- К какому времени года относятся остальные картинки? (К весне).
- А какое время года будет после зимы? (Весна)
- Что происходит с природой весной? (Она оживает, просыпается, снег тает, становится тепло, на деревьях появляются почки, прилетают птицы).
Сегодня на уроке мы ребята продолжим учиться решать примеры с числами до 20, будем решать задачу и повторять то, что уже было изучено. А еще мы будем отмечать праздник. А какой вы сейчас узнаете.
4. Вступительнаябеседа.
– Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные! – Здравствуйте ребята-молодцы, весёлые удальцы! – Мы рады гостям, как добрым вестям! – С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится! – У нас сегодня представление всем на удивление! – Сегодня Масленица приглашает в гости!СЛАЙД 2 – Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!
Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает.
Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней - Великий пост, Время, чтоб молиться.
- Какой праздник мы будем отмечать? (Масленицу)
Масленица -старинный, давнийпраздник«встречи Весны», переход от зимы к весне. СЛАЙД 3 Когда дни становятся длинными и светлыми, небо голубым, а солнце ярким. Пробуждается природа и тают снега. Это — самый веселый, народный праздник, который длится целую неделю.
- Сколько длится Масленица? (1 неделю)
- Сколько дней в одной неделе? (7 дней)
- Назовите все дни недели.
- Какое время года провожают во время масленицы? (Зиму)
- Какое время года встречают? (Весну) СЛАЙД 4
II. Работапотемеурока.
Вступительнаябеседа.
На масленицу каждый день недели имеет свое название.
Первый день масленичной недели – понедельник – называется Встреча. СЛАЙД 5 К первому дню нужно подготовить куклу Масленицу, которая представляет собой женскую фигуру, сделанную из соломы и разноцветной одежды.
- Кукла Масленица устанавливается на самом видном месте на целую неделю.
Широкая Масленица - Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
- А чтобы весна побыстрее к нам пришла, Масленица подготовила для нас задания.
- А какие числа называются однозначными? (Однозначные – это числа, которые состоят из одной цифры) - Как называются остальные числа? (Двузначные).
- Какие числа называются двузначными? (Двузначные – это числа, которые состоят из двух цифр)
- Назовите самое большое двузначное число (20), самое маленькое двузначное число(10).
- Расставьте числа в порядке увеличения от 10 до 20. Назовите их. (Повторяет один ученик)
- Давайте проверим. (Читает Сапаров М.)
( 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20)
- Молодцы, ребята, с первым заданием справились хорошо!
Душа моя Масленица,
Перепелиные косточки,
Бумажное твое тело,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь,
Красная краса,
Русая коса.
Тридцати братьев сестрица,
Сорока бабушек дочка!
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться!
- Такими стихами встречали Масленицу, хвалили ее и упрашивали приблизить весну.
Работавтетради.
- Какой день недели наступает после понедельника? (Вторник)
СЛАЙД 7
Вторник –заигрыш – дети и взрослые ходят от дома к дому поздравляют с праздником, радуются началу масленицы и выпрашивают блины.
"ЗАИГРЫШ" веселый во ВТОРНИК наступает. Все гулять, резвиться вышли, как один! Конкурсы и игры, а за них - награда: Сдобный и румяный масленичный блин!
СЛАЙД 8
Румяный круглый блин самое главное угощение на масленицу. Блин напоминает солнце, которое согреет землю и приблизит весну.
(Учитель достает следующее задание, написанное на картинке «блин»)
а) Пальчиковаягимнастика.
- А вот какое еще угощение готовят на масленицу мы перечислим в пальчиковой гимнастике.
СЛАЙД 9
Как на масляной неделе из печи блины летели. Булки, пряники, пироги! Все румяны, горячи!
Сыр, масло, творог –
Все летело на порог!!! Угощайся, угощай!
Похвалить не забывай!
- Ребята, какая еда самая главная на масленичной неделе? (Печеные продукты, молочные продукты)
б) Минуткачистописания
- Откройте тетради, от последней оценки отступаем 4 клетки вниз, на 5 записываем число, день недели, классная работа.
- Приготовьтесь к минутке чистописания.
- Какое число пропишем? (17). СЛАЙД 10
- Какое число стоит пред числом 17? (16)
- Какое число стоит после числа 17? (18)
- Сколько в числе 17 десятков? (1 десяток)
- Сколько в числе 17 единиц? (7 единиц)
- Число 17 двузначное или однозначное? (Двузначное, потому что состоит из 2 цифр)
- Из каких цифр состоит число 17? (1 и 7)
- Напоминаю правила написания.
Начинаем писать меньшую прямую немного выше середины клетки, и ведем ее к вершине верхнего угла, затем большую прямую от вершины верхнего правого угла ведем до центра нижней стороны клетки.
Начинаем писать волнистую линию чуть выше середины клетки, ведем ее вверх, касаясь верхней линии клетки, затем плавно выписываем «дужку» доводя ее вправо до вершины угла. Затем без отрыва пишем большую наклонную прямую, доведя ее до середины нижней стороны клетки, затем перечеркиваем ее посередине горизонтальной прямой.
- Приступайте к выполнению.
4. Решениепримеров.
- Какой день недели идет за вторником? (Среда)стр.78 ?9
СЛАЙД 11
- Средавмасленицуназываетсялакомка – отсловалакомиться, угощаться. С этого дня катались на лошадях с бубенцами. Люди лакомились блинами и другими угощениями.
Каждая хозяюшка колдует у печи. Запеканки, пряники - всё им удаётся. Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
Люди старались угодить Масленице и приготовить самые вкусные угощения.
- А теперь Масленица хочет проверить, умеете ли вы решать примеры.
- ? 8, с. 188.
- Прочитайте задание.
-Что значит суммы? (примеры на сложение)
-Давайте назовем числа меньше 20, но больше 15. (Если в ответах примеров будут получаться эти числа, то мы их подчеркнем простым карандашом)
- Решаем первый и второй столбик у доски с разбором.
СЛАЙД 12Серединамасленичнойнедели -Четверг –широкий, разгуляй, тридняпозади, триднявпереди– в этот день бывает больше всего развлечений. Гуляют с утра до вечера. В старину устраивали конские бега, кулачные бои, игры, забавы, строили снежные городки, катались с гор на санях, лыжах, мешках.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре,пять
Надонамприсестьивстать
Рукивытянутьпошире
Раз,два
Наклонитесь-три ,четыре,
Инаместепоскакать
Наноски,затемнапятки
Леньотброситьиопять.
Сестьзапарту,взятьтетрадку
Ипримерынамрешать.
СЛАЙД 13
Р. н. забава «Петушиные бои».
- Продолжаем ребята удивлять гостью-Масленицу.
– Если мальчик ты на славу, Дружно скажем тебе “Браво”!
– Продолжаем мы забавы для гостей, друзей, для всех!
– Начинаем панораму удивительных потех!
– Смельчаков парней, ребят сильных вызываю в ряд!
– Трое слева, Трое справа, только мускулы трещат!
-Ребята подходите к кругу. Разбиваемся на пары. Устроим петушиные бои. Стоя на одной ноге и держа руки за спиной, нужно вытолкнуть соперника из круга. Самое главное не обижать друг друга, уважительно относиться к сопернику, не применять грубую силу.
6. Решениепримеров.
- А теперь посоревнуемся в решении примеров.
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
СЛАЙД 14
Пятыйденьмасленицы - Пятница –называютгостевойдень – Родственники навещали друг друга целыми семьями. Больше всего в этот день любят ходить в гости к бабушкам. Потому что бабушка печет самые вкусные блины.
(Учитель достает 4 задание, написанное на картинке «ватрушка»)
– Куклу Масленицу провозят из одного конца деревни в другой.
Близится СУББОТА – с Масляной прощание. Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!
III. Итогурока.
1. Обобщающаябеседа.
- Итак, ребята, подошел к концу наш урок математики.
- Чему мы учились сегодня на уроке? (складывать и вычитать в пределах 20)
- Что мы для этого делали? (считали устно, решали примеры, решали задачу).
2. Домашнеезадание: стр.83 ? 11.
3. Оценкизаурок.
- Оценки за устный счёт, за работу у доски, за активную работу на уроке.
-Подходит ребята к концу и наш праздник.
- Какой праздник мы отмечаем на этой неделе? (Масленицу)
- Сколько дней длится масленица? (Неделю)
- Сколько это дней? (7 дней)
- Что означает празднование масленицы? (Проводы зимы, встречу весны)
- Какие дни вы запомнили?
- Остался последний день недели. Какой? (Воскресенье)
СЛАЙД 16
Воскресенье –прощёныйдень – проводы масленицы. В поле раскладывают костёр из соломы и сжигают куклу. Многие думают, что сжигают чучело масленицы, но это не так, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают! А пепел развевают над полями к богатому урожаю. Просят прощение и прощают друг другу все обиды.
Так заканчивалась масленичная неделя.
(Дети становятся вокруг Масленицы)
Прощай, Зима, прости ты нас, Что мы рады Весне сейчас! Что нынче нам Весна милее, Что о тебе мы не жалеем.
Все кричат:
Прощай, Масленица.
Прощай, Зима.
Здравствуй, Весна.
В старину поговаривали, чтобы безбедно прожить целый год: "Лучше с себя что продай, а Масленицу проводи достойно". Вот и мы, подведя итоги урока, сядем за стол проводить Масленицу. А на столе чего только нет: и чай из самовара, и сладости, и варенье, а главное угощение – русские блины.