kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подобие треугольников. Решение практических задач»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Подобие треугольников. Решение практических задач»

Тип урока:  урок общеметодологической направленности

Дидактическая задача: Формирование универсальный учебных действий (УУД) в условии решения практических задач

Цель урока:

деятельностная: совершенствование представлений о широком применении подобия треугольников в решении практических задач,

развитие способностей учащихся к новому способу действия, связанному с изученным понятием.

содержательная: совершенствование умений применять теоретические знания  при решении практических задач

План урока

  1. Организационный момент, формулировка темы и целей урока.
  2. Актуализация усвоенных УУД  знаний учащихся
  3. Применение теоретических основ при решении практических задач.
  4. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

    1. Организационный момент

У:     Здравствуйте ребята.

Начать наш урок я хочу со слов  А.Н. Крылова

«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».

    Как вы считаете нужна ли вам математика в обыденной жизни?

Отв: знания математики необходимы нам в жизни.

   У:     совершенно верно. Без математики в жизни нам не обойтись   и сегодня мы   попробуем применить известные вам учебные   действия при решении практических задач.

Посмотрите как вы сегодня сидите?

Отв: по группам

У: Я думаю, что работа в группах позволит создать нам комфортную обстановку для успешной работы на уроке.

     Алина, вы сегодня бесподобны!

Миша, как ты думаешь, что я имела в виду?

 

Отв:    уникальны, единственны в своём роде, оригинальны, отличаетесь от других.

 

У:   Сравним два понятия и выделим их свойства.

Бесподобное  

Непохожее

Несравнимое

Единственность

Оригинальность

 Подобное

Похожее

Можно сравнить

Множественность

аналогичность

Я думаю, вы догадались о чём пойдёт речь?

Отв: о подобии фигур, подобие треугольников.

У:    Запишем тему урока:  Подобие треугольников. Решение практических задач.

А какая будет цель?

 

Отв: научиться решать практические задачи.

 

У:    Да, совершенно верно, сегодня мы будем применять теоретические знания для решения практических задач.

2. Актуализация усвоенных учебных действий учащихся.

  У :     Сейчас вы получили индивидуальные карты, в которых будем работать во время урока, и сигнальные карточки двух цветов. С помощью них вы дадите мне ответ о том, истинно или ложно высказывание. Ответ да  - вы поднимаете зелёную карточку, ответ нет  - красную.

  1. Два треугольника подобны, если их углы соответственно равны и сходственные стороны пропорциональны.       Да
  1. Два равносторонних треугольника всегда подобны.             Да
  1. Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого, то такие треугольники подобны?                             Да
  1. Отношение периметров двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобии.      Нет
  1. Если три стороны одного треугольника пропорциональны трём сторонам другого, то такие треугольники подобны.       Да

 

  1. Любые два прямоугольных треугольника подобны.   Нет

У :  А когда можно утверждать, что прямоугольные треугольники подобны?

Отв: когда в прямоугольных треугольниках по одному равному острому углу. Первый признак

Отв: когда прямоугольный треугольник – равнобедренный. Второй признак

У:      Посмотрите в индивидуальные карты, там есть таблица. Каждый столбец имеет своё название: что я знаю? что я хочу узнать?  что я узнал?

 Заполните первый столбец, ответив себе на вопрос,  что я знаю по теме «Подобие треугольников»?

что я знаю?

что я хочу узнать ?

что я узнал?

определение подобия треугольников

признаки подобия треугольников

Учащиеся заполняют первый столбец.

З.   Применение теоретических основ при решении практических задач

 Отложили листочки и внимательно слушаем увлекательную легенду.

В один из солнечных дней Фалес вместе с главным жрецом храма Изиды прогуливался мимо пирамиды Хеопса.

 Знает ли кто-либо какова её высота? – спросил он.

Нет, сын мой, - ответил ему жрец,  древние папирусы не сохранили нам этого, а наши знания не дают о ней судить даже приблизительно.

 Но ведь определить высоту пирамида можно совсем точно и прямо сейчас. –воскликнул Фалес.

Вопрос вам -  какие математические знания он использовал для определения высоты пирамиды?

Отв: Может быть он применил подобие треугольников?

У : совершенно верно.

Вот смотрите, - продолжал Фалес, - мой рост составляет три царских вавилонских локтя. А вот моя тень. Её длина такая же. И какой бы мы предмет не взяли именно в это время тень от него, если поставить его вертикально, отбрасываемая тень точно равна высоте предмета.

 Вот так выглядит модель решения этой задачи.( прокомментировать рисунок) (см презентацию  к уроку)

У     Скажите, в современном мире есть необходимость измерить высоту большого объекта? 

Отв:  Да

У :     Посмотрите на свои таблицы, как  вы считаете теперь сможете, заполнить второй столбец. Сделайте это.

( заполняют вторую часть таблицы)

У           Вы были правы, когда сказали, что в современном мире есть необходимость измерить высоту больших объектов?  Этими объектами могут быть телеграфные столбы, башни, здания. Способы измерения высоты таких объектов весьма разнообразны. Я вам предлагаю решить эту задачу разными способами.

Сейчас у вас есть возможность проявить свои способности в групповой работе.

Я предлагаю решить задачу по готовому чертежу. Итак, каждая группа получает свою задачу, оформленную на листе. Используя данные, через несколько минут вы назовёте высоту дерева. Приступаем.( задачи из учебника № 581,580)

Обратите внимание, на столе у вас лежат учебники, откройте их и можете пользоваться.

   У: Ваше время истекло. Справились с работой? Я предлагаю поделиться    своим решением. Вынесите задачу на доску.

( кратко выслушать решение одной задачи задач)

Спасибо.

У:  сейчас вы решали задачу предложенную мной. Но в жизни часто приходится самостоятельно принимать решения, используя и те знания, которые  получили в школе. 

Посмотрите вокруг себя. Где вы можете применить знания подобия треугольников?

Отв:  измерить высоту кабинета.

У  Да, это задача будет нам по силам.  Но я не вижу здесь лестницы? Какими средствами мы можем это сделать?

Отв: рулеткой и зеркалом.

У : интересное предложение. Давайте попробуем. Итак, мы формулируем задачу…(выходят к доске 3 человека)

Отв: измерить высоту кабинета.

У.        Давайте определимся, что мы будем считать высотой кабинета?

Отв:     Расстояние от плинтуса до потолка.

У        Т.Е.расстояние между двумя параллельными прямыми. Итак, у нас есть рулетка, зеркало и калькулятор. Как мы их должны использовать?

Без математической модели здесь не обойтись.

 

Выполним рисунок на доске и в тетради, произведем необходимые измерения и определим неизвестную величину.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

У: Начиная урок, мы поставили цель научиться применять теоретические знания в решении практических задач.

 Достигли мы её?

Отв: да

Удачна ли была ваша совместная работа?

Отв:  да

    Предлагаю вернуться к таблицам и заполнить её до конца. Поставьте сами себе оценку за урок на этом листе.

Закончили работу. Молодцы. Сдайте  индивидуальные карты. И запишем домашнее задание: дома измерьте высоту своей комнаты, П 64, стр 149.

На память о нашем уроке, я хочу раздать вам буклеты. В них вы найдёте больше информации о подобии фигур. И кто знает, может быть, с кем-то из вас я встречусь на научно-практической конференции, где вы будете рассказывать о бесподобном подобии.

 Спасибо за урок.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 8 классе Практические приложения подобия треугольников»

Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Раздольное Краснопартизанского района Саратовской области

Урок геометрии в 8 классе «Подобие треугольников. Решение практических задач»

Белева Наталья Петровна высшая категория, учитель математики

2013 год













































Тема урока «Подобие треугольников. Решение практических задач»

Дидактическая задача: Формирование универсальный учебных действий в условии решения практических задач

Цель урока:

деятельностная: совершенствование представлений о широком применении подобия треугольников в решении практических задач,

развитие способностей учащихся к новому способу действия, связанному с изученным понятием.

содержательная: совершенствование умений применять теоретические знания при решении практических задач.



Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день! Добрый час!

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Улыбнулись. Подровнялись.

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

2. Мотивация урока.

Девизом к сегодняшнему уроку будут слова древнегреческого математика Фалеса:

- Что есть больше всего на свете? – Пространство.

- Что быстрее всего? – Ум.

- Что мудрее всего? – Время.

- Что приятнее всего? – Достичь желаемого.

- Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата.


На протяжении урока вы будете заполнять индивидуальные карты, там есть таблица. Каждый столбец имеет своё название: что я знаю? что я хочу узнать? что я узнал? по теме подобие.


что я знаю?

что я хочу узнать ?

что я узнал?

определение подобия треугольников



признаки подобия треугольников










3. Актуализация усвоенных знаний учащихся

1) Начнем наш урок с проверки теоретических знаний необходимых для дальнейшей нашей работы. На доске вы видите схему – кластер , который поможет вам при ответе.

Пожалуйста, что же такое подобие, какие фигуры называют подобными?


(Учащиеся заполняют первый столбец).

- Назвать подобные треугольники. По какому признаку они подобны? (По слайду)

Для того чтобы сформулировать тему нашего урока послушайте слова А.Н. Крылова

«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».

- Подумайте, какова же тема

- Совершенно верно. Без математики в жизни нам не обойтись и сегодня мы попробуем применить известные вам учебные действия при решении практических задач.

- Запишем тему урока: Подобие треугольников. Решение практических задач.

- А какая будет цель?

Отв: научиться решать практические задачи.

- Да, совершенно верно, сегодня мы будем применять теоретические знания для решения практических задач.

Применение теоретических основ при решении практических задач

А) Исторический материал

Послушайте внимательно увлекательную легенду.


В один из солнечных дней Фалес вместе с главным жрецом храма Изиды прогуливался мимо пирамиды Хеопса.

Знает ли кто-либо какова её высота? – спросил он.

Нет, сын мой, - ответил ему жрец, древние папирусы не сохранили нам этого, а наши знания не дают о ней судить даже приблизительно.

Но ведь определить высоту пирамида можно совсем точно и прямо сейчас. –воскликнул Фалес.

Вопрос вам - какие математические знания он использовал для определения высоты пирамиды?

Отв: Может быть он применил подобие треугольников?

- Совершенно верно.

Вот смотрите, - продолжал Фалес, - мой рост составляет три царских вавилонских локтя. А вот моя тень. Её длина такая же. И какой бы мы предмет не взяли именно в это время тень от него, если поставить его вертикально, отбрасываемая тень точно равна высоте предмета.


Вот так выглядит модель решения этой задачи.( прокомментировать рисунок) .

Но данное решение не всегда можно применить. Почему?

-Скажите, в современном мире есть необходимость измерить высоту большого объекта?

Отв: Да

- Посмотрите на свои таблицы, как вы считаете теперь сможете, заполнить второй столбец. Сделайте это.

( заполняют вторую часть таблицы)

- Вы были правы, когда сказали, что в современном мире есть необходимость измерить высоту больших объектов?

- Этими объектами могут быть телеграфные столбы, башни, здания. Способы измерения высоты таких объектов весьма разнообразны.

Б) Работа по учебнику

Обратимся к нашему учебнику стр 150 прочитаем Определение высоты предмета, делая карандашом пометки в тексте, чтобы потом более грамотно сформулировать свои мысли.
V – уже знал,
+ – новое,
– – думал иначе,
? – не понял, есть вопросы

- Итак , что нового вы узнали?

- Что из этого материала вам было уже известно?

- У кого есть вопросы?

-Что из прочитанного было неизвестным.

Определение высоты дерева (рисунок на доску) записать вывод формулы.




Определение высоты дерева по зеркалу (разбор по слайду)

Также роль зеркала может играть лужа, ход решения тотже.


Решение задач.

- Я предлагаю решить задачу по готовому чертежу. (по слайду)




- Решение задач из учебника. №580 (1 ученик у доски). Приступаем




Физминутка.(для глаз музыку включить)


Самостоятельная работа (по слайду)

Проверка.


У: сейчас вы решали задачу предложенную мной. Но в жизни часто приходится самостоятельно принимать решения, используя и те знания, которые получили в школе.


Подведение итогов. Рефлексия.


У: Начиная урок, мы поставили цель научиться применять теоретические знания в решении практических задач.

Достигли мы её?

Отв: да

Предлагаю вернуться к таблицам и заполнить её до конца. Наш урок подходит к концу подведем итог составим синквейн по теме урока, выразим свое отношение.


ПОДОБИЕ

Пропорциональные, схожие

Доказать , найти, решить

Уметь применить в жизни!

Класс! (Здорово!)

Закончили работу. Молодцы. Сдайте индивидуальные карты. И запишем домашнее задание: П 64, стр 150. , №579, творческое задание: подготовить рисунки, макеты подобных фигур.


Оценки за урок


Спасибо за урок.







Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».
  • «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».
«Практическое применение подобия треугольников» Февраль 2014

«Практическое применение подобия треугольников»

Февраль 2014

Индивидуальная карта Что я знаю? Что я хочу узнать? определение подобия треугольников Что я узнал? признаки подобия треугольников Формулы S иP

Индивидуальная карта

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

определение подобия треугольников

Что я узнал?

признаки подобия треугольников

Формулы S иP

Из истории…   Определение высоты пирамиды

Из истории… Определение высоты пирамиды

Способ Фалеса Д Н В h Е С А

Способ Фалеса

Д

Н

В

h

Е

С

А

Способ Фалеса     Когда тень от палки будет той же длины, что и сама палка, то длина тени от центра основания пирамиды до её вершины будет иметь ту же длину, что и сама пирамида. СЕ=ED, т.е. H=b  Преимущества:  не требуются вычисления. Недостатки:  нельзя измерить высоту предмета при отсутствии солнца и, как следствие, тени.

Способ Фалеса

Когда тень от палки будет той же длины, что и сама палка, то длина тени от центра основания пирамиды до её вершины будет иметь ту же длину, что и сама пирамида.

СЕ=ED, т.е. H=b

Преимущества:

не требуются вычисления.

Недостатки:

нельзя измерить высоту предмета при отсутствии солнца и, как следствие, тени.

Измерение высоты больших объектов

Измерение высоты больших объектов

Определение высоты предмета

Определение высоты предмета

Определение высоты предмета по зеркалу

Определение высоты предмета

по зеркалу

Определение высоты предмета по луже

Определение высоты предмета

по луже

Решение задач по готовым чертежам А . Дано: МN= 10 футов NВ = 20 футов СN= 500 футов Найти АС. М 10 В N С 500 20

Решение задач по готовым чертежам

А

. Дано:

МN= 10 футов

NВ = 20 футов

СN= 500 футов

Найти АС.

М

10

В

N

С

500

20

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз

Самостоятельная работа А 1. Дано: А 1 С 1 = 1м С 1 В 1 = 1,2 м СВ= 6 м Найти АС. А 1 В В C С 1 1

Самостоятельная работа

А

1. Дано:

А 1 С 1 = 1м

С 1 В 1 = 1,2 м

СВ= 6 м

Найти АС.

А

1

В

В

C

С

1

1

Домашнее задание  1) п. 64 стр. 150 № 579 2)Подготовить рисунки, макеты подобных фигур.

Домашнее задание

1) п. 64 стр. 150

№ 579

2)Подготовить рисунки, макеты подобных фигур.

Спасибо  за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подобие треугольников. Решение практических задач»

Автор: Квашнина Лилия Викторовна

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Подобие треугольников при решении практических задач "
    ["seo_title"] => string(62) "podobiie-trieughol-nikov-pri-rieshienii-praktichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "105748"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402906849"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Урок обобщения и систематизация учебного материала по теме «Подобие треугольников. Решение практических задач»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_obobshcheniia_i_sistematizatsiia_uchebnogo_materiala_po_teme_podobie_treugo"
    ["file_id"] => string(6) "626342"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677004487"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по теме: Подобие треугольников"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokapotiemiepodobiietrieugholnikov"
    ["file_id"] => string(6) "274296"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452355908"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по геометрии по теме «Практические приложения подобия треугольников». "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-ghieomietrii-po-tiemie-praktichieskiie-prilozhieniia-podobiia-trieughol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "165571"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422816467"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация по геометрии "Фалес и подобие треугольников" "
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-po-ghieomietrii-falies-i-podobiie-trieughol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "110222"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405696218"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства