kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Действия над комплексными числам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Действия над комплексными числам

"Комплексное число –

 это тонкое и поразительное средство божественного духа,

 почти амфибия между бытием и небытием".

Г. Лейбниц

Цели урока:  познакомить учащихся с историей комплексных чисел;  формировать навыки выполнения алгебраических действий над комплексными числами; 

развивать мыслительную деятельность учащихся;  развивать интерес к предмету через включение в план урока исторического материала;

воспитывать  способность подходить к изучаемым проблемам с позиции исследователя.

Тип урока: усвоение новых знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Действия над комплексными числам"»

Действия над комплексными числам

"Комплексное число –

это тонкое и поразительное средство божественного духа,

почти амфибия между бытием и небытием".

Г. Лейбниц

Цели урока: познакомить учащихся с историей комплексных чисел; формировать навыки выполнения алгебраических действий над комплексными числами; 

развивать мыслительную деятельность учащихся; развивать интерес к предмету через включение в план урока исторического материала;

воспитывать способность подходить к изучаемым проблемам с позиции исследователя.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: опорный конспект, презентация

Ход урока

І. Организационный момент


ІІ. Проверка домашней работы

IІІ. Актуализация опорных знаний

ІV. Изучение нового материала

Сложение комплексных чисел определяется правилом:

(a1 + b1i) + (a2 + b2i) = (a1 + a2) + (b1 + b2) i.

Умножение комплексных чисел определяется правилом:

(a1 + b1i) (a2 + b2i) = (a1a2 - b1b2) + (a1b2 + a2b1) i.

Пример. Даны комплексные числа z1 = 2 + 3i, z2 = 5 – 7i .

Найти:

а) z1 + z2 = …= 7 – 4i; б) z1z2 = …= – 3 + 10i;

в) z1z2 = (2 + 3i)(5 – 7i) = 10 – 14i + 15i – 21i2 =  10 – 14i + 15i + 21 = 31 + i

(здесь учтено, что i2 = – 1).

Пример. Выполнить действия:

а) (2 + 3i)2 = 4 + 2×2×3i + 9i2 = 4 + 12i – 9 = – 5 + 12i;

б) (3 – 5i)2 = 9 – 2×3×5i + 25i2 = 9 – 30i – 25 = – 16 – 30i;

в) (5 + 3i)3 = 125 + 3×25×3i + 3×5×9i2 + 27i3;

так как i2 = – 1, а i3 = – i, то получим (5 + 3i)3 = 125 + 225i – 135 – 27i = – 10 + 198i.

Рассмотрим теперь применение формулы
(a + b)(ab) = a2b2.     (*)

Пример. Выполнить действия:

а) (5 + 3i)(5 – 3i) = 52 – (3i)2 = 25 – 9i2 = 25 + 9 = 34;

б) (2 + 5i)(2 – 5i) = 22 – (5i)2 = 4 + 25 = 29;

в) (1 + i)(1 – i) = 12i2 = 1 + 1 = 2.

- Определение. Два комплексных числа называются сопряженными, если они отличаются друг от друга только знаками перед мнимой частью.

Пример. Выполнить деление:

Решение.

Произведем умножение для делимого и делителя в отдельности:

(2 + 3i)(5 + 7i) = 10 + 14i + 15i + 21i2 = – 11 + 29i;

(5 – 7i)(5 + 7i) = 25 – 49i2 = 25 + 49 = 74.

Итак,

Пример. Решите уравнение:

а) x2 – 6x + 13 = 0;     б) 9x2 + 12x + 29 = 0.

Решение. а) Найдем дискриминант по формуле
D = b2 – 4ac.

Так как a = 1, b = – 6, c = 13, то
D = (– 6)2 – 4×1×13 = 36 – 52 = – 16;

Корни уравнения находим по формулам

б) Здесь a = 9, b = 12, c = 29. Следовательно,
D = b2 – 4ac =122 – 4×9×29 = 144 – 1044 = – 900,

Находим корни уравнения:

Действия над комплексными числами в тригонометрической форме.

1) Умножение.

Пусть два числа заданы и в алгебраической и в тригонометрической формах:

z1 = a1 + b1i = r1 (cos φ1 + i sin φ1), z2 = a2 + b2i = r2 (cos φ2 + i sin φ2).

На основании исходного определения правила умножения и формулы косинуса и синуса суммы получаем:

zz2 = r1 · r2 (cos (φ1 + φ2) + i sin (φ1 + φ2)); r1 · r20.

Пример. Найти произведение чисел z1 = 2cos 50º + 2 i sin 50º, z2 = cos 40º + i sin 40º.

Решение. Тригонометрические формы этих чисел имеют вид:

z1 = 2 · (cos 50º + i sin 50º), z2 = 1· (cos 40º + i sin 40º).

Тогда z1 · z2 = 1· 2 · (cos (50º + 40º) + i sin (50º + 40º)) = 2(cos 90º + i sin 90º) = 2(0 + i) = 2i.

2) Деление комплексных чисел в тригонометрической форме.

Деление в поле комплексных чисел на числа, отличные от нуля, всегда выполнимо. Если числа z1 и z2 заданы в тригонометрической форме

z1 = r1 (cos φ1 + i sin φ1), z2 = r2 (cos φ2 + i sin φ2), причем z1 ≠ 0, то

= [cos (φ2 - φ1) + i sin (φ2 - φ1)]

Пример. Найти частное чисел z1 = 2cos 50º + 2 i sin 50º, z2 = cos 40º + i sin 40º.

Решение. Тригонометрические формы этих чисел имеют вид:

z1 = 2 · (cos 50º + i sin 50º), z2 = 1· (cos 40º + i sin 40º).

Тогда (cos (50º - 40 º) + i sin (50º - 40º)) = 2(cos 10º + i sin 10º).

V. Формирование умений и навыков

Произведите сложение и вычитание комплексных чисел:

1) (3 + 5i) + (7 – 2i). 2) (6 + 2i) + (5 + 3i). 3) (– 2 + 3i) + (7 – 2i). 4) (5 – 4i) + (6 + 2i). 5) (– 5 + 2i) + (5 + 2i). 6) (– 3 – 5i) + (7 – 2i).

Произведите умножение комплексных чисел:

9) (2 + 3i)(5 – 7i). 10) (6 + 4i)(5 + 2i).
15) (6 + 4i)3i. 16) (2 – 3i)(– 5i).

Выполните действия:

17) (3 + 5i)2. 18) (2 – 7i)2.
22) (3 – 2i)3. 23) (4 + 2i)3.
25-30. Выполните действия:

25) (3 + 2i)(3 – 2i). 27) (1 – 3i)(1 + 3i).
28) (7 – 6i)(7 + 6i). 29) (a + bi)(abi).

Решите уравнения:

32) x2 – 4x + 13 = 0. 33) x2 + 3x + 4 = 0.
VI. Подведение итогов урока. 

«Мы приходим к выводу, что не существует никаких абсурдных, иррациональных, неправильных, необъяснимых  или глухих чисел, но что среди чисел существует такое совершенство и согласие, что нам надо размышлять дни и ночи над их удивительной законченностью». Симон Стевин

VII. Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока "Действия над комплексными числам"

Автор: Сергиенко Татьяна Николаевна

Дата: 21.10.2017

Номер свидетельства: 433699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Разработка урока "Матрицы и определители" "
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka-uroka-matritsy-i-opriedielitieli"
    ["file_id"] => string(6) "200241"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428756081"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Разработка урока "Золотой человек""
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotkaurokazolotoichieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "279050"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453189683"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Разработка урока "Алтын адам""
    ["seo_title"] => string(24) "razrabotkaurokaaltynadam"
    ["file_id"] => string(6) "279058"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453190602"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Круговая тренировка на уроках в IX- XI классах"
    ["seo_title"] => string(50) "krughovaia-trienirovka-na-urokakh-v-ix-xi-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "284301"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453967510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства