kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" в 6 классе. Материал дается блоком, что в дальнейшем дает возможность ученикам решать поримеры по теме на уровне автоматизма. Данный урок и данное правило я разработала сама. урок изучения нового материала, представлены материалы для работы на уроке, для самостоятельной работы, представлено нестандартное домашнее задание, что повышает у ребят интерес к предмету. 

Надеюсь, что мой опыт пригодится не только молодым учителям, а так же будет полезен и учителям со стажем.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс »

Вступление в урок.

Проработав в школе около 15 лет, я столкнулась с тем, что из года в год ребята испытывают трудности при изучении темы «Сложение и вычитание отрицательных и положительных чисел», причем трудности возникают уже после ее изучения, когда ребенок не знает какой знак поставить в результате, сомневается, не уверен в себе, отсюда падает интерес к урокам математики, возникают пробелы в знаниях, что влечет за собой еще большую неуверенность в своих силах.

И тогда я задумалась: а как сделать так, чтобы эта тема (кстати, достаточно трудная для ученика 6 класса) запомнилась надолго? Разработала урок по этой теме, в течение трех лет апробировала его на своих учениках, и пришла к выводу, что подача нового материала блоком – это именно то, что нужно.

Представляю Вашему вниманию, что у меня получилось. На данный момент стаж моей работы в школе уже 28 лет, и я могу с уверенностью сказать, что сейчас у моих учеников нет проблем со сложением отрицательных и положительных чисел, материал запоминается надолго.


































Урок математики в 6 классе

Тема урока «Сложение и вычитание отрицательных и положительных чисел»


Девиз урока: «Изучить азы науки,

прежде чем взойти на ее вершины»

И. П. Павлов.

Триединая цель урока:

  1. Образовательная:

--- создать условия и обеспечить усвоение учащимися нового правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;

--- закрепить умения нахождения модуля числа и сравнения чисел с разными знаками.

--- добиться усвоения учащимися правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

  1. Воспитательная:

--- воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний;

--- воспитание самодисциплины, настойчивости и трудолюбия;

--- воспитание творческой активности.


  1. Развивающая:

--- развитие логического мышления, речевой деятельности;

--- развитие умения работать в нужном темпе;

--- развитие воли и самостоятельности, умения владеть собой, выдержки и самообладания.

--- развитие творческой активности.


Образовательные цели урока:


--- ЗНАТЬ: а) понятия по теме;

б) правило сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел

--- УМЕТЬ: а) находить модули чисел;

б) складывать и вычитать положительные и отрицательные числа в простейших случаях.













Тип урока – урок изучения нового учебного материала.


Вид урока – урок – беседа.


Методы и приемы обучения – 1) диалогический метод;

2) частично – поисковый и алгоритмический методы.



СТРУКТУРА УРОКА:


  1. Актуализация знаний, постановка проблемы, мотивация.

  2. Постановка целей, девиз.

  3. Формирование новых понятий и способов действия.

  4. Формирование умений и навыков, их коррекция.

  5. Проверка усвоения новой темы.

  6. Итог урока, рефлексия.

  7. Домашнее задание.
































ХОД УРОКА,


На столах перед каждым учеником лежит маршрутный лист урока (приложение № 1)

На доске продублированы 1 и 2 задания из маршрутного листа (устная работа, актуализация знаний).


Перед началом работы проверяется готовность учеников к уроку: письменные принадлежности, тетради.


  1. Учитель начинает со стихотворения:

Числа отрицательные – новые для вас,

Лишь совсем недавно их узнал ваш класс.

Сразу поприбавилось всем теперь мороки,

Учим – учим правила, готовимся к уроку.



Итак, какую тему мы изучаем?

Что уже знаем?

Давайте проверим (выполняются № 1 и 2 из маршрутного листа), примеры из № 3 оставить на доске до изучения нового правила.

После выполнения 5 –го задания № 2 возникает проблема, это задание дети не могут выполнить.

МОТИВАЦИЯ: значит нужно правило!!!


  1. Объявляется тема урока, его цели (ученики могут попробовать сформулировать цели сами, после этого постановка целей учителем), зачитывается девиз урока, т.е сегодня изучаем азы, делаем первые шаги.


  1. На доске новая группа примеров: 4 + 2 = 6

- 5 + 8 = 3

7 – 10 = - 3

- 2 – 3 = - 5

В каких – то примерах результат положителен, в каких – то отрицателен. Почему?

Кто догадался?

Посмотрите на числа, найдите их модули.

ТРУДНО!!!

После этого переходим к правилу (см. маршрутный лист), такие же правила есть у каждого ребенка отдельно.

Изучив правило, возвращаемся к примерам на доске и решаем их уже с помощью правила.


  1. Выполнение примеров, заранее приготовленных на задней части доски (по цепочке ребята выходят к доске и проговаривают правило). Примеры могут быть, например, такими: 1) - 8 – 6

2) 21 – 28

3) – 5 – (- 7)

4) – 37 + 21

5) 16 – 9

6) – 23 – 6

7) 0 – 18

8) 17 – ( - 7)

9) – 31 – 2

10) 27 – 50 и. т.д, любой учитель придумает массу таких примеров.


  1. Промежуточная рефлексия:

- Кто понял, как складывать и вычитать положительные и отрицательные числа?

- Кому трудно?

- Кто хочет попробовать решать дальше сам?

- Кто на доске с моей помощью?


Таким образом выделили 2 группы: те, кто решает самостоятельно № 3 из маршрутного листа, и те кто этот номер решает на доске с комментированием и проговариванием правила (группу можно поменять в ходе выполнения задания).


После этого снова учитель спрашивает: кто понял тему, а кто все еще затрудняется.


  1. Затем небольшая самостоятельная работа (№4 из маршрутного листа). Не все дети решают сразу без ошибок, поэтому здесь можно организовать работу в парах, а те, кому очень трудно, решают с помощью учителя.


  1. Самопроверка по готовым ответам, выставление оценок.


  1. Итог урока, возвращение к целям, чему научились, что нового узнали? Еще раз проговорили правило.


  1. Комментирование домашнего задания (приложение № 2): каждому ребенку выдается индивидуальная карточка, нужно решить примеры, найти модуль результата и заменить ответ буквой. В результате должен получиться стишок. Проверка такого домашнего задания проводится очень быстро.


  1. Рефлексия. Каждому ребенку еще вначале урока дана карточка, на которой написано:



Сегодня на уроке Я: - работал

- мешал другим

- удивлялся

- узнал много нового

- устал

- поверил в свои силы

- понял, что мне еще нужно потрудиться и .т.д.

(вариантов ответов может быть масса, несложно придумать их самим).




Конечно, не сразу все дети будут решать такие примеры на отлично, но со временем, когда материал уляжется в головах, когда правило будет выучено , ВСЕ дети будут решать подобные примеры автоматически. Буду рада, если мой опыт поможет кому – то, особенно молодым учителям.









































Приложение № 1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.


№ 1. Заполни пропуски.

  1. Числа со знаком «-» называются …

  2. Ни положительным, ни отрицательным числом является …

  3. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называется…

  4. Положительные числа расположены .. от нуля.

  5. Если точка В расположена левее начала отсчета на 3 единицы, то она имеет координату …

  6. Точка М(-8) удалена от точки А(2) на … единичных отрезков.

  7. Координатной прямой называют прямую, с выбранными на ней …

  8. Число … на 3 больше числа - 5.

  9. Координата точки, находящейся на одинаковом расстоянии от точек с координатами 17 и - 17, равна …

  10. Целыми числами называют: … числа, … числа, и …

№ 2. Устная работа.

  1. Что обозначает запись: А(18), │- 5│, - (- 4). Чем можно заменить последнее выражение?

  2. Найти модули: │- 2│, │7│, - │5│, │0│.

  3. Сравни числа , проговаривая правила: - 15 и 1; 0 и – 240; - 154 и – 3.

  4. В каких примерах слагаемые имеют одинаковые знаки, разные знаки?

Найди модули чисел, сравни их в каждом примере.

- 35 + 20

67 – 60

- 19 + 19

- 7 + 0

308 – 319

- 14 – 23

5. Сложить числа с помощью координатной прямой: 4 + 2; - 5 + 8; -1 + 1; 7 – 10; -2 – 3;

-234 – 1500.

ПРАВИЛО!!!

оба положительные

1. Поставь знак «+»

модуль положительного больше

оба отрицательные

«-»

модуль отрицательного больше

  1. Сложи модули – числа одного знак.

Вычти модули – числа разных знаков.

№ 3. Решение примеров.

- 8 – 6 35 – 42 16+ (- 16)

21 – 28 17 – (- 7) - 15 + 45

-5 – (- 7) - 32 + 40 19 – (-4)

- 37 + 21 - 26 + 40 24 – 34

16 – 9 0 – 18 - 14 – 4

- 23 – 6 - 12 – 6 - 49 + 27

- 44 + 16 27 – 28 - 36 - 7

- 12 – 2 - 31 – 2 27 – 50

№ 4. Самостоятельная работа.

а) – 20 – 5 ж) – 9 + 9

б) 25 – 15 з) 14 – 24

в) – 5 – (- 6) и) – 45 + 10

г) – 5 – 3 к) 67 – (- 3)

д) 20 – 35 л) – 13 + 20

е) 0 – 7 м) 7 – 15.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Реши примеры, найди модуль каждого результата, по ключу найди букву и составь предложение


Карточка № 1.

1 слово: - 7 + 10; - 17 - 13; 52 – 26; - 20 + 7; 24 – 34.


2 слово: - 8 - 6; - 24 + 54; 24 – 50; 21 – 11.


3 слово: - 7 – 5; - 8 + 9; 11 – 23; ---- - 15 – 5; -23 + 7.


4 слово: - 14 – 44 27 – 28; - 2 + 11.

Карточка № 2

1 слово: - 23 + 40; 21 – 37; - 2 – 17; 1 – 15; - 8 – 8; 15 – 35; - 2 + 20; 23 – 17;

- 12 - 8; - 44 + 16.

2 слово: 11 – 23; - 23 + 7; - 5 – 15; 20 – 4; - 14 – 4; - 18 – 12; 4 – 15.


3 слово: - 50 + 25; 9 – 8; - 2 – 17.

Карточка № 3.

1 слово: 9 – 12; - 9 + 4; 34 – 16; 12 – (- 9); - 3 – 1.


2 слово: - 18 + 36; 34 – 35; - 3 – 6; 4 – 9; 10 – 9; 8 – (- 5); - 9 – 10; - 36 + 3.


3 слово: - 1 – 18; - 53 + 33; 2 – 20; - 8 +7; 14 – (- 12); - 10 – 5; 52 – 22; - 4 + 15.


4 слово: - 12 + 3; - 1 – 2; - 1 + 17; 13 – (- 2).

Карточка № 4:

1 слово: - 50 + 29; 21 – 23; - 4 – 2; 6- (- 2); 11- 10; - 6 – (- 19); - 5 – 5.


2 слово: 27 – 13; - 24 + 54; - 1 – 25; 8 – (- 4); 14 – 4.


3 слово: - 15 + 12; - 2 – 14; 13 – (- 2).

Ключ


1 – А

12 – К

23 – Х

2 – Б

13 – Л

24 – Ц

3 – В

14 – М

25 – Ч

4 – Г

15 – Н

26 – Ш

5 – Д

16 – О

27 – Щ

6 – Е

17 – П

28 – Ь

7 – Ё

18 – Р

29 – Ъ

8 – Ж

19 – С

30 – Ы

9 – З

20 – Т

31 – Э

10 – И

21 – У

32 – Ю

11 – Й

22 – Ф

33 – Я



В ответе должен получиться стишок:


Вышли мыши как – то раз,

Посмотреть, который час.

Вдруг раздался страшный звон.

Убежали мышки вон.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кобелева Алла Аркадьевна

Дата: 22.02.2015

Номер свидетельства: 177208

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урок по теме: "Сложение и вычитание рациональных чисел" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-urok-po-tiemie-slozhieniie-i-vychitaniie-ratsional-nykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "242853"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445545849"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "285314"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454145231"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Разработка конспекта урока информатики в 9 классе по теме:"Алгоритм и его свойства" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-konspiekta-uroka-informatiki-v-9-klassie-po-tiemie-alghoritm-i-iegho-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "197997"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428338369"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства