Потехина О.М.
1. Организационный момент. Слайд2 |
2. Актуализация знаний. |
Возведите в квадрат: 3a; 0,2m; (1/3)x; (3/8)y3; 0,03y2 | 9a2; 0,04m2; (1/9)x2; (9/64)y6; 0,0009y4 Слайд 3 |
Представьте в виде квадрата одночлена: 9b2; 16m4; 0,09x10; 0,81m2n2; (16/25)x4y6 | (3b)2; (4m2)2; (0,3x5)2; (0,9mn)2; ((4/5)x2y3)2 |
На каждом столе лежат маршрутный лист с таблицей, которую нужно заполнить | Работа в парах |
На экран проецируются выражения | Слайд 4 |
a+b 3m-2n 9x2-16 m2-n2 25a2+36b2 (3a+2b)2 a2-9b2 | (m-n)2 (4a+3b)2 100x2-64y2 (0,2x-0,4y)2 9a+3x2 |
Заполните таблицу, поместив туда номера соответственных выражений. 1 столбик – квадрат суммы 2 столбик - квадрат разности 3 столбик - разность квадратов 4 столбик - сумма квадратов 5 столбик - остальные выражения | квадрат суммы | квадрат разности | разность квадратов | сумма квадратов | Остальные выражения |
| 6) | 8) | 3) | 5) | 1) |
| 9) | 11) | 4) | | 2) |
| | | 7) | | 12) |
| | | 10) | | |
Задание: Сформулируйте формулу квадрата суммы. Раскройте скобки в выражении первого столбца | Решение на доске 6) (3a+2b)2=9a2+12ab+4b2 9) (4a+3b)2=16a2+24ab+9b2 |
Сформулируйте формулу квадрата разности Раскройте скобки в выражениях второго столбца. | Решение на доске 8) (m-n)2=m2-2mn+n2 11) (0,2x-0,4y)2=0,04x2-0,16xy+0,16y2 |
Ребята! Еще раз скажите, как называются выражения с номерами третьего столбика? Можете ли вы преобразовать эти выражения? | Разность квадратов Нет |
Проблемная ситуация | |
Тема урока «Разность квадратов» | Пишут в тетради. Слайд 5 |
Попробуйте сформулировать цели нашего урока | Формулируют, уточняют. |
Класс разбивается на три группы. На доске задание. | Представители групп на доске записывают ответы. |
Задание: Выполните умножение двучленов | Слайд 6 |
1 группа (a+b)(a-b) 2 группа (3x-2y)(3x+2y) | 1) a2-b2 2) 9x2-4y2 |
3 группа | |
На доске появилась запись (a+b)(a-b)=a2-b2 (3x-2y)(3x+2y)=9x2-4y2 Как можно прочитать формулу? (a+b)(a-b)=a2-b2 | Произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений. |
Проверьте справедливость этой формулы при а=5; b=4; а= -2; b=3. Сделайте вывод | а и b - любые числа или выражения |
Вопросы , которые позволят нам выявить сущность этой формулы. Слайд 7 Находим ответ на эти вопросы | 1) Влияет ли порядок записи скобок на результат? 2) Важен ли порядок записи слагаемых в одной из скобок? 3) Важен ли порядок записи уменьшаемого и вычитаемого в одной из скобок? 4) По какому множителю (а+b) или (а-b) нужно составлять результат? |
Выберите выражение, которые могут быть преобразованы по формуле произведения разности выражений на их сумму а) (5+2)(5-2) б) (a-b)-(a+b) в) (x-y)(x+y) г) (0,5-m)(0,5+m) д) ((2/3)-a)((2/3)+a) е) (5x2-3y3)(5x2+3y3) | Слайд 8 а) б) д) е) |
Преобразуйте выбранные вами выражения по формуле (a+b)(a-b)=a2-b2 Затрудняющимся детям оказываю помощь. | Выполняют самостоятельно. а) (5+2)(5-2)=52-22=21 в) (x-y)(x+y)=x2-y2 д) ((2/3)-a)((2/3)+a)=4/9-a2 е) (5x2-3y3)(5x2+3y3)=25x4-9y6 |
Самостоятельная работа 1) Выполнить умножение двучленов, применяя формулу (a+b)(a-b)=a2-b2 (5x-3y)(5x+3y)= (0,5m-0,2n)(0,5m+0,2n)= (a3-b2)(a3+b2)= (6x4-b5)(6x4+b5)= | Слайд 9 Проверяют свою работу по готовым ответам на доске. |
Ребята! Давайте посмотрим на формулу (a+b)(a-b)=a2-b2 | Слайд 10 |
Любую формулу в математике можно читать как слева направо, так и справа налево. Всё гармонично в математике. Запишем эту формулу справа налево. | a2-b2=(a+b)(a-b) |
Как можно прочитать формулу? | Разность квадратов двух чисел (выражений) равна произведению суммы этих чисел (выражений) на их разность. |
Давайте вернемся к нашей таблице и обратим внимание на третий столбец. Используя формулу разности квадратов преобразуйте выражения, номера которых записаны в третьем столбике. | Слайд 11 3) 9x2-16y2=(3x-4y)(3x+4y) 4) m2-n2=(m-n)(m+n) 7) a2-9b2=(a-3b)(a+3b) 10) 100x2-64y2=(10x-8y)(10x+8y) |
Замечания. Слайд 12 | Не путайте термины « разность квадратов» и « квадрат разности». Разность квадратов– это а² - в², значит , речь идет о формуле (а + в)(а – в) = а2 – в2; Квадрат разности – это (а – в)², значит речь идет о формуле а2 – 2ав + в2 = (а – в )2 |
Использование формул (фокусы). Слайд 13 | |
Проверочная работа 1. Выполните умножение а) (12-t)(12+t) б) (8а-1)(8а+1) в) (8m-9n)(8m+9n) г) (8d+6c2)(8d-6c2) д) (10m8+8n8)(10m8-8n8) 2. Представьте в виде произведения а) с4-25 b) 0,16х6-9х8 | Слайд 14. Выполняют работу и проверяют ее друг у друга по готовым ответам, записанным на доске. |
Подведение итогов урока 1. С какой новой формулой мы сегодня познакомились? 2. Что нового мы сегодня узнали? 3. С какими трудностями вы сегодня встретились? 4. На что следует обращать внимание при применении формулы (a+b)(a-b)=a2-b2 | Слайд 15 С формулой разности квадратов |
Домашнее задание | Слайд 16 п. 6.4, № 377 (а-д), № 380 (а-в) |
Оценки за урок | |