Устный счёт А пока, чтоб работать быстро и ловко, Нам нужна для ума тренировка. Начнём наш урок с устного счёта. 1. Математический диктант - Сумму чисел 5 и 4 увеличить в 2 раза. (18) - Разность чисел 20 и 10 уменьшить на 5. (5) - Произведение чисел 6 и 4 уменьшить в 3 раза. (8) - Наименьшее двузначное число увеличить в 3 раза. (30) - От наибольшего двузначного числа отнять 19. (80) - Хорошо! 2. Решение задач У Коли 12 значков, это в 2 раза больше значков, чем у Ани. Сколько значков у Ани? - Вслух громко и чётко прочитает задачу… - О чем говорится в задаче? (о значках) - Что известно? (У Коли 12 значков, и это в 2 раза больше, чем у Ани.) - Что нужно узнать? (сколько значков у Ани) -Определите форму задачи (прямая или косвенная) - Косвенная. -Почему? (У Коли в 2 раза больше значков, чем у Ани. Значит, у Ани значков в 2 раза меньше) - - Выберите правильное выражение для решения данной задачи. - Сколько значков у Ани получилось? (6) - Молодцы! - Обратите внимание на слайд. Перед вами таблица из двух частей. В первом столбике таблицы – условия задач, а во втором – требования или вопрос к задаче. Вам необходимо соотнести условие задачи с ее требованием. Решить задачу и сформулировать ответ. Игорь сделал 8 кормушек. Повесил 5 кормушек. | Сколько кормушек сделал Ваня? | Игорь сделал 8 кормушек, а Ваня в 2 раза меньше. | Сколько всего кормушек сделали ребята? | Игорь сделал 8 кормушек, а Ваня 4. | Сколько кормушек осталось повесить Игорю? | - Какое действие необходимо выбрать, чтобы ответить на вопрос задачи сколько кормушек осталось повесить Игорю? (8-5 = 3) - Как найдём, сколько кормушек сделал Ваня? (8:2=4) - Почему делили? (в 2 раза меньше) - Как найдем, сколько всего кормушек сделали ребята? (8+4=12) - Объясните свой выбор действия. Почему выбрали сложение? - Хорошо! 4. Итог устного счёта - На устном счёте хорошо работали…. Слушали внимательно, действовали быстро и отвечали грамотно. Сообщение темы урока - Ежедневно, каждый из нас вынужден решать задачи разного уровня сложности. - Как вы понимаете значение слова « задача»? (ответы детей) - Задача – это упражнение, которое выполняется посредством умозаключения и вычисления. - Тема нашего урока «Разные задачи» Освоение новых знаний Запись числа и классной работы. - Откройте свои рабочие тетради, положите их под наклоном. Запишите сегодняшнее число «21 октября». Ниже с большой буквы «Классная работа». 2. Решение задачи №1 - Запишите в тетради слово задача. - Прочитайте задачу со слайда. Вслух громко и чётко прочитает задачу…. - О чём говорится в задаче? (о ручках) - Какие слова выделим для краткой записи? (Цена, количество, стоимость) - Чему равна цена ручки? (5 руб.) - Сколько таких ручек купили? (9 штук) - Что нужно узнать? (сколько стоит 9 таких ручек) - Можем ответить на вопрос задачи? (да) - Как? (5*9) -Что означает число 5? -Что означает число 9? - Объясните выбор действия… - К доске выйдет и запишет решение…. - Остальные записывают себе в тетрадь. - Сформулируем ответ… Ответ: 45 рублей. 3. Решение задачи №3 - Отступите 2 клетки вниз от предыдущей задачи. Запишите в тетради слово задача. - Откройте свои учебники на странице 20. Найдите задачу №1. - Прочитайте задачу самостоятельно. - Вслух громко и чётко прочитает задачу… - О ком говорится в задаче? (о Коле) - Что известно в задаче? (Коля читал книгу 3 дня) -Давайте представим работу Коли в виде отрезка. -На сколько частей мы должны разделить отрезок? (на 3) -Почему? (Коля читал книгу 3 дня) - Сколько страниц прочитал Коля в 1 день? Во 2? В 3?(50,70,80) - Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего страниц прочитал Коля за 3 дня) -Можем ответить на вопрос задачи? (да) - Как? (50+70+80=200 (стр.) - К доске выйдет и запишет решение … - Остальные записывают у себя в тетрадях. - Что еще нужно найти в задаче? (ничего) - Сформулируйте ответ (Ответ: 200 страниц.) 4. Решение задачи №4 - Отступите 2 клеточки вниз от предыдущей задачи. Запишите слово задача с большой буквы. - Обратите внимание на задачу №2. - Прочитайте задачу самостоятельно. - Вслух громко и чётко прочитает задачу…. - Повторите задачу по краткой записи. - О ком говорится в задаче? (о мушкетёрах) - Что известно? (Всего было 120 дуэлей. Атос принял участие в 40 дуэлях, Портос – в 50) - Что нужно узнать в задаче? (Число дуэлей, в которых участвовал Арамис) - Можем ответить на вопрос задачи? (нет) - Почему ? (не знаем сколько дуэлей прошли Атос и Портос вместе) -Можем узнать? (да) - Как? (40+50) - Как узнать, сколько дуэлей прошел Арамис? (от 120 отнять сумму чисел 40 и 50) - решим эту задачу выражением - К может выйти к доске и составить выражение. 120 - (40+50) = 30 (д) - Остальные записывают у себя в тетрадях. - Как запишем ответ? Ответ: 30 дуэлей с участием Арамиса. 5. Решение задачи №5. - Отступите две клеточки вниз от предыдущего задания. Запишите слово задача. - Найдите задачу №3 - Прочитайте задачу самостоятельно. - Вслух громко и чётко прочитает задачу…. - О ком говорится в задаче? (о лошади) - Что известно в задаче? (Лошадь стоила 160 монет. д, Артаньяна было 90 монет, у Арамиса 130) - Что еще известно в задаче? (Что Арамис дал д, Артаньяну недостающую сумму.) - Что нужно узнать в задаче? (Сколько монет осталось у Арамиса) - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет) - Почему? (Нужно узнать, сколько монет не хватало д, Артаньяну) -Давайте рассмотрим краткую запись, которая представлена в учебнике. -Что означает число 160? (цена лошади) -Что означает число 130?(количество монет у Арамиса) -Что означает число 90? (количество монет у Д.) -Кто покупает лошадь?(Д.) - Как узнать сколько не хватает денег Д. ? -160-90=70 (м) – не хватает. - К доске выйдет и запишет первое действие…. - Остальные записывают у себя в тетради. -Сколько денег у Арамиса? (130) -Какое действие нужно выбрать, чтобы узнать сколько монет останется у А. после того, как он займёт нужную сумму Д? - (130-70 = 60 (м) – осталось у Арамиса) - К доске выйдет и запишет второе действие…. - Остальные записывают у себя в тетради. - Как запишем ответ? Ответ: 60 монет. 7. Решение задачи №7 Отступите вниз 2 клеточки от предыдущей задачи. Запишите слово задача. - Обратите внимание на краткую запись. - Необходимо составить задачу по краткой записи. - О чем говорится в задаче? (о тыкве и дыне) - Что известно о тыкве? (она весит 18 кг) - Что известно о дыне? (их в 9 раз меньше, чем тыква) - Что необходимо узнать? (Во сколько раз тыква тяжелее дыни) - Как вы думаете, сколько действий в данной задаче? (в 2) - Как вы определили, что 2 действия? - Составьте текст задачи. - Кто готов озвучить текст задачи по краткой записи? (Масса тыквы-18 кг, а масса дыни - в 9 раз меньше. Во сколько раз масса тыквы больше массы дыни?) - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет) - Почему? (Не знаем, какова масса дыни) - А можем узнать? (да) - Что значит в 9 раз меньше? (разделить на 9) - Как найдем массу дыни? (18:9 = 2 (кг) – масса дыни) - К доске выйдет и запишет первое действие…. - Остальные записывают у себя в тетради. - Что теперь мы можем узнать? (Во сколько раз тыква тяжелее дыни) - Как? (18:2 = 9 (р) – масса тыквы тяжелее дыни.) - К доске выйдет и запишет второе действие…. - Остальные записывают у себя в тетради. - Как запишем ответ? Ответ: в 9 раз тяжелее. Итог урока Наш урок походит к концу. - Чему мы учились на уроке? (решать задачи разными способами) Мне бы хотелось вернуться к девизу нашего урока: «Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым». - Скажите, удалось ли нам взять штурмом крепость «Задачи» (да) - А что вам в этом помогло? (внимание, трудолюбие, целеустремлённость и знание математических законов) - Молодцы! Я надеюсь, что вы всегда будете проявлять упорство, терпение, трудолюбие в своих начинаниях .За хорошую работу на уроке получают оценку ……… |