Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Создает условия для внутренней потребности учащихся во включении в учебную деятельность | Сегодня на уроке мы попробуем свои силы в новой роли -исследователей. А в начале ответим на вопрос:Что общего во всех картинках? | Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу. -На всех рисунках изображены прямоугольные параллелепипеды | | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: Формировать положительные мотивации. Коммуникативные: умение вступать в диалог |
Актуализация знаний обучающихся | Актуализация знаний, фиксирование индивидуальных затруднений, организация коммуникативного взаимодействия | К уроку вы дома выполнили творческую работу: изготовили из различных материалов прямоугольный параллелепипед и куб. Предлагаю вам рассмотреть эти модели и ответить друг другу на вопросы. 1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда? 2) Что можно сказать о его противоположных гранях? 3) Какие есть у него измерения ? 4)Сколько у фигуры граней, ребер? 5)Из каких фигур состоит поверхность куба? | Интерактивная беседа Метод «Инсайд-аутсайд секл» 1. Ученики становятся в 2 круга по периметру кабинета 2.Ученики внутреннего круга смотрят наружу лицом к партнеру во внешнем круге 3.Учитель задает вопрос на 3-5 сек. 4.Ученики внешнего круга отвечают своему партнеру(1мин) 5.Меняются ролями 6.Ученики двигаются дальше, чтобы поработать с новым партнером(отвечают на другой вопрос учителя) | Знать определения прямоугольного параллелепипеда и куба и их элементы | Познавательные: анализировать и сравнивать выбираемые задания, извлекать необходимую информацию для подведения под новое понятие Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение |
Самостоятельная работа по карточкам | Организует выполнение самостоятельной работы, выявление причины затруднения | Поставьте знак «+» перед утверждением, с которым согласны, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласны: 1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом. 2.Любой прямоугольный параллелепипед является кубом. 3. У куба все грани являются квадратами. 4. У параллелепипеда 8 ребер. 5. У куба все ребра равны. 6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками. | Обучающиеся напротив вопросов ставят + или – + - + - + + | Знать свойства куба и параллелепипеда | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: оценивать усваиваемый материала. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Постановка проблемы | Организует фиксирвание нового знания в речи | Классная комната является основным местом вашего проведения в школе, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Физически хорошо воспринимаемые условия для обучающихся в классах следующие: 18-20 градусов C°, атмосферное давление в среднем 760 мм ртутного столба, содержание 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника- достигает 4 куб. м. Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать? | Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы: Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного обучающегося. Надо знать сколько обучающихся в классе. Сколько воздуха находится в классной комнате. Объём воздуха в классе надо как-то вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Гипотеза: Если мы найдём формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и научимся его вычислять, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам Сан ПиН. | | Познавательные: передача содержания в сжатом или развёрнутом виде. Регулятивные: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера ККоммуникативные отстаивание своей точки зрения, приводя аргументы для ее обоснования. |
Постановка темы урока | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей у акцентирует внимание учащихся на значимость темы урока. | Итак, кто сформулирует тему урока? Как можно вычислить объём прямоугольного параллелепипеда? | Обучающиеся формулируют тему урока «Объём прямоугольного параллелепипеда» | | Личностные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
Решение задачи у доски | Организует усвоение учениками вычислительных навыков | Вычислим объем классного кабинета по известным данным и найдем решение проблемы | Вывод: Размеры нашего класса и его наполняемость соответствуют нормам СанПиН. | Cовершенствовать вычислительные навыки | Регулятивные: Выявление проблемы, поиск способов ее разрешения Личностные: оценивание усваиваемого материала |
Проблемка | Организует применение полученных знаний в процессе работы | А теперь кто скажет: как будет выглядеть формула для вычисления объёма куба. | Обучающиеся выводят и записывают в тетрадях формулу для вычисления объёма куба V=а·а·а=а3 | Cовершенствовать вычислительные навыки | Регулятивные: Выбор оснований и критериев для сравнения; Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме |
Практическая работа | Организует формирование «случайной» группы: это билетики с различными геометрическими фигурами, которые ученики получили в начале урока; мобилизует учеников на практическую работу, | Я предлагаю каждой группе выбрать себе "шляпу" определенного цвета из набора. Красочно оформленные шляпы с функциями их режимов высвечиваются на экран . | Каждая группа получает задание, с последующей презентацией Обучающиеся выполняют проекты . 1.Ангар для самолета Ан-124 «Руслан» Сундук Кощея Клетка для белого медведя Каждый участник предлагает группе свою идею. Выделяются идеи, разделяемые большинством; определяются возможные направления и способы дальнейшей совместной работы над проблемой. | Моделировать геометрические об ъекты | Регулятивные: Освоение алгоритма инновационной творческой деятельности Коммуникативные : организовыватьучебное взаимодействие в группе |
Физкультминутка | Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся | - Давайте немного отдохнем. Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте) Все умеем мы считать (хлопки в ладоши) Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте) Руки за спину положим (руки за спину) Голову поднимем выше (поднять голову выше) И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох) Подтянитесь на носочках столько раз, Ровно столько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках) На руке у вас (Поднимаемся на н осочках 10 раз). | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | . | |
Открытый микрофон | Организует самооценку учебной деятельности | После защиты проектов каждой группе предлагается высказаться по поводу полученного классом задания, исходя из “роли своей шляпы”. | Примерные ответы учеников: 1 ученик - белая шляпа : какую информацию мы сегодня получили? -узнали формулу для измерения объема параллелепипеда ,куба. 2 ученик - красная шляпа: наши чувства - я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно. -при помощи этой формулы мы помогли очень доброму, хотя и жадному Кощею сохранить свое богатство. -благодаря математике мы строим города, осваиваем космос ! Без нее мир был бы совсем иным. 3 ученик - черная шляпа : критика каковы возможные проблемы; каковы вероятные сложности; на что нужно обратить внимание; -надо быть очень точным в подсчетах, при подсчете объема здания, чтобы наша ошибка не привела к крушению здания. - я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что решу неправильно. 4 ученик- желтая шляпа : достоинства данной формулы -Инженерам и архитекторам при разработке проектов различных машин и зданий нередко приходится производить расчет объема куба. 5 ученик - зеленая шляпа : новые идеи. нестандартные подходы, альтернативные точки зрения. Форму куба, параллелепипеда, нередко имеют различные предметы корпусной мебели, и при их разработке конструкторам требуется определять, в том числе, и такую величину, как объем. 6 ученик- синяя шляпа : новая цель в нашем познании. -я бы хотел узнать формулы для вычисления фигур другой формы, например пирамиды, шара. | Cовершенствовать мыслительные, речевые навыки Выражать положительное отношение к процессу познания,. | Регулятивные: Формулирование рефлексивной деятельности: оценки того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем. Коммуникативные : воспитывать любовь к математике Личностные: Формировать адекватную самооценку |
Дифференцированная работа | Организует деятельность учащихся на осмысливание степени усвоения материала | Оценим свои знания, выполнив 3-х уровневые задания. Решаем самостоятельно в тетрадях. | Обучающиеся выбирают посильную для них задание. Каждый ученик должен быть уверен в том, что верно сделает работу. | Применять формулу объема параллелепипеда,куба | Регулятивные: Формировать осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; Личностные: Формировать способность к самооценке |
Домашнее задание | Воспитание ответственного отношения к учебному труду | Учитель комментирует домашнее задание, записанное на слайде | Записывают задание в дневники и тетрадях | | Регулятивные: Мобилизации сил и энергии, к волевому усилию |
Рефлексия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми | Вы замечательно поработали на уроке. Оцените и вы свою работу | Дают оценку своей работы по достижению цели урока (мотивации, способов деятельности, эмоционального состояния). | Выражать положительное отношение к процессу познания; адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Личностные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация . |
Логическое завершение урока | | Спасибо, дети, за урок! И пусть математика поможет нам строить города! И пусть нас радуют не только здания правильной прямоугольной , но и другой интересной формы! | Психологический настрой на подведение итогов урока | | Регулятивные: Формирование положительной мотивации. |
1.Найдите объём куба с ребром 7дм.
2.Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина 4см,ширина 2см, высота 3см.
1. Чему равно ребро куба, если объем равен 1000 кв.см.?
2. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см.
Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
1. Объем бассейна равен 100 м3, а стороны основания 10 м и 5 м. Сколько квадратных метров кафельной плитки ушло на облицовку бассейна?
2. Из кирпичей, длина которых 30 см, ширина 10 см и высота 5 см, сложили куб, ребро которого равно 120 см. Сколько кирпичей на это было затрачено?