1)Развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы;
2)Развитие исследовательской и познавательной активности учащихся при выявлении роли коэффициентов k и b в расположении графика линейной функции;
Ходурока:
1.Оргмомент:- 2мин.
В тетради запишите дату урока.
Девизом нашего урока будут такие слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
2.Актуализация опорных знаний: - 4мин.
Проверим, как выпомните пройденный на прошлом уроке материал.
1.Какую функцию называют прямой пропорциональностью?
Что является графиком функции прямой пропорциональности?
Сколько точек достаточно взять для построения графика?
Что означает k в записи функции?
2. Выберите из даннях функций те, которые являются прямой пропорциональностью. Запишите буквы, им соответствующие (задание на доске):
а) y = 13x; б)y = в) y =
3.В каких координатных четвертях проходит график функции
а)y = 50x
б) y = -7,8x(ответы дать с пояснением)
Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа по системе плюсов (ответы комментируются)
Советую вам плохое настроение и лень умножить на ноль. Мы начинаем изучение новой темы.
3.Изучение нового материала(объяснениеведется с показом презентации): - 15мин
Какую цель, по вашему мнению, мы ставим перед собой? (прокомментировать)
Запишите в тетрадях тему урока.
Изучение линейной фукции является актуальной всегда, т.к. с помощью нее описываются реальные процессы происходящие в природе и в жизни на языке математики. Рассмотрим один пример:
Слайд 1,2
Прочитайте определение линейной функции в раздаточном материале.
Линейной функцией наз. функция, которую можно задать формулой вида y = kx + b, где x – независимая переменная, k и b – некоторые числа.Это определение необходимо выучить наизусть.
Рассмотрим примеры линейной функции:
у=4х+5 (k=4,b=5)
y=1-x (k=-1,b=1)
y= (k= , b=-1)
у=5 (k=0,b=5)
y=x (k=1,b=0)
Формула, которой задана линейная функция не всегда имеет такой вид, как в определении, но может быть преобразована в этот вид. Все эти формулы объединены не только общим названием, но и общими свойствами и общим графиком. Из свойств назову пока только одно-область определения. Каждая формула позволяет подставить любое значение х, а значит область определения- все числа. D(f) є (-∞;+∞)
( приклейте теорию в конспект).
4.Практическая работа (выполняется совместно с учащимися с помощью интерактивной доски)- 5 мин.
Построим график линейной функции у=2х+3 используя алгоритм(прочитать алгоритм)
Построение графика начнем с выбора значений аргумента. В выборе мы не ограничены, т.к. область определения-любое число. Пользуясь формулой найдем соответствующие значения функции. Графиком линейной функции является прямая, поэтому достаточно взять 2 значения аргумента и посчитать соответствующие им значения функции для его построения. Вспомним основное свойство прямой в геометрии( аксиома). Числа нужно выбирать так, чтобы подсчеты были максимально легкими, поэтому одним из значений аргумента выбираем число 0. При умножении на 0 у будет равен коэффициенту b.Точка будет располагаться на оси.
5.Самостоятельная работа учащихся- 10 мин.
Работа ведется в парах .
1 вар.построить график функции у=-3х
2 вар.построить график функции у=-3х+2.
Для построения возьмите равные значения аргумента. Подставив значения аргумента в формулы найдите значение у и заполните таблицу.
Давайте сравним полученные графики. Что можно сказать о них?
График функции у=-3х+2 параллелен графику у=-3х (значения функции у= -3х+2 на 2 ед.больше чем значения функции у=-3х ; прямая сдвинулась параллельно на 2 единицы вверх по оси у. как видите расположение прямой в координатных четвертях такое же как и в прямой пропорциональности (зависит от k).
Прямая пропорциональность-частный случай линейной функции.
Вывод: График функции у= kх+bесть прямая, параллельная прямой у=kх.
Прямая пропорциональность-частный случай линейной функции.
С помощью раздаточного материала определите как изменится график функции
у=-3х+2 если изменить коэф.b на -5;4.Сделать выводы.
Запомним, графики функций, имеющие равные коэффициенты k- параллельные прямые. Графики функций, у которых коэффициенты k-противоположные числа, пересекаются.
6. Закрепление и проверка изученного материала- 7 мин.Ответить на вопросы теста на доске с занесением ответов в тетрадь.
Выполните задания в приложении 2.
7.Итоги урока (объявление оценок)-1 мин. Достигли ли поставленной цели урока?
8.Домашнее задание- 1 мин.
9.Рефлексия -1 мин.
Нарисуйте в тетеради смайлик, соответствующий пониманию вами материала.