kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Общие сведения о системах счисления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информатики на тему: 

«Общие сведения о системах счисления»

Величие человека - в его способности мыслить.
Б. Паскаль

Цель  урока: Познакомить учащихся с понятием система счисления, развитием систем счисления от буквенных до позиционных.

Задачи:

- обучающие 

  • познакомить учащихся с историей возникновения и развития систем счисления, дать классификацию систем счисления.
  • ввести новые понятия по теме урока,
  • дать представление о позиционной и непозиционной системах счисления, указать на основные преимущества и недостатки этих систем счисления.

-развивающие  

  • развивать познавательный интерес учащихся,
  • развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, 
  • развитие внимания, восприятия, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать;
  • формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.

-воспитательные

  • научить воспринимать компьютер как инструмент информационной деятельности человека,
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие,
  • научить отстаивать свою точку зрения

Тип урока:  Урок формирования новых знаний.

Формы работы учащихся:    фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование:

  • компьютерный класс,
  • 8 ученических персональных компьютеров,
  • компьютер учителя,
  • колонки,
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска.

Новые понятия и термины: система счисления, позиционные и непозиционные системы счисления, число, цифра.

Ход  урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

1

Организационный момент урока

Учитель приветствует учащихся, объявляет тему, цель и задачи урока.

2

Актуализация знаний учащихся

Пифагорийцы говорили: “Всё есть число”. Вы согласны с этим утверждением?

Почему люди разных стран говорят на разных языках, а считают одинаково? Это связано с торговыми расчётами. Еще в древности при покупке и продаже разных товаров люди пришли к выводу, что считать и записывать Количество товаров удобней одинаково, так как это значительно облегчает вычисления, поэтому сегодня мы должны узнать, а как же люди считали в древности?

Учащиеся слушают, анализирую информацию.

Изучение нового материала

Числа были всегда и 4 и 5 тыс. лет назад, только правила изображения их были другими. Сегодня мы с вами рассмотрим  историю создания и развития чисел в разных странах.

Учитель демонстрирует флэш-фильм  (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf):

рассматривается слайд 1 (определение системы счисления), далее слайды 2-7 ресурса с пояснениями учителя.

Далее учитель демонстрирует и комментирует модуль «Понятие о системах счисления»  (http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html). Рассматриваются позиционные и непозиционные системы счисления. Приводятся примеры.

Позиционные – количественное значение каждой цифры числа зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.

Непозиционные – количественное значение  цифры числа не зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.

Учащиеся на своих компьютерах открывают ресурс и слушают объяснения учителя,  анализируют информацию.

Физкульминутка

Учитель руководит действиями учащихся

Для физкультминутки используется презентация  http://www.pedsovet.org/component/

option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1277

Выполняют упражнения

4

Закрепление материала

Теперь выполним задание «Проверь себя» в ресурсе http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html.

Учитель контролирует выполнение заданий, оказывает помощь при затруднении.

Учитель еще раз открывает слайд 1 ресурса http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf (схема) и повторяет с учащимися: какие системы счисления являются позиционными и непозиционными.

Вопрос: Какие  недостатки непозиционной системы счисления вы можете отметить?

Учащиеся на компьютерах выполняют работу.

Учащиеся называют позиционные и непозиционные системы счисления.

Недостатки:

  1. сложность при выполнении арифметических действий;
  2. Для записи больших чисел приходится вводить новые цифры;
  3. Невозможно записывать дробные и отрицательные числа.

5

Самостоятельная работа

Теперь запускаем тестовые задания, ресурс http://fcior.edu.ru/card/2770/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html (вопросы 1, 2, 4, 5, 7, 8) и ответим на вопросы.

Учитель контролирует выполнение заданий учащимися.

Учащиеся запускают на своих компьютерах ресурс и выполняют тестовые задания.

6

Обобщение урока

Вопросы:

  1. Какие системы счисления называют позиционными? Приведите примеры.
  2. Какие системы счисления называют непозиционными? Приведите примеры.
  3. В какой системе счисления (позиционной или непозиционной) легче производить вычисления?

Учащиеся отвечают на вопросы.

7

Подведение итогов урока

Учитель предлагает учащимся оценить себя и свою работу на уроке (смайликами). Далее учитель анализирует работу учащихся на уроке и выставляет оценки.

8

Задание на дом

Учебник стр. 38-42

Учащиеся записывают домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Общие сведения о системах счисления" »

Урок информатики на тему:

«Общие сведения о системах счисления»

Величие человека - в его способности мыслить.
Б. Паскаль

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием система счисления, развитием систем счисления от буквенных до позиционных.

Задачи:

- обучающие

  • познакомить учащихся с историей возникновения и развития систем счисления, дать классификацию систем счисления.

  • ввести новые понятия по теме урока,

  • дать представление о позиционной и непозиционной системах счисления, указать на основные преимущества и недостатки этих систем счисления.

-развивающие

  • развивать познавательный интерес учащихся,

  • развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры,

  • развитие внимания, восприятия, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать;

  • формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.

-воспитательные

  • научить воспринимать компьютер как инструмент информационной деятельности человека,

  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие,

  • научить отстаивать свою точку зрения

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование:

  • компьютерный класс,

  • 8 ученических персональных компьютеров,

  • компьютер учителя,

  • колонки,

  • мультимедийный проектор,

  • интерактивная доска.

Новые понятия и термины: система счисления, позиционные и непозиционные системы счисления, число, цифра.

Ход урока


Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

1

Организационный момент урока

Учитель приветствует учащихся, объявляет тему, цель и задачи урока.


2

Актуализация знаний учащихся

Пифагорийцы говорили: “Всё есть число”. Вы согласны с этим утверждением?

Почему люди разных стран говорят на разных языках, а считают одинаково? Это связано с торговыми расчётами. Еще в древности при покупке и продаже разных товаров люди пришли к выводу, что считать и записывать Количество товаров удобней одинаково, так как это значительно облегчает вычисления, поэтому сегодня мы должны узнать, а как же люди считали в древности?

Учащиеся слушают, анализирую информацию.








3

Изучение нового материала

Числа были всегда и 4 и 5 тыс. лет назад, только правила изображения их были другими. Сегодня мы с вами рассмотрим историю создания и развития чисел в разных странах.

Учитель демонстрирует флэш-фильм (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf):

рассматривается слайд 1 (определение системы счисления), далее слайды 2-7 ресурса с пояснениями учителя.

Далее учитель демонстрирует и комментирует модуль «Понятие о системах счисления» (http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html). Рассматриваются позиционные и непозиционные системы счисления. Приводятся примеры.

Позиционные – количественное значение каждой цифры числа зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.

Непозиционные – количественное значение  цифры числа не зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.





Учащиеся на своих компьютерах открывают ресурс и слушают объяснения учителя, анализируют информацию.


Физкульминутка

Учитель руководит действиями учащихся

Для физкультминутки используется презентация http://www.pedsovet.org/component/

option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1277

Выполняют упражнения

4

Закрепление материала


Теперь выполним задание «Проверь себя» в ресурсе http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html.

Учитель контролирует выполнение заданий, оказывает помощь при затруднении.


Учитель еще раз открывает слайд 1 ресурса http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf (схема) и повторяет с учащимися: какие системы счисления являются позиционными и непозиционными.

Вопрос: Какие недостатки непозиционной системы счисления вы можете отметить?


Учащиеся на компьютерах выполняют работу.










Учащиеся называют позиционные и непозиционные системы счисления.

Недостатки:

  1. сложность при выполнении арифметических действий;

  2. Для записи больших чисел приходится вводить новые цифры;

  3. Невозможно записывать дробные и отрицательные числа.


5

Самостоятельная работа

Теперь запускаем тестовые задания, ресурс http://fcior.edu.ru/card/2770/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html (вопросы 1, 2, 4, 5, 7, 8) и ответим на вопросы.

Учитель контролирует выполнение заданий учащимися.

Учащиеся запускают на своих компьютерах ресурс и выполняют тестовые задания.

6

Обобщение урока

Вопросы:

  1. Какие системы счисления называют позиционными? Приведите примеры.

  2. Какие системы счисления называют непозиционными? Приведите примеры.

  3. В какой системе счисления (позиционной или непозиционной) легче производить вычисления?

Учащиеся отвечают на вопросы.

7

Подведение итогов урока

Учитель предлагает учащимся оценить себя и свою работу на уроке (смайликами). Далее учитель анализирует работу учащихся на уроке и выставляет оценки.


8

Задание на дом

Учебник стр. 38-42

Учащиеся записывают домашнее задание.


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Общие сведения о системах счисления"

Автор: Мелихова Ольга Геннадьевна

Дата: 01.06.2015

Номер свидетельства: 216840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по математике для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172405"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816389"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства