1. 2. 3. 4. 5. 6. | Организационный момент - Добрый день, садитесь! Актуализация прежних знаний - А теперь проверим, насколько вы внимательные. Поиграем игру «Магический квадрат». - Начертите квадрат со стороной 3 см и поделите его на девять равных частей. - Внимательно посмотрите на мой квадрат. В какой зависимости расположены числа? Запомните, как они расположены. (В центре 0, сверху – нечетные числа, а внизу им противоположные.) - Восстановите числа в своих квадратах. Самопроверка. Эстафета «Восстанови цепочку». Задача. Быстро и правильно заполнить пропуски. Сидящему за первой партой записывает первое число (результат первого действия), передается второму и т.д. 12·8= + 14= :11= ·15= :30= 16·3= : 12= ·13= +38= :30= 96 110 10 150 5 12·8= + 14= :11= ·15= :30= 48 4 52 90 3 16·3= : 12= ·13= +38= :30= Введение нового материала - А сейчас я расскажу вам сказку, вы послушайте и постарайтесь услышать слово, еще не знакомое вам. «На числовой прямой собрались на совещание разные числа: положительное, отрицательное и Нуль. Председателем единогласно был Нуль. Он встал и стал держать речь: «Уважаемые числа, мы собирались здесь для того, чтобы оценить наши действия. Я должен отменить, хотя, может быть, это и не скромно, что от меня идет счет, поэтому я и буду давать всем оценку. Справа от меня находятся положительные числа, ничего отрицательного о них не скажешь. Слева – числа отрицательные. В жизни очень плохо быть отрицательным, но нам, в математике, часто не получить без них положительный ответ. Всякого одобрения заслуживает МОДУЛЬ, который всегда неотрицательный». Сидят числа и задумывают: как понимать оценку Нуля?» - Какое новое слово вы услышали? (Модуль) Давайте разберемся с этим словом. Запишите тему урока «Модуль числа». - Начертите координатную прямую. Какие три условия необходимы для ее изображения? (точка отсчета; единичный отрезок; направление.) - Отметьте на ней точку А(5) и точку В, имеющую противоположную координату. Какую координату имеет точка В? (-5) - Измерьте расстояния ОА и ОВ. Что можно о них сказать? (Эти расстояния равны.) Итак, расстояние отточки, изображающей это число на координатной прямой до нуля – начала отсчета – называется модулем числа. Записывается так: |a|. Значит, если ОА=5 см, то |5| = 5 и если ОВ=5 см, то |-5| = 5, то есть |5| = |-5| = 5. - Как это записать в общем виде? |а| = |- а| - Как можно назвать числа а и – а? (противоположные) - Какой вывод можно сделать? (модули противоположных чисел равны). - А чему же равен модуль числа 0? (0) - Почему? (противоположен сам себе). Свойства модули: Модуль числа 0 равен 0. |0| = 0 Для положительного числа и нуля модуль равен самому числу, а для отрицательного – противоположному числу. |а| = а |- а| = а Противоположные числа имеют равные модули. |а| = |- а| Первичное закрепление - Я показываю карточки, а вы должны сказать, чему равен модуль данного числа. |81|=81 |1,3|=1,3 |-5,2|=5,2 ||= ||= ||= |-52|=52 |0|=0 - Какие числа вы сказали? Что в них общего? (нет отрицательных.) Итак, модуль любого числа неотрицательный. № 939 а) 25=|-25| =|| 7,4=|-7,4| б) 12=|12| 1=|1| =|| 3,2=|3,2| № 943 а) –(-7) и -7 -3 и 3 и и б) –(-7) и -7 и -3 и 3 и № 936 ОА= 3,7 ОВ=7,8 ОС=200 ОД=315,6 ОЕ=0 ОF= ОК= Самостоятельная работа Найдите значения выражений. Ответы замените буквами и прочитайте слово. |–8| - |-5| |–10|·|–15| |240|: |–60| |–710| + |-290| |–2,3|+|3,7| |-4,7| - |–1,9| 4 | 3 | 6 | 150 | 250 | 1000 | 2,8 | 5 | Н | У | Ц | М | С | И | А | О | В итоге должно получится слово «Умница». Постановка домашнего задания п.28 №951 №952 (а-г) №953 Итог урока Что нового вы узнали на уроке? Что называется модулем числа? (Расстояние от данной точки на координатной оси от нуля.) Как его обозначают на письме? Каким будет модуль положительного числа? (Положительным.) Каким будет модуль отрицательного числа? (Положительным.) Какие числа имеют отрицательный модуль? (Никакие.) Чему равен модуль числа 0? (0) | Квадрат убирается. Квадрат показывается еще раз. По вариантам, каждому дается по листку. Плакат на доске. Устно. На доске с комментарием. Устно. На доске с комментарием. Раздается карточки. Д/з на доске. |