Урок информатики на тему:
«Общие сведения о системах счисления»
Величие человека - в его способности мыслить.
Б. Паскаль
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием система счисления, развитием систем счисления от буквенных до позиционных.
Задачи:
- обучающие
- познакомить учащихся с историей возникновения и развития систем счисления, дать классификацию систем счисления.
- ввести новые понятия по теме урока,
- дать представление о позиционной и непозиционной системах счисления, указать на основные преимущества и недостатки этих систем счисления.
-развивающие
- развивать познавательный интерес учащихся,
- развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры,
- развитие внимания, восприятия, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать;
- формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
-воспитательные
- научить воспринимать компьютер как инструмент информационной деятельности человека,
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие,
- научить отстаивать свою точку зрения
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование:
- компьютерный класс,
- 8 ученических персональных компьютеров,
- компьютер учителя,
- колонки,
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска.
Новые понятия и термины: система счисления, позиционные и непозиционные системы счисления, число, цифра.
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
1
Организационный момент урока
Учитель приветствует учащихся, объявляет тему, цель и задачи урока.
2
Актуализация знаний учащихся
Пифагорийцы говорили: “Всё есть число”. Вы согласны с этим утверждением?
Почему люди разных стран говорят на разных языках, а считают одинаково? Это связано с торговыми расчётами. Еще в древности при покупке и продаже разных товаров люди пришли к выводу, что считать и записывать Количество товаров удобней одинаково, так как это значительно облегчает вычисления, поэтому сегодня мы должны узнать, а как же люди считали в древности?
Учащиеся слушают, анализирую информацию.
Изучение нового материала
Числа были всегда и 4 и 5 тыс. лет назад, только правила изображения их были другими. Сегодня мы с вами рассмотрим историю создания и развития чисел в разных странах.
Учитель демонстрирует флэш-фильм (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf):
рассматривается слайд 1 (определение системы счисления), далее слайды 2-7 ресурса с пояснениями учителя.
Далее учитель демонстрирует и комментирует модуль «Понятие о системах счисления» (http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html). Рассматриваются позиционные и непозиционные системы счисления. Приводятся примеры.
Позиционные – количественное значение каждой цифры числа зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.
Непозиционные – количественное значение цифры числа не зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.
Учащиеся на своих компьютерах открывают ресурс и слушают объяснения учителя, анализируют информацию.
Физкульминутка
Учитель руководит действиями учащихся
Для физкультминутки используется презентация http://www.pedsovet.org/component/
option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1277
Выполняют упражнения
4
Закрепление материала
Теперь выполним задание «Проверь себя» в ресурсе http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html.
Учитель контролирует выполнение заданий, оказывает помощь при затруднении.
Учитель еще раз открывает слайд 1 ресурса http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf (схема) и повторяет с учащимися: какие системы счисления являются позиционными и непозиционными.
Вопрос: Какие недостатки непозиционной системы счисления вы можете отметить?
Учащиеся на компьютерах выполняют работу.
Учащиеся называют позиционные и непозиционные системы счисления.
Недостатки:
- сложность при выполнении арифметических действий;
- Для записи больших чисел приходится вводить новые цифры;
- Невозможно записывать дробные и отрицательные числа.
5
Самостоятельная работа
Теперь запускаем тестовые задания, ресурс http://fcior.edu.ru/card/2770/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html (вопросы 1, 2, 4, 5, 7, 8) и ответим на вопросы.
Учитель контролирует выполнение заданий учащимися.
Учащиеся запускают на своих компьютерах ресурс и выполняют тестовые задания.
6
Обобщение урока
Вопросы:
- Какие системы счисления называют позиционными? Приведите примеры.
- Какие системы счисления называют непозиционными? Приведите примеры.
- В какой системе счисления (позиционной или непозиционной) легче производить вычисления?
Учащиеся отвечают на вопросы.
7
Подведение итогов урока
Учитель предлагает учащимся оценить себя и свою работу на уроке (смайликами). Далее учитель анализирует работу учащихся на уроке и выставляет оценки.
8
Задание на дом
Учебник стр. 38-42
Учащиеся записывают домашнее задание.