Интегрированный урок алгебры и физики
9 класс
Эпиграф:
С физикой — в путь,
в суть — с математикой.
А. Лемберг
учитель математики: Невзорова М.Г. учитель физики: Есипова В.А.
Фронтальный опрос
- Какие виды движения вы знаете?
- Дайте определение каждого из них?
- Давайте вспомним физические величины, характеризующие движение
Фронтальный опрос
- Что называется функцией?
- Какая функция называется линейной, что является ее графиком?
- Какая функция называется квадратичной, что является ее графиком?
Фронтальный опрос
- Что мы можем сказать о скорости равномерного движения?
- Начертите график проекции скорости на ось Х ?
- Что представляет уравнение для координаты х при равномерном движении?
- Какой является эта зависимость?
Фронтальный опрос
- Когда линейная функция возрастает (убывает)?
- Как зависит расположение графика линейной функции по координатным четвертям от коэффициента k?
Фронтальный опрос
- Изобразите график зависимости координаты от времени при равномерном движении, когда начальная координата отрицательна, а проекция скорости на ось Х положительна, и наоборот?
Фронтальный опрос
- Какой вид имеет график квадратичной функции при a0, при a
- Что называют нулями функции?
- Как найти вершину параболы?
- Как строить график функции
Фронтальный опрос
- Напишите уравнение для проекции скорости при равноускоренном движении?
- Что является графиком этой зависимости?
- Как зависит вид графика функции
от вида a x ?
- Запишите уравнение изменения координаты от времени при равноускоренном движении?
Постановка темы и целей урока
9 класс
Интегрированный урок алгебры и физики Применение графиков функций к решению физических задач учитель математики: Невзорова М.Г. учитель физики: Есипова В.А.
Цель урока:
- Осуществить связь физики и алгебры при решении физических задач математическим способом.
Связь изучаемых понятий
Алгебра
Физика
Линейная функция
Равномерное движение
Квадратичная функция
равноускоренное движение
x =x 0 +vt,
v=v o +at
: y =kx+b,
x = x 0 +v o t+at 2 /2
y =ax 2 +bx +c
Графики линейной и квадратичной функций
Актуализация опорных знаний и умений
Назовите координаты вершин парабол
B
А
D
C
Актуализация опорных знаний и умений
- Найти координаты вершины параболы:
Актуализация опорных знаний и умений
Охарактеризуйте движения материальных точек, графики зависимости v x (t) , которые представлены на рисунке.
Как определить по этим графикам проекцию перемещения точки на ось х, его модуль и пройденный путь?
v x
1
v x
S x
A
O
t
S x
2
-v x
Актуализация опорных знаний и умений
На рисунке построены графики
движения двух машин,
следующих из города
А в город В, расстояние
между которыми 100 км.
С помощью графика определите,
вид функции, и ответьте
на вопросы:
1) Назовите точку пересечения
графиков. Что означает точка
пересечения графиков ?
2) У какой машины скорость больше ?
3) Какая машина начала свое движение раньше?
Актуализация опорных знаний и умений
Какой из участков графика зависимости скорости от времени соответствует равномерному движению, равноускоренному с возрастающей скоростью, равноускоренному с уменьшающейся скоростью?
v x
v x
v x
А
D
В
С
O
t
Актуализация опорных знаний и умений
На рисунке схематически показаны графики зависимости скорости тел от времени. Что общего у всех движений, чем они отличаются?
v x
1
2
3
А
t
O
t
4
ФИЗМИНУТКА
Физминутка Если у функции у=kх+b k =0, то функция ПОСТОЯННАЯ
0, то функция возрастает k то функция убывает" width="640"
Если k 0, то функция возрастает k то функция убывает
- если , то ветви параболы вверх;
- если , то ветви параболы вверх;
0 а 0 k а k=0 а0 k a" width="640"
Покажите схематически расположение графика линейной и квадратичной функций руками:
0 при а 3) Сильно зажмурьте глаза" width="640"
Упражнения для глаз 1)
Постоянная Постоянная возрастает убывает по оси у по оси х
2) Нарисуйте глазами параболу при а 0
при а
3) Сильно зажмурьте глаза
Актуализация опорных знаний и умений
Работа с учебником
№ 233, стр.71
Параболу сдвинули вверх на 5 единиц и влево на 8 единиц. Графиком какой функции является полученная парабола?
График зависимости координаты тела, движущегося с постоянным ускорением, от времени
Актуализация опорных знаний и умений
x
O
t
!
-x 0
Актуализация опорных знаний и умений
Уравнение координаты имеет вид:
- Напишите формулу зависимости скорости тела от времени
- Чему равны скорость и координата тела через 6 секунд?
Актуализация опорных знаний и умений
Постройте схематически график функции ,
выделением квадрата двучлена.
Систематизация и обобщение знаний и умений
Научный центр
- Математики – теоретики;
- Математики – практики;
- Физики – теоретики;
- Физики – экспериментаторы;
- Физики – практики;
ФИЗМИНУТКА
Актуализация опорных знаний и умений
Работа с учебником
№ 229 (б) стр.71
При каком значении график функции проходит через точку
Актуализация опорных знаний и умений
На рисунке схематически показаны графики зависимости тел от времени. Что общего у всех движений, чем они отличаются?
х
1
х
2
3
x 0
4
x 0
x 0
!
0
0
t
5
-x 0
t
Актуализация опорных знаний и умений
Постройте график функции
, по предложенному алгоритму в учебнике стр.45
Актуализация опорных знаний и умений
Кинематический закон движения поезда вдоль оси Ох имеет вид: x= 0,2t 2 .
- Разгоняется или тормозит поезд?
- Определите проекцию начальной скорости и ускорение.
-
- Запишите уравнение проекции скорости на ось Ох.
- Постройте графики проекций ускорения и скорости.
Постановка домашнего задания
№ 127 (б) или № 129 *
№ 3 упр.13
Цель урока:
- Осуществить связь физики и алгебры при решении физических задач математическим способом.
Подведение итогов. Рефлексия
(заполнение концептуальной таблицы)
Фамилия, имя
Что знал?
Что узнал?
Что непонятно?