Тема: « Разряды десятков и разряды единиц»
Цель: Образовательная- познакомить ученика с числами второго десятка, их образованием, записью, чтением.; Коррекционно-развивающая: развивать внимание, мышление и память детей; Воспитательная- воспитывать интерес к предмету математики, к счету предметов., оборудование- учебник математики, счетные палочки, картинки с елочкой, наборы чисел от 1 до 10.
Ход урока
ППН : Давай улыбнемся друг другу. Я рада видеть твою улыбку, надеюсь что сегодняшний урок принесет тебе радость. Удачи тебе на уроке! Математика нас ждет, начинаем устный счет.
Закрепление пройденного материала: Прямой и обратный счет от 1 до 10. Какой число отличается от остальных ? (10) почему? ( оно двузначное) – почему его называют двузначным? ( для его записи требуется две цифры) а еще 10 называют самым маленьким числом! Значит есть числа больше, чем 10?
Изучение новой темы:
Предлагаю посмотреть на числа ( на доске числа от 11 до 19) давай изучим как образовываются эти числа и что обозначает каждая цифра. Сегодня мы с тобой отправляемся в страну двузначных цифр. В этой стране растут елочки, давай разберемся что это за елочки. Работа со счетными палочками: положи столько палочек сколько обозначает каждое число : 8. что нужно сделать чтобы получить следующее число? ( положить еще одну палочку). И получится цифра? ( 9) как получить следующее число? ( положить еще одну палочку) как оно называется? Как обозначить это число? ( двумя цифрами 1 и 0) Положи это число себе на парту ( учитель приклеивает число к доске) – как можно по другому назвать число 10 ? ( учитель говорит это называется один десяток. Соберем все палочки вместе и свяжем, получится пучок палочек – один пучок из 10 палочек – это называется одним десятком.) Положим на парте «елочку» - по пять веточек с одной стороны и по пять с другой стороны. – получилась –одна елочка.
Посмотри еще раз на число 10 и скажи, что может обозначать цифра 1 и 0 в записи число 10 ( это один десяток и 0 отдельных палочек) – Молодец!
У тебя на столе лежит пучок палочек- это десяток. Как получить следующее число? ( достать еще одну палочку) – достаем еще одну палочку. Сколько теперь у нас палочек на парте? ( один десяток и 1 отдельная палочка. Каким числом обозначим отдельную палочку? (1) положи на стол цифру один. Как по-другому назвать цифру один? ( единица). – В числе 10 было –один десяток и ноль отдельных палочек, а теперь у нас есть 1 десяток и 1 отдельная палочка, 1 единица. Как написать новое число? У нас на парте есть карточки с цифрами 10 и 1. Давай запишем на доске : 1 1. получилось одиннадцать.
Физминутка: (Ученик повторяет движения за учителем)
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
Закрепление пройденной темы: Проверим свои первые открытия.
Давай из 10 палочек сделаем елочку.
( с одной стороны 5 веточек и с другой стороны 5 веточек) сколько всего веточек? (10) сколько елочек (1) – На нащей елочке 1 десяток веточек. Обозначим десяток – елочкой. Теперь сделай из заданного числа елочку : 15, 18, 20.
( 15- это на одной елочке 10, а на другой 5-это значит что у нас один десяток и пять единиц- вторая елочка неполная, 18- это одна елочка – один десяток и восемь единиц- вторая елочка неполная, 20- получилось две елочки, так как по десять веточек на елочке) Это значит 20- два десятка.
Работа с учебником.
- А теперь пора открыть наши книги и подтвердить полученные результаты работы с тем, что хотел нам рассказать учебник.
- Как называются страницы учебника с новой темой? (20 и 21)Прочитайте тему урока. Условные обозначения
Выполняется упражнение №4 на стр. 21.
- Впиши по порядку все двузначные числа, в которых 1 десяток. Как он обозначен на рисунке (столбик красных квадратов, их 10). Как обозначены на рисунке единицы? (столбики с синими квадратами, их число каждый раз увеличивается). ( Ученик выполняет работу, учитель оказывает помощь при необходимости).
- Прочтём все записанные числа по порядку, где синим цветом выделено количество единиц в числе, а красным цветом старинное название десятка – дцать.
Выполняется упражнение №3 на с. 21 Прочитать
- На каждом рисунке заключи в рамку 10 предметов.
- Запиши под рисунком число всех изображённых предметов в виде числа десятков и числа оставшихся единиц.
- Сравни полученные числа.
Итог урока.
- Вот и подошёл к концу наш урок.
- Вспомни, где мы сегодня побывали? (В стране двузначных чисел).
- Что мы узнали нового? (Как образуются двузначные числа, как записываются, как читаются).
- Из чего состоят елочки? (Из веточек по пять с каждой стороны).
- Как они называются? (десятками)
- Что первым записывается в двузначном числе? (Десяток). Что стоит на втором месте? (Число единиц).
- Я надеюсь, что сегодня узнал что-то новое, а значит стал ещё взрослее и умнее.