Разработка уроков по теме "Пропорция. Основное свойство пропорции" в режиме ТИСО
Разработка уроков по теме "Пропорция. Основное свойство пропорции" в режиме ТИСО
Разработка уроков по теме "Пропорция. Основное свойство пропорции" (4 урока) в режиме технологии индувилизированного способа обучения. Учебные листы можно использовать как на уроке, при изучении новой темы, так и для самостоятельного изучения учащимся материала. Применений учебных листов на уроке позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся. Учащиеся первые прошедшие проверку, имеют право проверить не более двух учащихся, о чем делается соответствующая отметка в рейтинговом листе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка уроков по теме "Пропорция. Основное свойство пропорции" в режиме ТИСО »
УЧЕБНЫЙ ЛИСТ
по теме: ПРОПОРЦИЯ. ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ПРОПОРЦИИ.
(4 занятия)
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ НУЖНО
ЗНАТЬ: УМЕТЬ:
- что называется пропорцией; - составлять пропорцию;
- члены пропорции; - находить неизвестный член пропорции;
- основное свойство пропорции. - получать новые пропорции из данной
пропорции;
решать задачи с помощью пропорции.
Помни, что работать нужно по алгоритму!
Не забывай проходить проверку, делать пометки на полях, заполнять рейтинговый лист темы.
Пожалуйста, не оставляй без ответа, возникшие у тебя вопросы.
Будь объективен во время взаимопроверки, это поможет и тебе, и тому, кого ты проверяешь
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
ЗАДАНИЕ №1
а)Выучи правило (1балл):Пропорцией называется равенство двух отношений.
Вот примеры равенств, называемых пропорциями:
8:11=16:22
1/9=3/27
Пропорции принято читать следующим образом: 2 так относится к 5 (пяти), как 6 относится к 15.
б) Составь 3 примера пропорции и прочитай их (1 балл).
в) Запиши в виде пропорции (выбери два примера) (1 балл):
1) 16 относится к 20, как 8 относится к 10.
2) 4,2 относится к 6, как 1,4 относится к 2.
3) отношение 15 к 35 равно отношению 6 к 14.
4) отношение 3/4 к 6 равно отношению 1/2 к 4.
г) Составьте 2 пропорции из отношений (1 балл):
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №1
ЗАДАНИЕ №2
Числа, входящие в пропорцию, называются членами пропорции. Значит, пропорция состоит из четырёх членов. Первый и последний члены, т. е. члены, стоящие по краям, называются крайними, а члены пропорции, находящиеся в середине, называются средними членами. Значит, в первой пропорции числа 2 и 15 будут крайними членами, а числа 5 и 6 — средними членами пропорции.
Основное свойство пропорции.
Рассмотрим пропорцию:
6 : 3 = 8 : 4.
Перемножим отдельно её крайние и средние члены. Произведение крайних 6 • 4 = 24, произведение средних 3 • 8 = 24.
Рассмотрим другую пропорцию: 10 : 5 = 12 : 6. Перемножим и здесь отдельно крайние и средние члены.
Произведение крайних 10 • 6 = 60, произведение средних 5 • 12 = 60.
Выучи правила (3 балла):
Основное свойство пропорции: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних её членов.
В общем виде основное свойство пропорции записывается так: ad = bc.
Основное свойство пропорции позволяет вычислить любой из членов пропорции, если он неизвестен. Возьмём пропорцию:
х : 4 = 15 : 3.
В этой пропорции неизвестен один крайний член. Мы знаем, что во всякой пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов. На этом основании мы можем написать:
x • 3 = 4 • 15.
После умножения 4 на 15 мы можем переписать это равенство так:
х • 3 = 60.
Рассмотрим это равенство. В нём первый сомножитель неизвестен, второй сомножитель известен и произведение известно. Мы знаем, что для нахождения неизвестного сомножителя достаточно произведение разделить на другой (известный) сомножитель. Тогда получится:
х = 60 : 3, или х = 20.
Проверим найденный результат подстановкой числа 20 вместо х в данную пропорцию:
20 : 4=15 : 3.
Пропорция верна.
Таким образом, мы можем сказать, что каждый крайний член пропорции равен произведению средних, делённому на другой крайний.
Перейдём теперь к вычислению неизвестного среднего члена. Возьмём пропорцию:
30 : х = 27 : 9.
Напишем основное свойство пропорции:
30 • 9 = х • 27.
Вычислим произведение 30 на 9 и переставим части последнего равенства:
х • 27 = 270.
Найдём неизвестный сомножитель:
х= 270 : 27, или х = 10.
Проверим подстановкой:
30 : 10 = 27 : 9. Пропорция верна.
Таким образом, каждый средний член пропорции равен произведению крайних, делённому на другой средний.
Два последних правила в общем виде можно записать так:
1) Если пропорция имеет вид:
х : а = b : с, то
2) Если пропорция имеет вид:
а : х = b : с, то
б) Найдите неизвестный член пропорции (выбери три примера) (3 балла):
1) х:20=2:5 3) х:18=2:3 5) 5:9=15:х
2) х:18=7:9 4) 6:х=3:7 6) 12:7=60:х
в) Найдите неизвестный член пропорции (выбери три примера) (3 балла):
г) Найдите неизвестный член пропорции (выбери три примера) (3 балла):
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №2
ЗАДАНИЕ №3
Вообще, из равенства ad = bc можно получить следующие пропорции:
Из данных пропорций запишите новые пропорции, переставив ( 4балла):
крайние члены (выбери одну пропорцию) а)8:5=24:15 б) 9:7=18:14
средние члены (выбери одну пропорцию) а)16:2=4:5 б) 36:28=9:7
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №3
ЗАДАНИЕ №4
Молодец! Можно приступить к проверочной работе №1.
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №4
ЗАДАНИЕ №5
Рассмотри и запиши решение задач с помощью пропорций (1 балл):
Поезд за 3,5 часа проехал расстояние равное 245 км. За сколько часов поезд, двигаясь с этой же скоростью, проедет расстояние, равное 336 км?
3,5 ч – 245 км
х ч - 336 км
Решение:
Ответ: за 4,8 часа.
Молоко содержит 7% сливок. Сколько кг сливок получится из 200кг молока?
200 кг – 100%
х кг - 7%
Решение:
Ответ: 14 кг.
Выбери и реши по одной задаче из каждого варианта (4 балла):
1 вариант.
1)Из 127,5 м ткани сшили 51 платье. Сколько метров ткани потребуется для пошива 18 таких платьев?
2)В 28 кг картофеля содержится 5,6 кг крахмала. Сколько килограммов крахмала содержится в 35 кг картофеля?
2 вариант
1)Рыбаки за неделю наловили 160,5 ц рыбы, что составило 30% месячного улова. Сколько центнеров рыбы должны наловить рыбаки в месяц?
2)Для засолки огурцов нужно 250 г соли, что составляет 8% всей массы соленых огурцов. Сколько килограммов и граммов составляет масса соленных огурцов?
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №5
ЗАДАНИЕ №6
Молодец! Можно приступить к проверочной работе №2.
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №6
ЗАДАНИЕ №7
Найдите х в пропорциях (выбери 3 примера) 6 баллов:
Выбери и реши по две задачи 6 баллов:
А) Мирас, уменьшив число 195 на 20%, нашел 75% от последнего числа. Какое число получил Мирас?
Б) Из волокна массой 0,9 кг прядут ткань длиной 3 м и шириной 1,5 м. Какой длины получится ткань из волокна массой 6,3 кг, если ширина ее 1,2 м?
В) Рабочие за 3 дня построили мост длиной 360 м, шириной 10 м. Сколько метров длины моста шириной 12 м они построят за 8 дней?
Г) Чтобы настелить пол в комнате, площадь которой равна 5 м2, израсходовали 15 м досок шириной м. Сколько метров досок шириной 0,25 м необходимо для настилки пола в комнате, площадь которой 8 м2?
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №7
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1
Упростите отношение. Замените отношения простейшими. Выбери любой вариант (1балл):
А)
Б)
2. Составьте всевозможные пропорции из следующих чисел. Выбери любой вариант (2балла):
А) 9; 28; 4; 63 б) 7; 24; 21; 8.
3. Составьте пропорции из следующих отношений. Выбери любой вариант (2балла):
А) Б)
4. Найдите неизвестный член пропорции. Выбери любой вариант (2балла):
А) Б)
5.Решите уравнения. Выбери любой вариант (4балла):
А) Б)
6*. Определите пропущенные числа в пропорциях. Выбери любой вариант (4балла):
А) Б)
ИТОГО: 15баллов
«5» - 15 б;
«4» - 7-11 б;
«3» - 3-5 б.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №2
Выбери и реши по одной задаче с каждого номера (по 2 балла –а каждую задачу)
1.а) Сплав массой 16 кг содержит 6,4 кг железа. Какова масса сплава, если в нем содержится 2,4 кг железа?
б) Сплав массой 9 кг содержит 1,5 кг меди. Сколько кг меди содержится в сплаве массой 1,8 кг?
2.а) Точка С делит отрезок АВ в отношении 7:3. Найдите длину отрезка АВ, если отрезок АВ, если отрезок АС больше отрезка CВ на 8 см.
б) Точка С делит отрезок АВ в отношении 3:5. Найдите длину отрезка АВ, если отрезок CВ больше отрезка Ас на 4 см.
3.а)Площадь прямоугольника 120 см2, а его длина 15 см. Какова площадь прямоугольника при той же ширине, если его длина уменьшится на 20%?
б) Площадь прямоугольника 240 см2, а его ширина 12 см. Какова площадь прямоугольника при той же ширине, если его ширина уменьшится на 25%?
4.а) Поезд, двигаясь со скоростью 75 км/ч, преодолевает расстояние между первой и второй станциями за 2 ч 24 мин. На сколько минут раньше прибудет поезд на вторую станцию, если он увеличит скорость на 20%?
б) Поезд, двигаясь со скоростью 70 км/ч, преодолевает расстояние между первой и второй станциями за 4 ч 30 мин. На сколько минут раньше прибудет поезд на вторую станцию, если он увеличит скорость на 20%?
ИТОГО: 8баллов
«5» - 8 б;
«4» - 6 б;
«3» - 2-4 б.
РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ
по теме : «ПРОПОРЦИЯ. ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ПРОПОРЦИИ»
Ф.И. __________________________________________, класс _____