Класс 5. Математика. Тема урока: «Формулы. Задачи на движение».
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; - воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные и личностные универсальные учебные действия во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели. Методы:
репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: компоненты УМК «Математика. 5 класс», (Н.Я. Виленкин и др.), документ-камера, проектор, компьютер, интерактивная доска (ИД), бланки тестов для работы в парах, сигнальные карточки для рефлексии.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организация | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Слайд 1 | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока | Регулятивные: умение сосредоточиться для восприятия новой темы |
Проверки домашнего задания | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашних заданий всеми (большинством учащихся). Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. | На экран выводится с помощью документ-камеры решение домашней работы в тетради одного из учеников (при необходимости, ещё одного или двух учеников). Слайд 2 | - В представленном на доске решении домашних задач требуется найти ошибки и обосновать, почему это неверно. Если не хватает каких-либо вариантов, то необходимо дополнить решение. Были заданы : № 675; 701 | Устно исправляют ошибки, дополняют решения, объясняют свои действия. № 675, 701. На примере задачи № 701 ученики проговаривают взаимосвязь между такими величинами как путь, скорость, время (слайд 2). | Регулятивные: прогнозирование. Познавательные: сравнение и анализ, наблюдение и опровержение неверных решений. |
Целеполагания и мотивации | Определить цель занятия. Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока. | Слайд 3. | Цель урока. - Ребята, в начальной школе вы уже решали задачи на движение. О чём были эти задачи? Кто может напомнить?
- А какие три величины характеризуют движение?
- Цель сегодняшнего занятия – понять, как решаются некоторые виды задач на движение. Как вы считаете, какими будут эти виды задач, в зависимости от направления движения?
| - Это задачи, в которых люди, машины, кораб-ли, звери движутся в одном или разных направлениях. - Движение характеризуют путь (S), скорость (v) и время (t). -Рассматривают слайд № 3 на ИД. Отвечают: - движение навстречу друг другу, - движение в противоположных направлениях, - движение в одном направлении. | Регулятивные: целеполагание, предметная рефлек-сия (повторение ранее изученного), умение прогнози-ровать. |
Актуализации знаний и умений | Повторение ранее изученных понятий | Тест 1. В чем измеряется скорость? а) км, м, дм. б) час, мин. сек. в) км/ч, м/с, м/мин 2. Какое слово пропущено? Чтобы найти скорость, надо расстояние…. на время а)разделить; б)умножить, в) увеличить 3. Какое слово пропущено? Чтобы найти время, надо расстояние….на скорость. а) умножить, б) разделить, в) увеличить 4. Пешеход за 4 часа прошел 16 км. С какой скоростью двигался пешеход? а) 4 км; б) 4 км/ч. в) 12 км/ 5. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние поезд проедет за 4 часа? а) 240 км/ч; б) 15 км/ч; в) 240 км | Давайте закрепим знания о скорости, времени и расстоянии и решим тест. Поменяйтесь ответами тестов и сверьте ответы с таблицей, поставьте оценки. Кто получил 5?, 4? Ну, а у остальных есть еще время выучить, как находить скорость, время и расстояние. | Работа в парах. После выполнения тестов, меняются ответами, проверяют и оценивают работу соседа по парте. | Коммуникативные: умение работать в паре, осуществление сотрудничества. Регулятивные: саморегуляция (контроль и оценивание своих действий), оценивание, наблюдение, сравнительный анализ. |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: «Задачи на движение». | Слайд 4-5. | Учитель комментирует схему на слайде № 3 и разъясняет смысл понятий «скорость сближения», «скорость удаления», а также способ их нахождения в различных ситуациях. | Ученики слушают объяснение и изучают информацию на слайде № 3 на ИД. | Познавательные: ориентирование в учебнике, понимание информации, представленной в виде текста, рисунка, схемы. |
Физкультурная минутка | Здоровьесбережение, саморегуляция | Физкультминутка слайд 6 | -Решая задачи на движение, надо помнить о правилах поведения на дорогах и вблизи проезжей части автомобильного и железнодорожного транспорта. Учитель вызывает к доске физорга класса, который под музыку(В.Леонтьев «Светофор») проводит физкультминутку. | Ученики повторяют движения за физоргом. | Коммуникативные: умение работать в группе под руко-водством органи-затора. Регулятивные: умение контролировать и коррек-тировать свои действия. |
Организации первичного закрепления А) в знакомой ситуации (типовые задачи); Б) в изменённой ситуации(задачи, сводимые к типовым | Установление правильности и осознанности изучения темы «Задачи на движение». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу. | Работа с книгой Презентация «Задачи на движение» | -Рассмотрим типовые задачи на движение и образцы правильного оформления решения этих задач. -Ребята, мы разобрали решение простейших типовых задач. А теперь, применяя командную форму работы, постараемся решить задачу, сводимую к типовым. Класс разбивается на три команды по рядам. Каждый ряд решает задачу (дополнительную). Команда, выполнившая работу первой, выставляет своего представителя к доске для записи решения и объяснения своих способов. Другие команды выступают в качестве оппонентов. По результатам выступлений, наиболее активным ученикам учитель выставляет оценки. | Ученики самостоятельно решают задачи, текст которых проецируется на ИД, а затем проверяют свои решения по образцу на доске с последующим обсуждением различных способов решения. . Ученики работают в командах по инструкции учителя. | Познавательные: моделировать условие с помощью знаково-символьных схем, умение решать типовые задачи по алгоритму арифметическим способом, используя зависимость между скоростью, временем, расстоянием. Регулятивные: критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя решение по предложенному образцу. Личностные: Мотивированное отношение к учебному процессу, творческий подход к решению задач. Коммуникативные: умение конструк-тивно общаться в группе, адекватно передавать инфор-мацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи |
Информирования о домашней работе. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | | У: 1783(стр.269), 1832(стр.273) Дополнительно: 680, 681 (стр.104) | Записывают задание в дневники. | Личностные: самоопределение через выбор. Регулятивные: планирование и прогнозирование. Познавательные: общие приёмы решения задач. |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | | - Какие задачи мы решали сегодня на уроке? - Какими способами можно решать задачи на движение? - Где в обычной жизни мы с вами сталкиваемся с необходимостью решать задачи на движение? - Сегодня на уроке вы работали в группах. В каждой группе выберите несколько, которые выдвигали больше всех продуктивных идей, лучше аргументировали свое мнение. И тех, чья работа была тоже полезна для всех, но чуть менее активна. - Эти ребята получают за сегодняшний урок отметки «5» и «4». Будьте готовы защищать свой выбор, если я попрошу! | Отвечают на вопросы. Совещаются в группах, выдвигают свои предложения | Коммуникативные: конструктивное общение в группах, сравнение на основе объективных проявлений действий личности в качестве поступков, высказываний. Личностные: сопоставление внешней оценки учителя и оценки в группах, сопоставление и сравнение личных успехов с чужими. |
Рефлексия | Инициировать предметную рефлексию | На партах лежат по три карточки-смайлы, на интерактивной доске слайды Рефлексия. | - Сегодня все работали хорошо. - Оцените свое состояние на сегодняшнем уроке. Насколько комфортно вы себя чувствовали, работая в группе. Все ли было вам понятно. - Поднимите одну карточку-смайл, в зависимости от вашей самооценки. Учитель вызывает по очереди несколько учеников и просит ответить на вопросы слайда, соответствующего их оценке урока. Спасибо за урок. | Ученики показывают карточки-смайлы и по просьбе учителя высказывают свои мнения. | Регулятивные: давать оценку проделанной работе, оценивать целесообразность, объяснять причины успехов и неудач. |