Учебное занятие по теме: «Среднее арифметическое», математика 5 класс
Учитель Куратова В.В.
Цель учебного занятия: способствовать формированию представления о среднем арифметическом нескольких чисел; отрабатывать умения учащихся использовать правило нахождения среднего арифметического при решении практико – ориентированных задач.
Задачи:
- формирование познавательных УУД :
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»
- формирование коммуникативных и личностных УУД:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- формирование регулятивных УУД
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Ход учебного занятия
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний
Устный счет. Сообщение темы учебного занятия.
Тема сегодняшнего учебного занятия состоит из двух слов. Вы сможете верно ее прочитать, если верно решите примеры и вставите буквы в таблицу ответов.(Слайд)
Е – 0,14 + 0,06
А – 2 – 0,7
И – 100*0,012
О – 68,2 : 2
С – 45,4 + 0,6
Р – 12 * 0,01
Д – 43,1 * 10
Н – 81,1 : 0,1
Ф – 60 – 0,9
М – 4,13 + 3,87
Т – 6,45 – 6,4
К – 0,1 * 0,1
Ч – 7 * 0,01
46 | 0,12 | 0,2 | 431 | 811 | 0,2 | 0,2 |
с | р | е | д | н | е | е |
1,3 | 0,12 | 1,2 | 59,1 | 8 | 0,2 | 0,05 | 1,2 | 0,07 | 0,2 | 46 | 0,01 | 34,1 | 0,2 |
а | р | и | ф | м | е | т | и | ч | е | с | к | о | е |
МОЛОДЦЫ! СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ.
Может быть кто -нибудь расскажет, что это значит?
Учащиеся отвечают на вопросы:
Какое число называют средним арифметическим нескольких чисел?
Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
На сколько следует делить, если надо найти среднее арифметическое двух чисел, пяти, семи. Десяти чисел?
Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний». («Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата и т.д.»)
Как вы думаете, пригодится ли вам знание среднего арифметического и умение его вычислять? Приведите примеры.
Итак, сегодня мы попробуем применить ваши знания при решении практических задач, т.е задач, применяемых на практике, в жизни.
Закрепление и применение знаний при решении практических задач.
Индивидуальная работа по карточкам:
Хаджиогло В. – карточка 1, Прокопьев Ж. – карточка 2
Карточка 1.
Найдите среднее арифметическое чисел
А) 5,8 и 3,6
Б) 3,5; 9,2; 8,5
В) 9,12; 8,14; 7,78; 8,94
Карточка 2.
Найдите среднее арифметическое чисел
А) 2 и 10
Б) 5, 6, 7
В) первых семи натуральных чисел
3.2 Решение задач
Задача 1. Решение задачи № 1499, стр. 227
Прочитайте условие задачи.
О скольких полях говориться в задаче?
Чему равна площадь каждого поля?
Сколько пшеницы собрали с первого, второго, третьего, четвертого поля?
Что нужно узнать в задаче?
В ходе анализа условия задачи заполняем таблицу.(Слайд). Класс разделить на 4 группы.
Урожайность | Площадь | Масса урожая |
? | 200 га | 7220 ц |
? | 200 га | 7560 ц |
? | 200 га | 7090 ц |
? | 200 га | 7130 ц |
Как найти урожайность?
Как найти среднюю урожайность этих полей?
7220 : 200 = 36,1 (ц) – урожайность на первом поле
7560 : 200 = 37,8 (ц) – урожайность на втором поле
7090 : 200 = 35,45 (ц) – урожайность на третьем поле
7130 : 200 = 35,65 (ц) – урожайность на четвертом поле
( 36,1 + 37,8 + 35,45 + 35,65 ) : 4 = 145 : 4 = 36, 25 (ц) – средняя урожайность четырех полей.
Задача 2. Ежедневная зарплата рабочего в течение пяти дней была: 660 рублей, 725 рублей, 690 рублей, 710 рублей и 645 рублей. Какова средняя зарплата рабочего за один день? (Слайд)
Задача 3. За первый час лыжник прошёл 10,8 км, за второй 9,4 км и за третий 9,2км.
Сколько километров в среднем проходил лыжник? (Слайд)
Задача 4. Фермер собрал с поля в 2005 году 4647 тонн картофеля, в 2006 году - 4372 тонны, в 2007 году- 4491 тонны и в 2008 году- 4592 тонны картофеля. Каков средний урожай картофеля за эти годы? (Слайд)
Физминутка(Слайд)
Встали. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой рукой – кончик носа.
Творческое применение знаний и умений
Задача на сообразительность(Слайд)
А сейчас включите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов или существ, которые вас окружают.
Итак, среднеарифметическое:
Портфеля и рюкзака ( ранец)
Женщины и рыбы ( русалка )
Мужчины и коня ( кентавр)
Носка и чулка ( гольф )
Велосипед и мотоцикл ( мопед )
Апельсин и лимон ( грейпфрут )
Холодильник и вентилятор (кондиционер)
Сценка «Среднее арифметическое на практике»
Встретились два ученика: Ваня (двоечник) и Вова (отличник).
Вова: Ваня, о чём ты задумался?
Ваня: Я думаю, что среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков! Вот мы с тобой неразлучные друзья, всё делим пополам, и хорошее, и плохое. Надо было решить сегодня задачи. Ты решил 9 штук, а я одну. Складываем 9 и 1, делим на 2, получаем 5. Значит, каждый решил по 5 задач. За домашнюю работу ты получил оценку «5», а я – оценку «1», складываем 5 и 1, делим на 2, получаем 3. получатся, что каждый получил по тройке. Видишь как хорошо получается, и меня мама дома не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!
Вова: Подожди, ты всё решил с пользой для себя, меня даже не спросил, может, меня это не устраивает!
Ваня: Ну, как так не устраивает! Это ещё не всё. Ты пришёл в школу сегодня на 10 минут до звонка, а я пришёл на 10 минут после звонка. А по среднему арифметическому, мы пришли в школу оба к началу урока вовремя! Здорово! Меня даже и учитель не будет ругать за опоздание!
Вова: Да, твои мысли «гениальны». Но я тебя проучу! Сейчас ты решишь несколько задач на среднее арифметическое, а я схожу в магазин и куплю тебе кроссовки новые. Какой размер тебе нужен?
Ваня: 34. Спасибо, друг за помощь и понимание.
Вова уходит, Ваня садится за стол и начинает решать задачи.
Входит Вова с пакетом.
Вова: Вот купил тебе новые кроссовки.
Ваня: Что это? (он достаёт один большой, а другой маленький кроссовок)
Вова: Это твои кроссовки! Ты просил 34 размер, вот я и принёс: один - 24 размер, а другой – 44 размер. Складываем, делим пополам, получаем 34 размер! Да здравствует среднее арифметическое!
Итак, какой вывод вы можете сделать, посмотрев эту сценку? (скажите, всегда ли можно применить среднее арифметическое?)
6. Рефлексия
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Я затруднялся…
Моё настроение…
7. Домашнее задание.
Стр. 230 № 1527. 1534 (а)
Узнать, где в жизни необходимо умение находить среднее арифметическое (подготовить сообщение).
Выяснить, что такое «рейтинг» (подготовить сообщение).