Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по математике "Умножение десятичных дробей"»
Конспект урока математики в 5 классе
Тема урока «Умножение десятичных дробей»
Учитель: Викулина Ольга Ивановна,
учитель математики
первой квалификационной категории
Тема урока «Умножение десятичных дробей»
Технология: игровая
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок - путешествие
Цель урока: вывод правила умножения десятичных дробей,
отработка правила при решении примеров
Задачи:
повторить правило умножения десятичной дроби на натуральное число
вывести правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь
закрепить материал с помощью решения различных упражнений
расширять кругозор учащихся
развивать познавательную активность, положительную мотивацию к предмету.
воспитывать чувства любви к Родине и к хлебу.
План урока:
Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Актуализация знаний:
А) Разминка - работа с числом 18
Б) «Мозговой штурм»
Изучение нового материала. Брест.
Закрепление нового материала. Практикум-путешествие по городам – героям: Москва, Ленинград, Воронеж.
Рефлексия. Победный салют.
Домашнее задание.
Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
А) Для сосредоточения внимания, настроя на урок, чтобы дети успокоились учитель предлагает задание «Что изменилось» ( на карточке написан ряд чисел, знаков или букв, ученики смотрят, запоминают, закрывают глаза, в это время учитель меняет в данном ряду местами некоторые знаки, учащиеся открывают глаза и называют, что изменилось), изменения проводят 2-3 раза
Например, АОР-5Ю,+П=
РОА-5Ю,+П=
РО,Ю-5А+П=
2.Актуализация знаний.
(учащиеся в течение всего урока оценивают свою работу, выставляя на полях тетради оценку за каждый этап урока, в конце урока подводят итоги, находят среднее арифметическое и округляют до целых, учитель добавляет свою оценку и выставляет итоговую)
А) Разминка - работа с числом 18 (задание учащимся – что можно сказать про число)
Целое, натуральное, двузначное, четное и т.д.
Б) «Мозговой штурм» Найди пару, ответ поясни.
1) Р = 2 (а + в)
7) 1 кв.км
2) 2,5 · 2 =
8) S = а · в
3) 1000000 кв.м
9) 50
4) ПЛОЩАДЬ
10) ПЕРИМЕТР
5) 25 · 2 =
11) 5
6) 2,5 · 0,2 =
12) ???? ПРОБЛЕМА
Вывод: формулируем тему урока «Умножение десятичных дробей». В тетрадях записываем число, тема урока.
В)Притча «Основное правило достижения цели»
К Мастеру в стрельбе из лука пришли трое новичков: - Ты самый ловкий стрелок во всём мире! Мы хотим стать такими же успешными и продолжить твоё дело, – сказали они. - Я могу научить вас стрельбе из лука! - ответил Мастер. - Рассказать все тайны и премудрости этого дела. Но в свои ученики я возьму только одного! И он сможет стать самыми лучшим стрелком и по-настоящему успешным человеком. Чтобы выбрать кого-то к себе в ученики, Мастер предложил пройти всем троим небольшое испытание. Он повесил на дерево мишень, и на расстоянии нескольких метров подвёл первого новичка. - Что ты видишь перед собой? - спросил Мастер. - Я вижу дерево, на котором висит мишень. - Что ещё? - спросил Мастер - Позади зелёная лужайка, на ней растут цветы. - Хорошо, - сказал Мастер и подозвал следующего претендента в ученики. - А ты что видишь перед собой? - Я вижу мишень, дерево, поляну, цветы, небо, - ответил второй новичок. - Хорошо! – ответил Мастер и задал такой же вопрос третьему новичку. - А что видишь ты? - Я вижу перед собой мишень! - ответил он. - Хорошо, – сказал Мастер, - что ещё? - Больше ничего! Самое главное - это мишень, я вижу только её! - Молодец! - сказал Мастер. - Ты добьёшься в жизни больших успехов. Я возьму тебя в свои ученики. Когда есть цель, всё остальное не имеет значения.
Учитель предлагает ученикам поставить перед собой цель, с которой они пришли на урок, цель, которой будут добиваться.
Учитель: давайте попробуем сформулировать цель урока. Моя цель, как учителя, вывод правила умножения десятичных дробей. А с какую цель перед собой ставите вы? Можно ее записать в тетради. В конце урока вы для себя определите, достигли ли вы поставленной цели.
3.Изучение нового материала.
Подготовительный этап
Чтобы перейти к изучению новой темы, нам необходимо повторить правило умножения десятичной дроби на натуральное число. Устно решите примеры, замените ответы буквами и прочтите получившееся слово
4,8
3,6
3,0
6,0
7,5
2,50
А
О
Б
П
Е
Д
Учитель: А что значит слово ПОБЕДА? С какой крупной датой связано это слово?
Верно, в этом году 9 Мая исполняется 70 лет со дня празднования Победы в Великой Отечественной войне нашего народа над фашистскими захватчиками. И мы в честь этого события совершим сегодня путешествие по городам – героям. Оно будет поучительным, познавательным. Необходимо проявить знания, находчивость, дружбу, чтобы одержать победу при выполнении заданий.
Наш девиз: «Один за всех и все за одного»
Изучение нового материала (фронтально)
БРЕСТ – город – герой (вывод правила умножения десятичных дробей, учащимся раздаются карточки с формулировкой задания, учащиеся вместе с учителем выполняют задание, выводят правило умножения десятичных дробей)
Учитель: Первый удар немецкой армии приняли на себя жители Брестской крепости 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Они сумели продержаться 6 недель. Но, к сожалению, почти все погибли.
Брестская крепость в форме прямоугольника
Ширина а=1,6 км длина в=2,8 км
Найти периметр Брестской крепости и площадь.
Р= 2• (а+в)
Р= 2• ( 1,6+2,8)=8,8 (км)
S= a•в
S = 1,6 км •2,8 км = 1600 м• 2800м=4480000 кв. м= 4,48 кв. км
С какой трудностью вы столкнулись?
- Умножать десятичные дроби на десятичные дроби.
Итак, тема нашего урока:«Умножение десятичной дроби на десятичную дробь»
Мы нашли с вами площадь Брестской крепости, переводя одну единицу длины км в другую в метры
Как вы думаете, как можно умножить десятичную дробь на десятичную, не выполняя перевода из одной единицы в другую?
Как можно сформулировать правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь?
Ученики формулируют правило.
Чтобы умножить одну десятичную дробь на другую надо:
1. Перемножить их не обращая внимания на запятые;
2. Отделить запятой в произведении столько цифрСПРАВА, сколько их стоит после запятой вОБОИХ МНОЖИТЕЛЯХ ВМЕСТЕ.
А теперь обратимся к учебнику и прочитаем правило умножения дробей.
4. Закрепление. Практикум. Путешествие по городам – героям.
(работа в группах, выбираются консультанты, которые помогают учащимся группы, учитель раздает карточки – задания, после выполнения задания решение ученики записывают на классной доске, проверяют вместе с учителем, выявляют ошибки и эти карточки с заданием берут домой, выполняя работу над ошибками)
ПУТЕШЕСТВИЕ (работа в группах)
Первая группа
ЛЕНИНГРАД – город – герой
Три года жители находились в блокадном кольце немецких захватчиков. У жителей не было пищи, воды, электричества. Но они выжили, веря в нашу Победу. Все знают про блокадный хлеб. Кусочек в 125 граммов.
Сегодня мы с вами рассчитаем, какие составляющие этого хлеба и в каких частях
ЗАДАНИЕ: решите примеры, в ответе оставьте разряд сотых и переведите в обыкновенную дробь
Составляющие блокадного ХЛЕБА:
1) мука ржаная дефектная 1,5 · 0,3 =
2) жмых 2,5 · 0,04 =
3) соевая мука 0,5 · 0,1 =
4) отруби 0,25 · 0,4 =
5) целлюлоза 0,3 · 0,5 =
6) обойная пыль 2,5 · 0,02 =
7) солод 0,5 · 0,2 =
Вы знаете, как ели блокадный хлеб? Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала, ни одна... И помните об этом всегда, в школьной столовой за обедом, дома за ужином и даже в гостях на празднике. ...
Вторая группа
МОСКВА – город – герой
Задача: осенью 1941 года фашистские войска предприняли два крупных
наступления на Москву. В первом из них участвовало:
Немецкие войска:
1) 1,8 млн. солдат и офицеров
2) 1700 танков
3) 1390 самолетов
4)14000 орудий и минометов
Советские войска:
1)1,2 млн. солдат и офицеров
2) 970 танков
3) 677 самолетов
4)7600 орудий и минометов
Найдите, во сколько раз силы противника превосходили. Ответ округлите до десятых.
Третья группа
ВОРОНЕЖ – город воинской славы
Воронеж принял на себя первый удар летом 1942 года. До января 1943 года бушевала война в этом городе. Но город выстоял и победил. Большая часть жилых домов была уничтожена и взорвана.
ЗАДАНИЕ: решите уравнение и узнайте, какая часть домов была разрушена
(х + 0,94) : 0,8 = 2,3 (ответ: 0,9 учитель и учащиеся группы рассуждают, что значит это число, переводят в обыкновенную дробь).
Дополнительные уравнения: х : 1,1 + 0,6 = 0,9 и (х + 1,5):0,6 = 25,2
5. Рефлексия.
Обобщение по теме:
Вопрос: Что нужно знать, что бы хорошо выполнять умножение десятичных дробей?
Ответ: 1. Таблицу умножения.
Вопрос:Что ещё нужно знать?
Ответ: 2. Правило умножения десятичных дробей на натуральное число.
Вопрос:Что ещё нужно знать?
Ответ: 3. Правило умножения десятичных дробей на десятичную дробь.
Хорошо, молодцы!
Во время путешествия мы с вами посетим четыре города - героя:
o Город – герой Брест
o Город – герой Ленинград
o Город – герой Москву
o Воронеж—город воинской славы
Подведение итогов.
а) Достигли ли вы цели, которую в начале урока перед собой поставили?
б) Выпишите оценки за каждый этап работы и найдите средний балл, округлите до целых и поставьте в тетради итоговую оценку за работу на уроке.
в) У каждого из вас есть на парте красная звездочка (из бумаги). В честь Победы в ВО войне и в честь нашей маленькой победы на уроке поднимите эту звездочку вверх, отвечая положительно на мои вопросы. Это будет наш небольшой Салют.
- Кто достиг своей цели?
- Кто понял правило умножения десятичных дробей?
- Кому понравилось сегодня на уроке?
-Кто оценил свою работу на 5? 4?
6.Домашнее задание (дифференцированное)
Выучить правило умножения десятичных дробей (по учебнику)
Выполнить работу над ошибками по карточке своей группы (на «3»)
Поменяться карточками и выполнить задание другой группы (на «4»)
Составить задачи по теме урока с применением исторического материала (похожие на задания, с которыми работали на уроке (на «5»)