Тема урока «Подобие треугольников. Решение практических задач»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Дидактическая задача: Формирование универсальный учебных действий (УУД) в условии решения практических задач
Цель урока:
деятельностная: совершенствование представлений о широком применении подобия треугольников в решении практических задач,
развитие способностей учащихся к новому способу действия, связанному с изученным понятием.
содержательная: совершенствование умений применять теоретические знания при решении практических задач
План урока
- Организационный момент, формулировка темы и целей урока.
- Актуализация усвоенных УУД знаний учащихся
- Применение теоретических основ при решении практических задач.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
У: Здравствуйте ребята.
Начать наш урок я хочу со слов А.Н. Крылова
«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».
Как вы считаете нужна ли вам математика в обыденной жизни?
Отв: знания математики необходимы нам в жизни.
У: совершенно верно. Без математики в жизни нам не обойтись и сегодня мы попробуем применить известные вам учебные действия при решении практических задач.
Посмотрите как вы сегодня сидите?
Отв: по группам
У: Я думаю, что работа в группах позволит создать нам комфортную обстановку для успешной работы на уроке.
Алина, вы сегодня бесподобны!
Миша, как ты думаешь, что я имела в виду?
Отв: уникальны, единственны в своём роде, оригинальны, отличаетесь от других.
У: Сравним два понятия и выделим их свойства.
Бесподобное
Непохожее
Несравнимое
Единственность
Оригинальность
Подобное
Похожее
Можно сравнить
Множественность
аналогичность
Я думаю, вы догадались о чём пойдёт речь?
Отв: о подобии фигур, подобие треугольников.
У: Запишем тему урока: Подобие треугольников. Решение практических задач.
А какая будет цель?
Отв: научиться решать практические задачи.
У: Да, совершенно верно, сегодня мы будем применять теоретические знания для решения практических задач.
2. Актуализация усвоенных учебных действий учащихся.
У : Сейчас вы получили индивидуальные карты, в которых будем работать во время урока, и сигнальные карточки двух цветов. С помощью них вы дадите мне ответ о том, истинно или ложно высказывание. Ответ да - вы поднимаете зелёную карточку, ответ нет - красную.
- Два треугольника подобны, если их углы соответственно равны и сходственные стороны пропорциональны. Да
- Два равносторонних треугольника всегда подобны. Да
- Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого, то такие треугольники подобны? Да
- Отношение периметров двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобии. Нет
- Если три стороны одного треугольника пропорциональны трём сторонам другого, то такие треугольники подобны. Да
- Любые два прямоугольных треугольника подобны. Нет
У : А когда можно утверждать, что прямоугольные треугольники подобны?
Отв: когда в прямоугольных треугольниках по одному равному острому углу. Первый признак
Отв: когда прямоугольный треугольник – равнобедренный. Второй признак
У: Посмотрите в индивидуальные карты, там есть таблица. Каждый столбец имеет своё название: что я знаю? что я хочу узнать? что я узнал?
Заполните первый столбец, ответив себе на вопрос, что я знаю по теме «Подобие треугольников»?
что я знаю?
что я хочу узнать ?
что я узнал?
определение подобия треугольников
признаки подобия треугольников
Учащиеся заполняют первый столбец.
З. Применение теоретических основ при решении практических задач
Отложили листочки и внимательно слушаем увлекательную легенду.
В один из солнечных дней Фалес вместе с главным жрецом храма Изиды прогуливался мимо пирамиды Хеопса.
Знает ли кто-либо какова её высота? – спросил он.
Нет, сын мой, - ответил ему жрец, древние папирусы не сохранили нам этого, а наши знания не дают о ней судить даже приблизительно.
Но ведь определить высоту пирамида можно совсем точно и прямо сейчас. –воскликнул Фалес.
Вопрос вам - какие математические знания он использовал для определения высоты пирамиды?
Отв: Может быть он применил подобие треугольников?
У : совершенно верно.
Вот смотрите, - продолжал Фалес, - мой рост составляет три царских вавилонских локтя. А вот моя тень. Её длина такая же. И какой бы мы предмет не взяли именно в это время тень от него, если поставить его вертикально, отбрасываемая тень точно равна высоте предмета.
Вот так выглядит модель решения этой задачи.( прокомментировать рисунок) (см презентацию к уроку)
У Скажите, в современном мире есть необходимость измерить высоту большого объекта?
Отв: Да
У : Посмотрите на свои таблицы, как вы считаете теперь сможете, заполнить второй столбец. Сделайте это.
( заполняют вторую часть таблицы)
У Вы были правы, когда сказали, что в современном мире есть необходимость измерить высоту больших объектов? Этими объектами могут быть телеграфные столбы, башни, здания. Способы измерения высоты таких объектов весьма разнообразны. Я вам предлагаю решить эту задачу разными способами.
Сейчас у вас есть возможность проявить свои способности в групповой работе.
Я предлагаю решить задачу по готовому чертежу. Итак, каждая группа получает свою задачу, оформленную на листе. Используя данные, через несколько минут вы назовёте высоту дерева. Приступаем.( задачи из учебника № 581,580)
Обратите внимание, на столе у вас лежат учебники, откройте их и можете пользоваться.
У: Ваше время истекло. Справились с работой? Я предлагаю поделиться своим решением. Вынесите задачу на доску.
( кратко выслушать решение одной задачи задач)
Спасибо.
У: сейчас вы решали задачу предложенную мной. Но в жизни часто приходится самостоятельно принимать решения, используя и те знания, которые получили в школе.
Посмотрите вокруг себя. Где вы можете применить знания подобия треугольников?
Отв: измерить высоту кабинета.
У Да, это задача будет нам по силам. Но я не вижу здесь лестницы? Какими средствами мы можем это сделать?
Отв: рулеткой и зеркалом.
У : интересное предложение. Давайте попробуем. Итак, мы формулируем задачу…(выходят к доске 3 человека)
Отв: измерить высоту кабинета.
У. Давайте определимся, что мы будем считать высотой кабинета?
Отв: Расстояние от плинтуса до потолка.
У Т.Е.расстояние между двумя параллельными прямыми. Итак, у нас есть рулетка, зеркало и калькулятор. Как мы их должны использовать?
Без математической модели здесь не обойтись.
Выполним рисунок на доске и в тетради, произведем необходимые измерения и определим неизвестную величину.
- Подведение итогов. Рефлексия.
У: Начиная урок, мы поставили цель научиться применять теоретические знания в решении практических задач.
Достигли мы её?
Отв: да
Удачна ли была ваша совместная работа?
Отв: да
Предлагаю вернуться к таблицам и заполнить её до конца. Поставьте сами себе оценку за урок на этом листе.
Закончили работу. Молодцы. Сдайте индивидуальные карты. И запишем домашнее задание: дома измерьте высоту своей комнаты, П 64, стр 149.
На память о нашем уроке, я хочу раздать вам буклеты. В них вы найдёте больше информации о подобии фигур. И кто знает, может быть, с кем-то из вас я встречусь на научно-практической конференции, где вы будете рассказывать о бесподобном подобии.
Спасибо за урок.