Разработка урока геометрии на тему: "Сумма углов треугольника"
Разработка урока геометрии на тему: "Сумма углов треугольника"
Цели урока:
образовательная: повторить открытие Евклида о сумме углов треугольника, организовать усвоение учащимися различных способов доказательства этой теоремы; сформировать умение применять полученные знания для решения типовых и творческих задач; развивающая: развивать наблюдательность, геометрическую интуицию и глазомер, пространственное воображение, творческие способности и исследовательские навыки учащихся; воспитательная: воспитывать самостоятельность и умение работать в соответствии с намеченным планом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока геометрии на тему: "Сумма углов треугольника"»
Тема урока «Сумма углов треугольника»
Предмет: геометрия
Класс: 7
Цели урока:
образовательная: повторить открытие Евклида о сумме углов треугольника, организовать усвоение учащимися различных способов доказательства этой теоремы; сформировать умение применять полученные знания для решения типовых и творческих задач; развивающая: развивать наблюдательность, геометрическую интуицию и глазомер, пространственное воображение, творческие способности и исследовательские навыки учащихся; воспитательная: воспитывать самостоятельность и умение работать в соответствии с намеченным планом.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, модели треугольников.
План урока
Организационный момент. Приветствие.
Теоретическая разминка.
Проверка творческой части домашнего задания.
«Открытие нового знания» (Изучение нового материала) . 1. Выдвижение гипотезы. 2. Совместная постановка цели. 3. Решение подготовительной задачи. 4. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника: - доказательство Прокла; - доказательство Евклида; 5. Сравнение доказательств Прокла и Евклида. 6. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника в школах Японии.
Минутка отдыха.
Применение полученных знаний для решения типовых и творческих задач (закрепление изученного материала). 1. Решение задач по готовым чертежам. 2. Решение задач по учебнику №224. 3. Решение практической задачи
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент. (слайд №1) Учитель приветствует ребят и высказывает надежду, что совместная работа на уроке будет проникнута духом высказывания А.С. Пушкина: «Вдохновение нужно в геометрии как в поэзии», и предлагает перейти к теоретической разминке.
Теоретическая разминка. (слайд №2,3) 1. Какой из треугольников №1-№7 остроугольный, прямоугольный, тупоугольный? Почему вы так считаете? 2. Сформулируйте для каждого из приведенных на слайде предложений обратное утверждение и установите, будет ли оно верным или нет. * Всякий равносторонний треугольник является равнобедренным. * Если три стороны одного треугольника соответственно равным трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны. * Если при пересечении двух прямых третьей сумма внутренних односторонних углов равна 180°, то эти прямые параллельны. Учитель: Сформулируйте ещё две теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей, и к ним обратные утверждения. Верны ли они?
Проверка творческой части домашнего задания. Учитель проводит беседу: - Дома 3 творческие группы проводили исследование. В чем заключалось исследование, и какой результат вы получили? Кто хочет рассказать? По желанию выступают участники групп: I группа. (демонстрируя разноцветные модели) Мы измеряли углы остроугольных треугольников: разностороннего, равностороннего и равнобедренного. Сумма углов получилась… II группа. Демонстрируя разноцветные модели прямоугольных разностороннего и равнобедренного треугольников, рассказывают об аналогичном исследовании и полученных результатах. Сумма углов получилась… III группа. Демонстрируя разноцветные модели равнобедренного и разностороннего тупоугольных треугольников, также делает свой вывод о сумме углов треугольников. Учитель предлагает проанализировать результаты исследования, обобщить и сделать вывод. Ученики делают вывод, что сумма углов независимо от вида треугольника у большинства равна 180 градусам, и только у некоторых больше или меньше 180 градусов.
Открытие нового знания. (Изучение нового материала). Учитель продолжает беседу: 1. – Какую гипотезу мы можем выдвинуть по результатам исследования? Ученики: Сумма углов треугольника равна 180°. Учитель: Да, эта гипотеза имеет право на существование. В каком случае гипотеза становится открытием, ведь у некоторых получились результаты отличные от 180°? - Если мы докажем ее истинность. 2. - Какую цель мы перед собой поставим? - Наша цель – доказать, что сумма углов треугольника равна 180°. 3. - Замечательно, но прежде чем перейти к доказательству этой теоремы решим задачу №1 (слайд №4). Учащиеся по готовому чертежу на слайде №4 оформляют решение в тетради. После чего один из учеников комментирует решение задачи, остальные учащиеся проводят коррекцию, используя интерактивную доску. Учитель продолжает беседу, предлагая доказать теорему. - Итак, какую теорему мы сейчас докажем? - Сумма углов треугольника равна 180°. - Что нам дано? Какой факт мы будет доказывать?
(учитель записывает на доске, ученики в тетради). Дано: ∆ABC Доказать: A+B+C = 180° Доказательство: - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы доказать теорему? - По аналогии с решением задачи №1 через вершину B провести прямую параллельную AC. - Можем ли мы взять линейку и просто «на глазок» через точку B провести прямую, параллельную AC? Ученики отвечают. Вне зависимости от ответа ученика, учитель ставит вопрос: «Почему?», и приводит учеников к мысли, что геометрия наука точная, а человеческий глаз способен видеть иллюзии, в чем все недавно убедились, посетив сектор «Оптические Иллюзии» физико-математического эксперементариума. Поэтому искомую прямую нужно построить по законам геометрии.
1. Разделим отрезок BC пополам: BM = MC. 2. Соединим точку A с точкой M и на продолжении AM отложим отрезок MD = AM. Соединим точку D с точкой B. 3. Рассмотрим ∆AMC и ∆BMD. Что мы можем сказать об этих треугольниках? BM = MC, т.к. AM – медиана; AM = MD по построению; BMD =AMC как вертикальные. Следовательно, ∆AMC = ∆DMB по двум сторонам и углу между ними. Что из этого следует? 4. В равных треугольниках соответственные элементы равны: MAC = BDM, а они накрест лежащие при прямых AC и BD и секущей AD. Значит, BD || AC. Учитель продолжает беседу: - Итак, мы провели BD || AC. Как вы думаете, какой будет ход доказательства теоремы? Ученики: «Аналогично решению задачи №1». - Кто желает доказать?(один ученик выходит к доске, остальные доказывают теорему в т
етрадях, учитель по мере необходимости задает вопросы, привлекает учеников класса к доказательству, слайд №5) 1. Обозначим углы 1,2,3,4,5. 2. 1 = 4 как накрест лежащие при BD || AC и секущей AB 3. 3 = 5 как накрест лежащие при BD || AC и секущей ВС 4. 4+2+5=180° образуют развёрнутый угол 5. 1+2+3 = 180° т.е А + В + С = 180° ,что и требовалось доказать. - Молодцы!Это доказательство еще в V веке привёл математик Прокл в комментариях к «Началам» Евклида. Это же доказательство приводится и в наших учебниках. Сам Евклид в первой книге «Начала» доказывает эту теорему по-другому. Посмотрите на чертеж (слайд №6). Используя рисунок, обдумайте доказательство теоремы Евклида. Кто хочет доказать теорему?(Один ученик выходит к доске, остальные доказывают на своих карточках). Доказательство:
1. СЕ || АВ 2. 2 =5 (как накрест лежащие при АВ || СЕ и секущей ВД) 3. 1=4 (как соответственные при АВ || СЕ и секущей ВД) 4. 3+5+4 = 180° (образуют развёрнутый угол) 5. 3 +2+1 = 180° т.е. А+ В+С= 180°, что и требовалось доказать. - Давайте подумаем, есть ли принципиальная разница в доказательствах Евклида и Прокла?Какая основная идея лежит в оснве этих доказательств? - Принципиальной разницы нет, в основе доказательства лежит аксиома о параллельных прямых - Дома один человек выполнял специальное задание, сейчас он покажет нам, как доказывают теорему о сумме углов треугольника в школах Японии. Ученик выходит к доске. - Возьмите модель треугольника, верхний угол сгибаем так, чтобы его вершина коснулась основания треугольника, получаем точку В1. Углы А и С сгибаем таким образом, чтобы точка А и С совпали с точкой В1. Тогда A, B и C образуют развернутый угол, а значит их сумма равна 180°. Учитель: Кому понравилось это доказательство?
А теперь – минутка отдыха (звучит музыка).
Применение полученных знаний для решения типовых и творческих задач. (Закрепление изученного материала). 1. Решение задач на закрепление теоремы о сумме углов треугольника по готовым чертежам (устный разбор задач по карточкам с готовыми чертежами на столах учащихся). (слайд 7)
2. Решение задач по учебнику: №224 (Ученики решают самостоятельно, а один, по желанию, у доски, взаимопроверка) (В зависимости от хода урока этот пункт может быть дан на выбор с пунктом №3) 3. Решение практической задачи (слайд № 8-9). Учитель: Четыре семьи получили вместе участок земли в форме правильного треугольника. На этом участке имеется 4 колодца. Как разделить этот участок на 4 участка одинаковые по форме, равные по площади, и, чтобы на каждом из них, был колодец? - Подумайте, как можно переформулировать условие задачи? - Какие у кого идеи решения? Дополнительные вопросы учителя: - Какой дан треугольник (Равносторонний) - Какими должны быть 4 треугольника? (Равными) - Как разделить участок, чтобы на каждом было по колодцу? (МN,МР ,PN) - Где поставить точки М ,N и Р? ( М, N и Р – середины сторон АВ ,ВС и АС – соответственно) Учитель: Кто хочет решить задачу у доски? (Доказательство подробно разбирается на доске с участием класса) Д
В
ано: ∆АВС, АВ = ВС = АС, точки М, N и Р – середины сторон АВ, ВС и АС. Доказать: ∆АМР = ∆МВN = ∆РМN = ∆РNС Доказательство: 1
N
М
В
. ∆ABC – равносторонний по условию. 2. Рассмотрим ∆MAP, т.к. M и P – середины
р
С
Р
А
авных сторон AB и AC по условию, то , значит
3. AM=AP = ∆MAP – равнобедренный,
A=60° по условию, тогда AMP= APM=(180°-60°):2=60°,
значит ∆MAP – равносторонний и AM=AP=MP. 4. Аналогично доказываем, что ∆MBN и ∆NCP - равносторонние, поэтому BM=BN=MN, CN=CP=NP. 5. Получаем, что MP=MN=NP, т.е. ∆PMN – равносторонний. 6. Итак, все стороны равносторонних треугольников ∆MAP, ∆MBN, ∆NCP равны, следовательно, ∆MAP = ∆MBN = ∆NCP = ∆PMN по трем сторонам, что и требовалось доказать. Учитель: Молодцы! Подведем итог урока.
Итог урока. Учитель: Какое великое открытие мы сегодня сделали? Ученики отвечают на вопрос учителя. Учитель: У кого остались какие-либо сомнения? Спросите. В зависимости от запросов учеников, учитель дает пояснения. Учитель: Проанализируйте сегодняшний урок. Что вам понравилось? Что бы вы хотели изменить? Учащиеся высказывают свое мнение.
- Оцените свою работу на уроке. Кто почувствовал себя первооткрывателем, ощутил, что стал интеллектуально богаче? У кого все получилось? Кто не смог раскрыть всех своих возможностей на данном уроке? Кто испытывал трудности и почему? Ответьте себе на эти вопросы. Учащиеся проводят рефлексию.
- Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке? Учащиеся ставят в тетрадях оценку и сравнивают ее с той, которую озвучивает учитель. В случаях расхождения каждый аргументирует свою позицию.
Домашнее задание: а) базовая часть – стр. 70 пункт 30, №223(а, в, г) стр. 89, вопрос 1;
б) творческая часть (на карточках) * Проведите теоретическое исследование и найдите ответ на вопросы: - могут ли в треугольнике все углы быть острыми, прямыми? Тупыми? Почему? - если в треугольнике один из углов прямой или тупой, то каковы два других угла? Почему? * Проведите поиск других доказательств теоремы (по желанию) Учитель: Урок окончен, спасибо за работу!
Информационные источники
Е.Е. Семенов – Изучаем геометрию. Москва, Просвещение, 1987.
В.Д. Чистяков – Старинные задачи по элементарной математике. Минск, Высшая школа, 1978.
И.Ф. Шарыгин – Геометрия 7, теория, задачи. Москва, МИРОС, 1995.
Л.С. Атанасян – Геометрия 7. Москва, Просвещение, 2012.