Цель деятельности учителя | Ввести понятие пропорции, ее членов; научить составлять пропорции из отношений; ознакомить двумя способами проверки верной пропорции. Развивать грамотную математическую речь. Воспитать умение оценивать свой труд. |
записывают пропорции и проверяют полученные пропорции, определяя отношения чисел | Личностные: объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, доброжелательное отношение к сверстникам; дают адекватную оценку деятельности. Метапредметные: – регулятивные: составляют план выполнения задач, решают проблемы творческого и поискового характера; – познавательные: умеют самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; – коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее. |
Подготовить учащихся к введению нового материала. | 1. Найдем числовые значения двух отношений: 6 : 3 и 10 : 5. Мы видим, что они равны: 6 : 3 = 2 и 10 : 5 = 2, следовательно, можно записать равенство 6 : 3 = 10 : 5. Такое равенство отношений называют пропорцией. 2. Определение. Пропорцией называется равенство двух отношений. Числа, составляющие пропорцию (6; 3; 10; 5), называются членами пропорции. 3. Пропорцию можно записать с помощью букв: а : b = с : d, или . 4. Эти записи читают: «Отношение а к b равно отношению с к d» или «а так относится к в, как с относится к d». 5. Числа а и d называют крайними членами, а числа b и с – средними членами. В дальнейшем считают, что все члены пропорции отличны от нуля: а 0, b 0, с 0, d 0. 6. Чтобы проверить, верно ли составлена пропорция, вычисляют числовое значение каждого отношения, составляющего пропорцию. Если эти отношения равны, то пропорция составлена верно; если не равны, то пропорция составлена неверно. | Примеры: 1) Пропорция 40 : 8 = 65 : 13 составлена верно, так как 40 : 8 = 5 и 65 : 13 = 5. 2) Пропорция 2,7 : 9 = 2 : 5 составлена неверно, так как 2,7 : 9 = 0,3, а 2 : 5 = 0,4. |
отработать навык составление верных пропорций. | | 1. Решить устно: а) Прочитайте пропорцию: 1) 18 : 6 = 24 : 8; 2) 30 : 5 = 42 : 7; 3) 36 : 9 = 50 : 10. б) Назовите крайние и средние члены пропорции. в) Верно ли составлены пропорции? Проверьте. 2. Составьте, если можно, пропорции из следующих отношений: а) 20 : 4 и 60 : 12; б) 63 :9 и 28 :4; в) 25 : 5 и 3 : 6. Выполнить №48-56(а,б)-с помощью учителя на доске |
1. Вопросы: а) Что такое пропорция? б) Как называются числа х и у в пропорции х : а = b : у? в) Как называются числа m и n в пропорции а : m = n : b? 2. Привести свои примеры верных пропорций. | Домашнее задание: пр.1.4 учить правила выполнить №48-56(в,г) |