Оборудование: записи на доске, мультимедийный проектор.
План урока:
I. Организационный момент (2 мин.)
II. Устная работа.
Цели: Определить цели урока с использованием исторического материала. В процессе игры восстановить ранее измененный материал, подготавливающий учащихся к усвоению новой темы; создать проблемную ситуацию, стимулирующую учебно-познавательную деятельность учащихся.
Метод: репродуктивный.
Форма: Устные упражнения, фронтальный опрос.
Время: 6 минут.
III. Проверка домашнего задания.
Цель: Выявить качество выполнения домашнего задания, подготовить учащихся к восприятию нового материала.
Метод: Репродуктивный.
Форма: устные упражнения, фронтальный опрос.
Время: 5 минут.
IV. Изучение нового материала.
Цели: Сформулировать правила умножения положительных и отрицательных чисел, показать формы записи, провести первичное закрепление материала.
Вычислите устно №1118 (б) (работа по учебнику и доске).
Ученики выполняют устно, ответы заменяют буквами, используя соответствие "число-буква", получают имя известного индийского математика БРАМАГУПТА
(2 - БР, - А, 4 – П, 0 – ГУ, - П, - М)
Учитель:
Индийский математик Брамагупта, живший в VII веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как "имущества", отрицательные числа как "долги".
Правила сложения положительных и отрицательных чисел он выражал так: (плакат на экране)
"Сумма двух имуществ есть имущество": (+x) + (+x) = (+x)
"Сумма двух долгов есть долг": (-x) + (-x) = (-x)
Условились положительное число связать со словом "друг", а отрицательное со словом "враг", "древние" употребляли интересное правило. А мы узнаем правило после того, как рассмотрим тему "Умножение отрицательных чисел".
III Проверка домашнего задания.
Проверяется решение № 1109 (о,п,р)
Учащимся предлагается, сверяясь с записями на доске, проверить домашнее задание и найти ошибки.
В решениях имеются ошибки, которые могут допустить сами учащиеся.
о)
п)
р)
В первом и третьем выражениях допущены ошибки, второе –выполнено правильно. На доске записаны решения. Учащиеся с места анализируют замеченные ошибки. Затем показывается верное решение выражения и его запись. Ребята вносят в свои тетради исправления.
Вызываются для анализа решений также и те учащиеся, которые руки не поднимают. Ставятся оценки и тем учащимся, которые дали обстоятельный анализ ошибок. Подводится итог.
IV. Изучение нового материала.
1) Учитель: Мы изучаем с вами отрицательные числа. Они обладают некоторыми новыми свойствами: например, по-иному формулируется правило умножения отрицательных чисел. (Для удобства и быстрого усвоения на экране появляются два правила).
1. Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак "-".
2. Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули.
На доске записаны выражения
а) =
б)
в)
г)
Учащимся дается задание: разделить записанные правила черточками на отдельные указания, т.е. они должны 1) указать, какое действие; 2) какие знаки имеют множители; 3) установить знак результата; 4) найти модуль произведения.
Затем учитель показывает, как работать с подготовленным текстом: читает правило по частям и одновременно выполняет упражнения, т.е. дает образец его применения. Учащиеся слушают и выполняют упражнения вместе с учителем.
2) Учащиеся переходят к коллективной работе №№ 1121 (д-л), 1123 (а,б,в) № 1125. К доске вызываются сильные ученики и решают примеры с полным объяснением (3 учащихся).
(Оценки ученикам объявляются сразу, учеников нацеливаем на то, что при решении упражнения будет учитываться не только быстрота и безошибочность, но и четкое обоснование решения, грамотность речи).
После изучения нового материала и отработки правил в учебнике отмечаются правила, которые необходимо запомнить к следующему уроку.
После окончания коллективной работы подводится итог и дается самостоятельная работа на (1-2 минуты. № 1121 (а-г)).
Далее учащимся предлагается проверить решение своей работы, обсуждаются ошибки, после чего подводится итог.
Учитель: Итак, в чем же заключается "правило древних", условившись положительное число связать со словом "друг", а отрицательное со словом "враг"?
На экране:
1) Друг моего друга – мой друг:
(+x) × (+x) = (+x)
2) Друг моего врага – мой враг:
(+x) × (-x) = (-x)
3) Враг моего друга – мой враг:
(-x) × (+x) = (-x)
4) Враг моего врага – мой друг:
(-x) × (-x) = (+x)
V. Физкультминутка
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
VI. Проверочная работа (экран)
1) 6)
2) 7)
3) 8)
4) 9)
5) 10)
Работу учащиеся выполняют в тетради, под лист которой подкладывают отдельный лист с копировкой. Копию работы они сдают учителю и сразу проверяют свои решения по образцу, появившемуся на экране
Нормы оценок: 9-10 верных ответов – "5"
7 -8 верных ответов – "4"
6 верных ответов – "3"
Ученики оценивают свои результаты.
VII. Итог урока.
Благодарю учащихся за хорошую работу, указываю недостатки, над которыми предстоит еще поработать на следующем уроке, задаю домашнее задание: n. 35, №№ 1143 (а-г), 1144 (а,б,в), выставляю оценки за урок.