Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно - научного цикла. Развитие логического мышления при обучении геометрии способствует освоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Одним из элементов опорной конструкции является треугольник, поэтому в школьном курсе геометрии большое внимание уделяется этой фигуре и ее свойствам, в частности свойствам равнобедренного треугольника.
Данный урок построен в соответствии с технологией системно - деятельностного подхода. На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках с использованием данного подхода ребята учатся рассуждать, анализировать, самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться. Они учатся работать в группах (команде), уважать и считаться с мнением своих товарищей.
Цель: разработка сценария урока математики по теме «Свойства равнобедренного треугольника» для 7 класса, с учетом требований ФГОС основного общего образования.
Задачи:
изучить нормативные документы, научно-методическую литературу, раскрывающую ФГОС основного общего образования;
выбрать приоритетные универсальные учебные действия для развития обучающихся при изучении темы «Сумма углов треугольника»;
создать условия для развития универсальных учебных действий обучающихся на данном уроке.
Объект: математическое образование в основной общеобразовательной школе.
Предмет: формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики.
Предполагаемый результат:
изучена нормативная документация и научно-методическая литература по данной теме;
разработан сценарий урока по теме «Свойства равнобедренного треугольника», в котором отображена деятельность учителя и учащихся, направленная на развитие УУД;
подобраны основные средства, позволяющие создать условия для развития универсальных учебных действий обучающихся на данном уроке.
УМК: Атанасян Л.С. и др. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point «Свойства равнобедренного треугольника», чертежные инструменты (циркули, линейки).
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о свойствах равнобедренного треугольника.
Задачи:
воспитательные
развивающие
обучающие
создать условия для развития конструктивных способностей ученика; способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи;
обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли; обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать.
формировать знания по теме “Свойства равнобедренного треугольника”;
формировать умения открывать закономерности;
формировать практические умения: пользоваться чертежными инструментами, находить способы решения задачи в результате обобщения или конкретизации, устанавливать логические связи между этапами решения задач.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Предполагаемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем.
Умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Теоретическое и практическое представление о свойствах равнобедренного треугольника.
Применение изученных понятия для решения задач практического характера
Сценарий урока
№
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые
УУД
1.
Самоопределе-ние к учебной деятельности
2
Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Личностные: самоопределение
2.
Актуализация знаний
4
Учитель подводит учащихся к озвучиванию проблемы, темы и цели урока, мотивирует учащихся на активную деятельность. Для этого:
-проводит фронтальный опрос по чертежу (слайды 2-5),
-предлагает практические задания (слайды 6-7), которые учащиеся выполняют фронтально,
-предлагает сделать вывод по слайду №8 о теме (слайд 9) и цели урока.
Записывают дату урока в тетрадь. Выдвигают предположения по заданной проблеме.
Записывают тему урока в тетрадь.
Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: способность к волевому усилию.
Познавательные:
- умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы
- анализ
- сравнение.
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей
- аргументация своего мнения.
3.
Изучение нового материала
15
Организует деятельность учащихся по изучению нового материала
(слайд 10).
В процессе работы они решают поставленную проблему, а именно доказывают первое свойство равнобедренного треугольника с помощью учителя на основе полученных на предыдущих уроках знаний.
Вводит новое понятие биссектрисы равнобедренного треугольника, проведенной к его основанию.
Отвечают на вопросы, всем классом участвуют в доказательстве теоремы (фронтальная форма работы), решая поставленную проблему. Делают соответствующие записи в тетради.
Личностные:
- самоопределение
- смыслообразование.
Регулятивные:
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения
- формирование установки на поиск способов разрешения трудностей
- контроль и коррекция
Познавательные:
- работа с информацией
- выполнение логических операций - подведение под понятие
- знаково-символическое моделирование
- поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные:
- построение речевых высказываний
- аргументирование своего мнения
- планирование учебного сотрудничества
- навыки сотрудничества
- рефлексия.
4.
Первичное закрепление
8
Организует фронтальную работу (слайд 11) (предлагает работу для закрепления нового материала, наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся и контроль)
Выполняют работу индивидуально. Решают предложенные задачи, задают вопросы
Личностные: осознание ответственности за свое обучение.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
- формирование установки на поиск способов разрешения трудностей
- контроль и коррекция.
Познавательные:
- анализ
- синтез
- построение логической цепи рассуждений.
5.
Продолжение изучения нового материала
Организует деятельность учащихся по продолжению изучения нового материала (слайд 12, 19, 20)
На основе доказанной теоремы №1 с помощью педагога учащиеся доказывают свойство №2 и знакомятся с вытекающими из него свойствами равнобедренного треугольника
Личностные:
- самоопределение
- смыслообразование.
Регулятивные:
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения
- формирование установки на поиск способов разрешения трудностей
- контроль и коррекция
Познавательные:
- работа с информацией
- выполнение логических операций - подведение под понятие
- знаково-символическое моделирование
- поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные:
- построение речевых высказываний
- аргументирование своего мнения
- планирование учебного сотрудничества
- навыки сотрудничества
- рефлексия.
6.
Первичное закрепление
8
Организует фронтальную работу (слайды 13-18) (предлагает работу для закрепления нового материала, наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся и контроль)
Отвечают на вопросы всем классом.
Коммуникативные:
- построение речевых высказываний
- аргументирование своего мнения
- планирование учебного сотрудничества
- навыки сотрудничества
- рефлексия.
7.
Самостоятель-ная работа с выборочным контролем
7
Предлагает задание (слайды 21-22), направленное на применение новых знаний.
Осуществляет выборочный контроль.
Выполняют задание в парах, демонстрируют решение у доски с обоснованием, проводят анализ решения своих товарищей и выставляют оценку.
Личностные:
- самоопределение
Регулятивные:
- контроль
- коррекция,
- самооценка
Познавательные:
- анализ
- синтез
- аналогия.
Коммуникативные:
- построение речевых высказываний
- аргументирование своего мнения
- планирование учебного сотрудничества
- навыки сотрудничества
- рефлексия.
8.
Рефлексия
3
Организует беседу, связывая результаты урока с его целью.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Диктует и комментирует домашнее задание (слайд 23).
Высказываются о результатах своей деятельности на уроке, о затруднениях и проблемах, о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии.
Записывают домашнее задание в дневник.
Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Регулятивные: самооценка
Познавательные:
- рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.
Заключение
Целью данной работы являлась разработка сценария урока математики по теме «Свойства равнобедренного треугольника» для 7 класса, с учетом требований ФГОС основного общего образования.
Перед автором стояли задачи: изучить нормативные документы, научно-методическую литературу, раскрывающую ФГОС основного общего образования;
выбрать приоритетные универсальные учебные действия для развития обучающихся при изучении темы «Сумма углов треугольника»; создать условия для развития универсальных учебных действий обучающихся на данном уроке.
В результате создан сценарий урока, в ходе которого была организованна деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению новых знаний, презентация по геометрии для седьмого класса по теме «Свойства равнобедренного треугольника», разработан лист самооценки урока, направленного на реализацию ФГОС.
Список использованной литературы
1. Гаврилова Н.Ф. «Поурочные разработки по геометрии 7 класс». – М.: «Вако», 2011 – с. 304.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2011. – с. 342
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – с. 79
4. Учебник для общеобразовательных учреждений геометрия, 7-9 Л.С Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. – Просвещение, 2003- 384с
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЛИСТ САМООЦЕНКИ УРОКА, НАПРАВЛЕННОГО НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФГОС
1) Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2) Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
3. Используются разнообразные формы, методы, приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.