Технология проведения | Задания для учащихся, которые приведут к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организацион-ный этап 1мин Задачи: подготовка учащихся к работе на уроке: приветствие; определение отсутствующих | | Приветствует учащихся. Подготавливает учащихся к работе на уроке, выясняет кто отсутствует Прием «Потирание рук» | Приветсвуют учителя, проверяют свою готов-ность к уроку Быстро включаются в деловой ритм | Готовность рабочего места ученика. Доброжелатель-ная рабочая атмосфера в классе. Настрой на рабо-ту |
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Задачи: 1. Повторение и актуализация опорных знаний. 2. Мотивация учебной деятельности 2 | Каково взаимное расположение двух прямых на плоскости? В пространстве? О каком взаимном расположении двух прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей мы уже знаем? А о каком расположение прямой и плоскости мы не знаем? Какие прямые называются перпендикулярными? (Две прямые называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90°.) | Организует повторение, направляет учащихся к цели познавательной деятельности. Прием «Математический кроссворд» | Учащиеся повторяют | Умеют оформлять свои мысли в устной форме. Умеют ориентироваться в своей системе знаний. |
Совместное определение темы, цели урока Задачи: 1. Определить тему и цели урока. 2. Обеспечение мотивации учения детьми. 3. Формирование коммуникативных умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. 2 мин | Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. - Какие перед нами стоят цели? | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Основные целевые установки Записывает на доске для рефлексии урока | Записывают дату в тетрадь, определяют тему урока, формулируют цели урока. Настраивают-ся на даль-нейшую деятельность. | Умеют извлекать из математи-ческих текстов необходимую информацию. Умеют определять и формулировать цель учебной деятельности |
Операционно деятельностный Задачи: развитие математической речи 20 мин | Рассмотрим модель куба. Как называются прямые АВ и ВС? (перпендикулярные). Найдите угол между прямыми АА1 и DC; ВВ1 и AD. Какой плоскости перпендикулярна прямая АА1?
Определение: Прямая, пересекающая плоскость, называется перпендикулярной этой плоскости, если она перпендикулярна каждой прямой, которая лежит в данной плоскости. Перпендикулярность прямой и плоскости обозначается как a⊥α. В пространстве перпендикулярные прямые могут пересекаться и могут быть скрещивающимися. Рассмотрим прямые АА1, СС1 и DC. Т1. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна этой прямой. Свойства перпендикулярных прямой и плоскости. Т2. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна плоскости, то и другая прямая перпендикулярна этой плоскости. Т3. Если две прямые перпендикулярны одной плоскости, то они параллельны. | Организует исследовательскую деятельность учащихся. Способствует развитию умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им. Организует деятельность, направленную на доказательство свойств Интерактивный прием «Презентация» | Выполняют задания в группах Слушают других | Умеют оформлять свои мысли в устной форме Слушают и понимают речь других |
Физкультми-нутка. 2 мин Задачи: преду-предить физичес-кое напряжение, усталость, утом-ление; способст-вовать усилению работоспособности в конце урока | Учитель с помощью лазерной указки демонстрирует прямые углы в кабинете: на стенах, потолке, полу, партах, доске и т.д. Для расслабления глаз полезно чередовать изображения дальние и близкие. | Проводит физкультминут-ку | Выполняют упражнения для глаз | Снятие физического и эмоционального напряжения |
Включение в систему знаний Задача: организация деятельности учащихся по осознанию ими результата освоения знаний 14 мин Выходной контроль | а) Назовите: 1) рёбра, перпендикулярные к плоскости (DCC1) (ответ: AD; A1D1; B1C1; BC) 2) плоскости, перпендикулярные ребру BB1 (ответ: (АВС); (A1B1C1)) б) Определите взаимное расположение: 1) прямой CC1 и плоскости (DСВ) (ответ: они перпендикулярны) 2) прямой D1C1 и плоскости (DCB) (ответ: они параллельны) Смоделируйте в классной комнате описанную ниже ситуацию: Три луча ОМ, ОК, ОТ попарно перпендикулярны. Как расположен каждый из лучей по отношению к плоскости, определяемой двумя другими лучами? (Угол; перпендикулярно). Решение задач № 322, 324, 328. Закончить предложение: а) две прямые в пространстве называются перпендикулярными, если… (угол между ними равен 90°) б) прямая называется перпендикулярной к плоскости, если… (она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости) в) если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они…(параллельны) г) если плоскость перпендикулярна к одной из двух параллельных прямых, то она… (перпендикулярна и к другой прямой) д) если две плоскости перпендикулярны к одной прямой, то они…(параллельны) Заполните пропуски о взаимном расположении прямых и плоскостей: | Работают в тетрадях. У доски работает один ученик, комментируя решение. Готовые чертежи Практико-ориентированное задание Прием «Да и Нет» | Применяют свойства | Умеют извлекать из математичес-ких текстов необходимую информацию |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2 мин Задачи:зафикси-ровать новое содержание урока; организо-вать рефлексию и самооценку собственной деятельности | - Какие цели мы ставили? -Достигли ли мы их? - Перечислите изученные определение перпендикулярных прямых и свойства прямых, перпендикулярных плоскости. - Оцените насколько хорошо вы справились с поставленной задачей - Как вы оцените свою работу на уроке, к какому уровню себя отнесете? | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самооценку | Умеют проговаривать последователь-ность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекват-ной ретроспек-тивной оценки. Знают свойства |
Домашнее задание. 2 мин Задача: обеспе-чить понимание учащимися цели, содержания и способов выпол-нения домашнего задания | Гл 3, п.1.1 № 323, 325, 329. | Дает краткий инструктаж по выполнению домашнего задания | Записывают домашнее задание в дневник. Слушают учителя | Имеют представление о ходе выполнения домашнего задания Знают правила оформления геометричес-ких задач |