Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "число и цифра 10"»
на тему:
подготовила:
учитель 1 класса
Борищук С.Н
Тема урока: “Введение понятия числа и цифры10”.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с получением и написанием числа 10.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 10).
Развить умение распознавания числа 10 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
Научить правильно писать число 10 и соотносить количество предметов с числом (от 1 до 10).
Регулятивные:
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради .
Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Личностные:
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Оборудование: Капитошка, капли с заданиями, наглядность животных, учебник, пропись по математике, шифр, числовые карточки.
Ход урока
1. Орг.момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,
Все с улыбкою вздохнём,
Наш урок сейчас начнём.
- Настройтесь на успешную работу!
2. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке математики я предлагаю вам отправиться в путешествие. А вот с кем, догадайтесь сами…
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлита.
Догадайся, кто же я?
(Вода)
- А вот и капелька воды. (изображение капельки на доске)
А для того, чтобы узнать как зовут нашу капельку, расставьте числа в порядке возрастания и вы узнаете её имя.
4,2,6,9,1,5,7,3,8
(Карточки расставляются по порядку, затем переворачиваются)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
К а п и т о ш к а
- Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
- Капитошка предлагает вам выполнить несколько заданий. Вы готовы?
Задание 1
Повторить состав числа
2 ученика идут к доске, и выполняют задание нашего гостя.
(повторение состава числа по считалке «Солнышко»)
8
9
Задание 2
Устный счёт
А пока наши одноклассники работают у доски, ученики 2 ряда будут живыми капельками (в руках –цифры)
- А ну-ка, числа, встаньте в ряд!
Готов к работе наш отряд?
- Сделайте шаг вперёд:
соседи числа 7
соседи числа 4
число, которое находится между числами 6 и 8, 2 и 4, 7 и 9
число, предшествующее числу 9, 3
число, следующее за числом 5, 2
3. Сообщение темы
Однажды Капитошка попала в страну математики и услышала такую историю.
Цифра 1 привела Нолик к себе домой, усадила гостя за стол и говорит:
– Извини, Нолик, я не смогу тебя хорошо угостить. У меня в домике все по одному: одна чашка чая и один пирожок.
– А я сам с пустыми руками пришел в гости, – расстроился Нолик.
Цифра 1 поставила перед Ноликом тарелку с одним пирожком, одну чашку чая и села рядом с ним.
На столе вдруг появились десять пирожков и десять чашек чая.
– Нолик – это чудо! Вместе с тобой мы образуем число 10! – радостно закричала
цифра 1.
Она скорее побежала к другим цифрам и пригласила их к себе в гости на чай.
– Спасибо за приглашение, но у тебя в домике всего один пирожок и одна чашка чая, а нас много, – отказались цифры.
– Это раньше так было, но Нолик все изменил и чудесным образом увеличил все в 10.
Сегодня, дети, наша гостья и предлагает нам познакомиться с числом и цифрой 10. И следующее её задание:
Задание 3:
Узнайте, как образуется число 10
Изучение нового материала.
Работа с учебником.
Откройте учебник
Упр.1 стр.38
Посчитайте сколько бусинок на нити слева.
Сколько синих бусинок на нити справа?
Сколько красных бусинок на нити справа?
Сколько всего бусинок на нити справа?
Как же образовали число 10?
К 9 + 1 = 10
Задание 4:
Поработайте с числовым рядом. (Упр. 2 стр.38)
Задание 5:
Сравните числа
Упр. 3 стр.38
Физкульт.минутка.
- Наш Капитошка заскучала. А ведь капельки воды всегда в движении.
1,2,3,4,5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим
1,2 – выше голова
3.4 – руки шире
5, 6 – всем присесть
7, 8 – лень отбросим
А на 9 потянуться
Всем согнуться, разогнуться
Головою покачать.
А на 10 помолчать ( тихо сесть)
Задание 6
Научиться писать цифру 10
Написание цифры 10 в тетради с печатной основой.
- Чего бывает 10?
(Пальцев на руках 10, на ногах 10. Десяток яиц.)
Показ учителем написания цифры 10
Число 10 записываем двумя цифрами: единицей и нулем. Каждую цифру пишем в отдельной клетке. Цифра 0 похожа на букву О.
Единицу мы уже умеем писать. Вспомните с каких элементов она состоит.
0 (ноль) состоит из одного элемента: большого левого овала. Начинаем писать недалеко от правого верхнего угла клетки, ведём закругление влево, прописываем до нижней стороны клетки большой левый овал и соединяем с началом написания овала.
Написание цифры 10 детьми под контролем учителя.
4. Первичное закрепление изученного материала.
- Без Капитошки всё живое погибнет. Жадно пьёт воду каждое деревцо, каждая травинка.
Смотрите, кто это у нас? Ёж. Он хочет сорвать гриб, но у него нет сил этого сделать, потому что он очень сильно хочет пить, напоим нашего встречного друга водичкой?
Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить
Без неё нам не прожить.
Задание 7
Заполни числовые ряды в прямом и обратном порядках
(Ёж, рядом тарелка с числовым рядом ( стр.34 в прописи)
Дети делают запись в тетрадях один ученик около доски
1 2 3 …….1 – й ученик
10……2 – й ученик
- Звериные тропы ведут к водопою.
Птицы летят к рекам, озёрам.
Задание 8
Давайте поможем найти путь к речке лисе, белке и зайцу которые не могут туда добраться, т. к. им сложно выполнить следующие задания.
Поможем им, ребята?
Лиса (Запишите числа, которые следуют за числами 3, 5, 7, 9)
Белка (Запишите соседей чисел 4, 7, 2, 8, 9)
Заяц (Сравните числа)
(Дети делают запись стр 34 прописи, некоторые около доски)
Физкульт.минутка.
Можно пальцы сосчитать – 1,2,3,4,5 (Счёт пальцев)
На другой руке опять – 1,2,3,4,5
10 пальцев, пара рук ( Сгибание кистей рук)
Разве это мало, друг? (Разводим руками)
10 пальцев, пара рук (Сгибание кистей рук)
Вот твоё богатство, друг!( Поглаживание кистей рук)
5. Коллективная работа
Задание 9
Мой вам совет.
- Выполним вычисления, расшифруем совет Капитошки.
(на доске)
8+2 Е 6+3 В
2+1 Р 4+2 Д
1+1 И 2+2 О
3+5 Б 4+1 У
4+3 Г
8
10
3
10
7
2
9
4
6
5
-Почему нужно беречь воду?
(Без воды погибнет всё живое)
6. Рефлексия. Итог урока
Какое число выучили?
Как оно образуется?
Назовите число, предшествующее числу 10.
Какими цифрами на письме обозначается число 10?
Вот с такой капельки начинается ручеёк. А с маленького успеха начинается большой успех в освоении математики.