1)Организационный момент + Рефлексия Здравствуйте, садитесь. Все посмотрели на дату. Какой сегодня день? Сегодня 12 апреля. День космонавтики. В 1961 году 12 апреля Юрий Алексеевич Гагарин облетел земной шар за 108 минут. 2)Постановка цели Мы тоже сегодня отправляемся в космический полёт, и попробуем слетать за 45 минут. В космосе пыль, туманность, турбулентность. Мы не знаем, что впереди нас ожидает. Поэтому перед полётом, чтобы не волноваться, глубоко вдохнём чистый атмосферный, весенний воздух и отправимся в полёт. Наш урок будет необычным. Мы отправляемся в космический полёт на планету положительных и отрицательных чисел. Во время полёта вас ждут различные испытания. Будьте внимательны и активны. Итак, «Поехали!» Девизом нашего урока будут слова великого человека, философа-просветителя: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».(Жан Жак Руссо). Чтобы узнать, кто автор этих слов, мы должны решить устно несколько примеров. 3)Устный счёт: -1,53= ; -240= ; 2,1(-4)= ; -0,22= ; -2,7:(-9)= ; 7,5:(-1)= ; -5(-0,4)(-1). Напишите ответы по возрастанию, и узнайте автора этих слов. Н=-4,5; Ж=-8,4; У=-0,4; О=0,3; Р=-2; С=0; А=-7,5; Д=8,9. Итогом данного этапа можно провести теоретическую разминку, либо учитель сам задает вопросы. 4)Теоретическая разминка Вопросы: 1.Чтобы перемножить два числа с разными знаками, нужно… .(продолжают ученики) 2.Чтобы перемножить два отрицательных числа, нужно… . 3.Чтобы разделить отрицательное число на отрицательное, надо… . 4.При делении чисел с разными знаками, надо… . Можно для каждого правила пример. 0:а=0; а:0=нельзя! Уже готов наш самолёт, Мы отправляемся в полёт. Наш самолёт стремится ввысь. И крепче ты, дружок, держись. 5)Историческая страничка Сообщение: Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области. По происхождению является выходцем из крестьян. Простой деревенский паренек с детства мечтал летать. Во время учебы в г. Саратове он посещал аэроклуб и прыгал с парашюта. Затем он поступил в летное училище в Оренбурге. Ю.А. Гагарин в числе первых начал готовится к полету в космос. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток», на борту с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики. Знаете ли вы, кто побывал в космосе до Юрия Гагарина? Сообщение: В августе 2010г. исполнилось 50 лет со дня полета в космос собак Белки и Стрелки. Дворняжки стали первыми живыми существами, которые сделали 17 оборотов вокруг Земли за сутки и вернулись на Землю живыми и невредимыми. Они проложили дорогу в космос человеку, доказав, что космос может быть безопасен. Весть о них облетела весь мир за считанные часы, навсегда оставив их клички в истории. Сам Гагарин шутил: "Не пойму, кто я - первый человек в космосе или последняя собака". После своего звездного полета Белка и Стрелка еще какое-то время гастролировали по школам, заводам и домам культуры, а потом поселились в московском зоопарке. У Стрелки появлялись щенки, которых раздавали как очень ценные подарки. Один из них - Пушок - долго жил в семье президента Кеннеди. 6)Работа в тетрадях Запишите в тетрадях число, классная работа Внимание! Мы попали в зону турбулентности (турбулентность - это зона, где сталкиваются 2 потока воздуха: нисходящий и исходящий). Нужно как можно скорее выйти из нее, для это расшифруем слово. Шифр на карточке №1. Решаем в тетрадь, записываем букву, которая соответствует правильному ответу: а) - ; б) 1)= ;в) - 2; г) - 5:; д) : ; А=; В= - 6; О= -0,2; К= -2,25; Т= -7; С= Вопрос: Какое слово у вас получилось? (Восток) Как вы могли бы связать это слово с нашим полетом? (Восток – это название космического корабля) Итог: Как умножали дробь на дробь? Как делили дробь на дробь? Вышли из зоны турбулентности. Летим дальше. Впереди планета Вычислимус. Ее жители передают вам привет в виде примера. Кто первый справится с заданием, получит 5. (Два ученика одновременно выполняют у доски 1 и 2 действие, затем остальные действия поочередно выполняют другие ученики). Выполни действия: Карточка №2 (-73,5 : (- 7) + 12,84 : (- 12 )) · 16 - 42,88 = Ответ: 1) 10,5; 2) 1,07; 3) 9,43; 4) 150,88; 5) 108 Подведем итог: На что нужно обращать внимание при сложении или вычитании десятичных дробей? Каких ошибок надо избегать при умножении, делении? Учитель: Мы получили этот ответ не случайно. Как это число связано с первым полетом? (За 108 минут Юрий Гагарин облетел нашу Землю, преодолев путь в 40200км. Кстати, вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учёта веса конечной ступени ракеты-носителя) 7)Физкультминутка. Любой космонавт должен выносить большие перегрузки, проверим, а вы готовы к перегрузкам? Я буду называть десятичную дробь, если она больше -3,4, но меньше чем 4,45, то вы хлопаете 3 раза, если дробь не удовлетворяет данному условию, то топаете ножками 3 раза. Начинаем: 3,43; - 3,04; 4,405; 5,45; Усложняем задание: 2,04 Будьте внимательны: 2,45; 2, 049; 0,045; 2,045; 8)Кто быстрее? Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. В иллюминаторе видим планету. Это планета Туманности. Ее так назвали, потому что жители не могут расставить потерявшиеся после космического дождя знаки «- » в примерах. Давайте поможем. Расставьте минусы так, чтобы получились верные равенства. Работать будем в парах, побеждает та пара, которая первой справится с заданием. Найдите карточку №3, ставим знаки «-» на каждом примере.
Пример: 5-3 = - 8 (- 5-3 = - 8)
а) 5+43=38 (- 5+43=38) б) 5,05+6,06=1,01 (-5,05+6,06=1,01) в) 54,6+50,6= -4 (-54,6+50,6= -4) г) 48,9+61,5= -12,6 (48,9-61,5= -12,6) д) 152-148= -300 (-152-148= -300)
Один ученик из первой паре (послабее) выписывает свои ответы на доске. Проверяем. У кого все верно? Вы справились с заданием. 9)Решение уравнений Туманность рассеялась, но, увы, у нас заканчивается топливо, мы возвращаемся на Землю, за это время надо успеть решить уравнение. Карточка №4. Решите уравнение. 1 ряд: (3,9 – х) : 4 = 0,25 2 ряд: 8,4х + 11,5 = - 0,5 3 ряд: (5х -7)(2х - 0,4) = 0 Как называются такие уравнения? Как решаем составные уравнения? 10) Подведение итогов Наш космолёт совершил посадку на планете Земля. Вас встречают журналисты, давайте ответим на их вопросы: «Что повторили путешественники за это время полёта?» «Долетели вы, ребята, до планеты положительных и отрицательных дробей?» «Что нужно ещё знать и уметь, чтобы добраться до планеты?» Отметки за урок: 11)Домашнее задание На дом вам будет дана творческая работа: «Найти пословицы и загадки о космосе, о звёздах, о Вселенной». 12)Дополнительные задачи (для тех, кто работает на уроке быстрее остальных) Чем питаются космонавты во время полета? Карточка №5 Задача 1. Космонавты на орбите питаются в основном едой из тюбиков. Масса консервы в жестяной банке в 2 раза больше массы тюбика с супом. Найди массу консервы и массу супа, если их общая масса 0,495 кг. Задача 2. Корабль «Восток» сделал виток вокруг Земли, пролетев 40,2тыс.км. Найдите скорость корабля. (Ответ:20,1 тыс км/ч) Вопрос: Какого еще условия не хватает, чтобы ответить на вопрос задачи? За какое время был совершен полет?(108мин = 1ч 48мин ≈ 2ч) Как найти скорость? Решаем с комментариями с места (1 ученик). Вопрос: Мы получили точный ответ? Как вы думаете, почему ответ приближенный? |