Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по математике "Действия с обыкновенными дробями"»
Урок математики в 6 классе.
Олимпиада
«Действия с обыкновенными дробями»
Цели урока: совершенствовать навыки выполнения действий с обыкновенными дробями, решения задач; развивать логическое мышление, умение работать самостоятельно, интерес к изучаемому предмету; воспитывать чувство коллективизма.
Учитель математики
Викулина О.И.
Открытие олимпиады.
Программа соревнований:
1. Эстафета.
2. Стрельба по мишени.
3. Прыжки.
4. Баскетбол.
5. Гимнастика ума.
6. Дартс.
7. Весёлая пауза.
Закрытие олимпиады
Открытие олимпиады.
Первые Олимпийские игры состоялись в Древней Греции в 776 году до н.э. Среди участников и призёров олимпийских игр были такие известные вам учёные как Аристотель, Сократ, Гиппократ, Пифагор. Пифагор был чемпионом по кулачному бою. Для победы в Олимпийских играх необходима тренировка мышц, а для успехов в математике- тренировка ума. Всем известно, что «математика – это гимнастика ума»
Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы проводим урок- олимпиаду «Действия с обыкновенными дробями».
В ней принимают участие две команды «Умники» и Эрудиты».
Пожелаем им успеха.
Вступительное слово учителя.
Ученик делает сообщение об истории возникновения дробей.
Дополнение: действия с дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби».
Учитель: На самом деле, ребята, в древности даже написание и чтение дробей было делом непростым. Вот посмотрите, как изображались дроби 2/3 и 1/7 ; 1/2 и 1/4 в древнем Египте (показывает слайд).
В настоящее же время действия с дробями умеют делать и школьники.
И мы сегодня проверим , как усвоили вы эту тему, чтобы уметь « не попасть в дроби».
Итак, открываем олимпиаду.
1. Эстафета.
Первое соревнование – Эстафета. Сейчас на доске откроется «цепочка действий» сначала для одной команды (показывается слайд,где цепочка действий с числами с разными знаками, ответы — по щелчку), затем- для другой. Отвечать будет тот, кто первый поднял руку. Но в цепочке несколько действий, а отвечать можно только один раз. Каждый правильный ответ +1 балл, а неверный-1балл. Сначала « цепочку» решает одна команда, затем – другая.
х х +1/2 *4 - 1 ¼ *4/5 +2 3/5
х =3/4; 1/4
Перед «цепочкой» можно проверить знание правил учащимися.
- как умножить дробь на дробь,
- как умножить дробь на натуральное число,
- как перемножить смешанные числа,
- какое ещё понятие в математике (кроме дроби) выражает часть числа (%),
- что такое процент,
- как процент перевести в дробь,
- как найти часть от числа,
- как сложить (вычесть) дроби,
- как разделить на дробь.
2. Стрельба по мишени.
Следующее соревнование- стрельба по мишени. Для этого у нас есть специальные мишени, но стрелять вы будете не из ружей, а с помощью решений уравнений. Сейчас я каждому раздам карточку с уравнением и чистый листок. Уравнение вы решаете в карточке, а ответ записываете на этот листок.
Сейчас приступайте к решению. У вас для этого 5 минут. (На доске прикреплены 5 мишеней с написанными в центре переменными х, у, z, р, . К доске выходят 2 ученика – по одному от каждой команды, учитель говорит правильный ответ. Тот, у кого ответ сходится, крепит свой листок в центр- в «яблочко», получая при этом 2 балла).
После проверки уравнений подсчитывается общее число баллов по командам.
Сегодня мы будем прыгать в высоту. Прыжки делаются с помощью решения задач . Каждой команде даётся карточка с 5 задачами. Каждый участник команды берёт себе задачу и решает её. За каждую верно решённую задачу команда получает 3 балла. На решение отводится 7 минут. Кто решил свою задачу может помочь своему товарищу.
Набранные командой очки – это высота прыжка. Например, команда набрала 15 баллов, значит прыгнула на высоту 15 рулей. (такая вот у нас мера высоты)
Задачи.
1.В вазе лежали 48 конфет. Карлсон съел 5/12 всех конфет, а Малыш-1/24 всех конфет. Сколько конфет осталось в вазе?
2. Арбуз , дыня и тыква вместевесят20 килограммов. Масса дыни составляет 2/10 общей массы, а масса тыквы- 3/10 общей массы. Какова масса арбуза?
3. Длина одной верёвки 3 метра, а другой- 5 метров. Каждую верёвку разрезали на 14 равных частей. На сколько метров получившийся кусок первой верёвки короче куска второй верёвки?
4. В магазин поступило 600 кг апельсинов. До обеда продали 0,45 всех апельсинов, а после обеда- 2/3 того, что продали до обеда. Сколько килограммов апельсинов осталось?
5. Лес имеет площадь 420 га. Ели занимают 62% всей площади, а сосны- 29% всей площади. На сколько гектаров ели занимают больше, чем сосны?
4. Баскетбол.
Теперь переходим к групповой игре-баскетболу.
В этой игре можно забросить мяч в чужое кольцо и этим заработать 1 балл. А можно и пропустить или отбить мяч соперника. У нас игра пойдёт с помощью вопросов, которые команды приготовили для соперников. На вопрос может ответить любой участник команды- соперника. Если команда-соперник не отвечает, ответ даёт автор вопроса и получает при этом 1 балл.
5. Гимнастика ума.
Переходим к соревнованию «Гимнастика ума».
Вам предлагается игра «Крестики- нолики».
Каждая команда получает необходимые материалы ( задания проецируются на экран, а табличка нарисована на доске). Отвечает команда, которая быстрее справилась с заданием. Об этом сигнализируется с помощью поднятой руки. Правильно ответившая команда закрепляет свой знак на табло и выбирает номер следующего задания.
В игре побеждает та команда, которой удалось поставить три свои знака в один ряд, или, если это не удалось, поставить на игровом поле 5 своих значков.
ЗАДАНИЯ.
1. Какую долю составляет неделя от года?
2. Трёхзначное число 87* делится на 5 и на3. Какова последняя цифра числа?
3.Хор , состоящий из280 мальчиков и105 девочек, исполняет задушевную песню. К счастью, только четвёртая часть мальчиков и третья часть девочек орут во всё горло. Остальные только открывают рот, делая вид , что поют.
Найдите разность между мальчиками и девочками , орущими во всё горло.
4. Арифметический я знак,
В задачнике меня найдёшь во многих строчках.
Лишь «о» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка.
5. Число яблок в корзине –двузначное. Яблоки, не разрезая, можно разделить между 2, 3 , 5 детьми, но нельзя разделить между 4 детьми. Сколько яблок в корзине?
6. Какое число надо прибавить к натуральному числу, чтобы получилось следующее за ним число?
7. 40 человек вошли в автобус. Пятая часть купила билеты, а остальные заявили, что у них проездной. На самом деле проездной был у 7 человек. Сколько человек проехали «зайцами»?
8.Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается? (возраст)
9. Чем больше из неё берут, тем больше она становится. Что это? (яма)
10. Внук спросил деда: « Сколько тебе лет?».
Дед ответил: « Если проживу ещё половину того, что я прожил, да ещё 1 год, то мне будет 100 лет.» Сколько лет деду?
11. Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц?
6. Дартс.
Дротиками в нашей игре будут сегодня верные ответы к примерам , которые вы сейчас получите. На доске вы найдёте, какой букве соответствует ваш ответ. Букву надо закрепить в табличке на том месте, которому соответствует номер вашего примера. Если вы всё сделаете правильно, то прочитаете фамилию известного русского учёного (задания на карточках).
Зашифрована фамилия Ломоносов.(Учитель делает краткое сообщение о нём, показывает его портрет)
Составляются примеры в одно действие на умножение. Деление, сложение и вычитание смешанных чисел и дробей.
На доске – правильные ответы и соответствующие им буквы,а также место буквы в таблице.
1) ¼-л 4) 7 1/5-о 2) 2 5/8-о
5) 6 ½ -н 3) 5 1/3-м 6) 9-0
8) ½ -о 7) 3 1/8 – с 9) 1 1/8-в
М.В. Ломоносов -известный русский учёный, имевший глубокие познания в самых разных областях науки: литературе, физике, математике, химии, навигации и др. Его имя носит московский Государственный университет, одно из старейших высших учебных заведений России, да и его самого называли первым русским университетом за обширность его научных познаний. В объяснительной записке к программе шляхетского кадетского корпуса для «благородного юношества» Ломоносов написал крылатые слова «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.»
7. Весёлая пауза.
Пока подводятся итоги, подсчитывается ваша таблица рейтинга, давайте посмотрим инсценировку, которую подготовили ребята.
Инсценировка « Среднее арифметическое»(что такое среднее арифметическое и можно применить это понятие к размерам обуви, одежды, температуры больных – в шуточной форме)
Закрытие олимпиады.
Объявляется рейтинг команд, награждаются победители (все) золотыми и серебряными медалями.
Заключительное слово учителя . ( Толстой о человеке как о дроби: числитель- то , что представляет собой человек, а знаменатель-то, что он думает о себе. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Если знаменатель стремится к бесконечности, то дробь стремится к нулю.)
Ребята, все этапы нашей олимпиады успешно пройдены. Итоги подведены. Олимпиада считается закрытой.
Таблица рейтинга
этапы
Умники
Эрудиты
Эстафета
Стрельба по мишени
Прыжки
Баскетбол
Гимнастика
Дартс
итог
Литература:
Математика-6. Н.Я.Виленкин и др.
Математика: открытые уроки.5,6,7,9,11 классы. Н.М.Ляшова и др.
Математика. Предметные недели в школе. Л.В.Гончарова.
Забавная арифметика. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров.
Дидактические игры на уроках математики. В.Г.Коваленко.