kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение физических задач на уроках математики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок математики и физики  для учащихся девятого класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение физических задач на уроках математики.»

Интегрированный урок по физике и математике в 9-м классе по теме: "Решение физических задач на уроках математики"

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений

Цель: способствовать формированию образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 9 класса в предметной области «Математика» и «Физика» по теме "Решение физических задач на уроках математики"


Задачи:Развивать умение ориентироваться в системе знаний, анализировать и обобщать, делать выводы, умение самооценки, умения исправлять собственные ошибки


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли;

  • Формирование умения выстраивания аргументации;

  • Формирование умения распознавания логически некорректного высказывания;

  • Формирование умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов и рассуждений;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Формирование умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, точнее в физике;

  • Формирование умения понимать и использовать математические средства наглядности (графики), аргументировать;

  • Формирование умения видеть различные стратегии построения графиков;

  • Формирование умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • Формирование умения планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • Формирование понимания сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;


Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Формирование умения понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины и символы);

  • Формирование умения понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания зависимостей между физическими величинами;

  • Формирование умения проводить исследования, связанные с описание свойств функций.

Методы: проблемно – деятельный, объяснительно-иллюстративный, словесный

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная







1. Организационный момент.

На доске написаны слова: ФИЗИКА МАТЕМАТИКА


Учитель: На доске записаны два слова. Прочитаем эти слова (ученики читают). Они переплелись неслучайно. Сегодня на уроке мы убедимся, что две науки: математика и физика тесно связаны друг с другом и им друг без друга не обойтись.

И сегодня на интегрированном уроке мы попытаемся показать, что математика и физика неотделимы друг от друга. Рассмотрим применение линейной и квадратичной функции к решению физических задач на движение. Умения и навыки работы с графиками функций вам понадобятся при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике и физике.

Эпиграф: Поэтому эпиграфом к нашему уроку хочется взять слова великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова «Слеп физик без математики».



У каждого на столе есть свой маршрутный лист, который вы сдадите в конце урока. Подпишем лист – Фамилия, Имя.

- Итак, цель нашего урока научиться решать задачи физического содержания на взаимосвязь физических величин.

2. Актуализация опорных знаний.(фронтальная работа)

Организация устной фронтальной работы с классом по повторению свойств линейной и квадратичной функции, видов механического движения.

Уч.физики: Какие два основных способа существуют и в математике и в физике при решении задач на движение (графический и аналитический)? Какие виды движения мы рассматривали на уроках? (равномерное, равноускоренное)







(На доске - графики квадратичных функций. Вопросы ученикам.) Квадратичная функция: определение, график, направление ветвей, нули функции, координаты вершины параболы.
















Уч. физики:

Вы вспомнили графики различных функций. Давайте теперь думать, как же они применяются в физике? (Они описывают движение) А раз они описывают движение, надо вспомнить, какие виды движения мы рассматривали на уроках? (Равномерное, равноускоренное)

3.Практическая часть

-Опыт (групповая работа)- 4 человека





















4. Проверочная работа (индивидуальная работа)


Уч. математики:

Теперь, после того, как всё вспомнили, проведём небольшую проверочную работу. (Уч. физики раздаёт листы с заданиями) На выданных вам листах подпишите фамилию, вариант и отметьте правильные, на ваш взгляд, варианты ответа. На выполнение задания у вас есть пара минут. (самопроверка) -каждое правильное задание 1 балл, баллы записать в карте.

  1. Это график:  
    а) линейной функции; (1,2) в) прямой пропорциональности;
    б) квадратичной функции; г) обратной пропорциональности.

  2. Эта функция: 
    а) возрастающая; (1)
    б) убывающая. (2)

  3. Это график функции, которая задана формулой:

  4. а) y=kx; в) y=kx+b (1,2)
    б) y=b; г) y= ax2+n

  5. Если движение равномерное, то это график зависимости: 
    а) скорости от времени;
    б) координаты от времени. (1,2)

  6. Если это график υ(t), то это движение:
    а) равноускоренное; (1) в) равномерное;
    б) равнозамедленное; (2) г) криволинейное.



5.Выполнение упражнений

Парная работа

Задача 1

Когда самолёт находится в горизонтальном полёте, подъёмная сила, действующая на крылья, зависит только от скорости. На рисунке изображена эта зависимость для некоторого самолёта. На оси абсцисс откладывается скорость (в километрах в час), на оси ординат – сила (в тоннах силы).

Определите по рисунку:

а) чему равна подъёмная сила (в тоннах силы) при скорости 200 км/ч.;

б) при какой скорости (в км/ч) подъёмная сила достигает 4 тонны силы;

в) на сколько увеличится подъёмная сила (в тоннах силы) при увеличении скорости с 200 км/ч до 400 км/ч;

г) на сколько километров в час надо увеличить скорость, чтобы подъёмная сила увеличилась с 1 тонны силы до 4 тонн сил.


а

б

в

г

1

400

3

300

Задача 2

Расстояние между пунктами А и В равно 100 м. Из пункта А в пункт В выехал велосипедист. Первые t секунд он двигался со скоростью 36 км/ч. Выразите зависимость оставшегося пути S от времени t.

Задача 3.

Первые 2 часа автомобиль ехал со скоростью 90 км/ч, следующие 3 часа – со скоростью 65 км/ч, а последний час – со скоростью 45 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.

Задача 4.

Кирпич бросают вниз с высоты Н метров со скоростью V метров в секунду, при этом время полета составляет t секунд. Как известно, зависимость между этими величинами без учета трения описывается формулой H=v∙t+  , где g – ускорение свободного падения. Сколько секунд будет падать кирпич с высоты 54 метра, если его начальная скорость равна 3 м/с? Считать g=10. (1089=33∙33)

Решение:



  1. Подведение итогов урока

Баллы: 17-20 «5»

13-16 «4»

10-12 «3»

По итогам каждого этапа урока учащиеся выставляли оценки в листы самоконтроля; в конце урока – итоговую оценку.

Кто оценил себя на “5”? на “4”, на “3”? Сегодня вы повторили основные свойства линейной и квадратичной функции, которые применяются при решении задач не только в математике, но и в физике. Я хотела вам показать, что школьные предметы существуют не изолированно, а в тесной связи между собой.

Уроки физики и математики позволяют показать учащимся неразрывную связь этих двух наук, продемонстрировать, что рассмотрение даже самых элементарных физических вопросов требует знаний математики. Чем сложнее изучаемое явление с точки зрения физики, тем более сложный математический аппарат требуется. Вывод: математика – основа физики.

7.Рефлексия

Учитель: И, наконец, после “всяких умных вещей” немного юмора. На экране представлены графики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения. Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее близок вам, принимая во внимание их разный характер. Имеют ли они отношение к теме нашего урока? Можно ли по этим графикам судить о скорости приращения наших знаний в ходе урока? Какой же график выбран вами? Если вы выбрали график 1 – это означает, что мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока.

8. Домашнее задание:


1. Повторить графики линейных функций и уравнения кинематики,





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение физических задач на уроках математики.

Автор: Пугачевич Галина Леонидовна

Дата: 05.09.2021

Номер свидетельства: 586290

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Применение элементов математического анализа при решении физических задач. "
    ["seo_title"] => string(89) "primienieniie-eliemientov-matiematichieskogho-analiza-pri-rieshienii-fizichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "113247"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409653853"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Применение элементов мат. анализа при решении физических задач. "
    ["seo_title"] => string(73) "primienieniie-eliemientov-mat-analiza-pri-rieshienii-fizichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "113248"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409654061"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Применение производной при решении физических задач "
    ["seo_title"] => string(61) "primienieniie-proizvodnoi-pri-rieshienii-fizichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "157513"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421599295"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация на тему:"Решение физических задач на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(72) "prezentatsiia_na_temu_reshenie_fizicheskikh_zadach_na_urokakh_matematiki"
    ["file_id"] => string(6) "586336"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1630951381"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Интегрированный урок по математике и физике "Применение графиков функций к решению физических задач""
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi_urok_po_matiematikie_i_fizikie_primienieniie_ghrafikov_funktsi"
    ["file_id"] => string(6) "438763"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510652920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства