Тема урока : «Сложение и вычитание чисел столбиком».
Урок математики в 5 классе. Малиновская Галина Захаровна, учитель математики I категории
Цели урока:
1.Образовательные: Расширить знания учащихся по ранее изученным темам; отработка вычислительных навыков сложения и вычитания чисел столбиком;
2.Развивающие: развитие основных умений выполнять сложение и вычитание чисел столбиком, используя законы (переместительный, сочетательный и распределительный) сложения, развитие внимания, логического мышления, письменной математической речи;
3.Воспитательные: содействовать развитию активности, мобильности, умению слушать, формированию интереса к математике и повышению общей культуры.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: карточки-задания, бумажные цветы, лепестки цветка с заданием.
Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.
Изд.5-е. - М.Просвещение, 2014г.
Предметные результаты: могут выполнять вычитание и сложение с многозначными числами; знают алгоритм сложения и вычитания столбиком; умеют выполнять вычисления столбиком.
Вид деятельности ученика на уровне УУД:
- Личностные УУД – воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
- Регулятивные УУД – формирование адекватной самооценки работы на уроке;
- Познавательные УУД – речевое высказывание в устной и письменной форме;
- Коммуникативные УУД – умение с достаточно точностью выражать свои мысли; умение анализировать и оценивать выполненную работу.
Ход урока
п/п
Этап урока
Задачи этапа урока
Действия учителя
Действия ученика
1. Организационный
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем говорить о Праве. Да, да на уроке математики мы вспомним права человека. Усовершенствуем вычислительные навыки, вспомним законы сложения.
Как только появились люди на Земле, они стали искать ответы на вопросы:
- Что они могут делать, а чего не могут?;
- Что они обязаны делать, а чего не обязаны?;
- На что они имеют право, а на что не имеют?
Без ответов на эти вопросы жизнь людей превратилась бы в неразбериху. Чтобы этого не случилось, на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека».
Декларация - международный правовой документ. Принят данный документ 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН.
- Как вы думаете, а у детей есть свои права?
Правильно, конечно есть. И записаны в «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.
Каждый ребенок должен знать свои права.
Учащиеся настраиваются на рабочий лад.
Слушают внимательно учителя.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
2. Подготовка к основному этапу урока
Совместное формулирование целей урока;
Создание поискового режима для подготовки и восприятию содержания урока в игровой форме.
Все вы знаете сказку «Цветик- семицветик».
А у нас будет волшебный «Цветик - пятицветик».
И вы сегодня, отрывая по очереди лепесток цветка, узнаете свои права. (На доске прикреплен цветок. На его внутренней стороне написаны права ребенка, а на внешней - число ). Но, чтобы оторвать лепесток, вам надо подойти к столу и выбрать себе цветок , похожий на ромашку, только лепестки у этой ромашки разного цвета. На каждом лепестке задание. Решив все задания, вы сможете подойти к доске и выбрать тот лепесток, на котором написан ваш ответ.
(На каждом лепестке пример на сложение и вычитание чисел столбиком. На последнем лепестке задание- Сложить все ответы и найти данную сумму на лепестке цветка, расположенного на доске).
Когда все ученики взяли цветки и ознакомились с заданиями, учитель спрашивает - Ребята, кто может назвать тему нашего урока?
Учитель акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Ученики подходят к столу по очереди и выбирают себе цветок.
Учащиеся сразу дают ответ: «Сложение и вычитание чисел столбиком»
Ученики записывают число, месяц, классная работа и тему урока.
3. Первичная проверка понимания
Установления правильности и осознанности усвоения нового учебного материала
Прежде чем начать решать, мы вспомним некоторые правила.
- Какие свойства сложения вы знаете?
- Какое свойство записывается так:
а + в = в + а ?
- Какое свойство записывается так:
(а + в) + с = а + (в + с ) ?
- Если к числу прибавить нуль, то какое число получим?
а + 0 = 0 + а = а
- Если из числа вычесть нуль, то какое число получится?
а – 0 = а;
- Если из числа вычесть само число, то какое число получится?
а – а = 0
Молодцы! Хорошо отвечали. А теперь самостоятельно решите примеры, записанные на листочках вашего цветка. Кто решит задания первым, выходит к доске и ищет свой ответ на лепестках.
Учитель предлагает ученику прочитать, что написано на листке.
Выходят другие ученики и зачитывают свои права.
Учитель : - Да, действительно, в законе так и написано «Каждый ребенок имеет право на образование»
Ученики активно отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся хорошо владеют вычислительными навыками.
Первый ученик идет к доске, находит и находит нужный ему лепесток, читает, что написано на лепестке. Затем идет второй ученик и т.д.
1ученик – Каждый ребенок имеет право на семью;
2ученик – Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
3ученик – Каждый ребенок имеет право на защиту;
4ученик – Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг;
5ученик – Каждый ребенок имеет право на образование;
Все учащиеся сделали работу
4. Закрепление знаний и способов действий.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий.
Учитель: - Права вы знаете, а знаете ли вы, ребята, свои обязанности?
Правильно, ребята, вы свои обязанности знаете. Надо ходить в школу и учить уроки. А сейчас мы проверим, как вы знаете учебный материал.
- Как называется число, получаемое в результате сложения?
- Как называются числа, которые складываются?
- Как называется число, из которого вычитают?
- Как называют число, полученное в результате вычитания?
Молодцы, ребята!
А сейчас работа с учебником.
Учитель вызывает по два ученика к доске, остальные работают самостоятельно на местах.
Учитель оценивает работу учеников.
(Можно взять шесть примеров из учебника )
Ученики отвечают:
- ходить в школу;
-учить уроки;
- слушать учителя и т.д.;
Ученики активно отвечают на вопросы учителя.
Два ученика решают на доске.
Учащиеся работают на местах, они сверяют ответы и делают замечания, если записано не верно.
5. Физкультминутка
Смена деятельности
Учитель обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжать работу
6. Контроль и самопроверка знаний.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.
Учитель дает тест по теме урока.
1. Чему равна разность чисел 1372 и 295?
1) 1177;
2) 1076;
3) 1077;
4) другой ответ.
2. Вычислите сумму чисел 434 769 и 618 345.
1) 1 041 114; 2) 1 051 114;
3) 1 053 114; 4) другой ответ;
3. Найдите неизвестное число: ... + 155 = 444.
1) 289;
2) 279;
3) 299;
4) другой ответ;
4. Выясните, на сколько разность чисел 3689 и 2956 меньше их суммы.
1) на 5922; 2) на 5912;
3) на 5902; 4) другой ответ;
5. На доске был записан верный пример на вычитание. Потом одну из цифр стёрли и заменили буквой:
6А8 - 345 = 333. Какую цифру стёрли?
1) 4; 2) 5; 3) 6; 4) другой ответ
Учитель дает на доске правильные ответы. И предлагает дома сделать работу над ошибками.
Учащиеся выполняют задание
Ученики проверяют тест. Исправляют, где надо, ошибки
7. Подведение итогов
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Учитель дает информацию о реальных результатах учения.
Подводит итог урока.
- Что на уроке было главным?
-Что на уроке было интересным?
- Что нового сегодня узнали?
- Чему научились?
Ученики активно отвечают на вопросы учителя.
8. Рефлексия
Учащиеся оценивают успешность своей деятельности
Каждому ученику дается карточка:
Оцени свою работу на занятии (подчеркни нужный ответ).
1. Я работал на уроке (отлично, хорошо, не очень)
2. Все задания я выполнял (легко, с небольшими трудностями, трудно)
3. На уроке мне было (интересно, не очень, скучно)
Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.
Ученики сдают карточки самооценивания.
9. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания учениками содержания и способов выполнения домашнего задания.
Учитель раздает каждому ученику карточки-задания. Дает комментарий к домашнему заданию.
Учащиеся получают карточки с домашнем заданием, читают, задают вопросы.