнее задание вам будет – используя интернет преобразовать свой справочник: -оставить 1-2 задачи о бобрах или -найти ещё несколько интересных фактов. -Какие знания из математики, нам сегодня пригодились? (Умение делить числа, вычитать двузначные числа, умение строить диаграмму, сравнивать числа и т.д.) -Как вы думаете, пригодятся эти знания нам в жизненных ситуациях? Нам каких уроках? (на уроках окружающего мира, чтения) | Рассматривают справочник Осуществляют выбор домашнего задания | Регулятивные: - Развитие и умение оценивать свои знания. -Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Контроль и оценка процессов и результатов деятельности Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Удовлетворённость достигнутым результатом |