kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Разложение многочлена на множители с использованием формул сокращенного умножения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является уроком изучения нового материала. Материал урока направлен на развитие творческого мышления, алгоритмической культуры учащихся. Задачи подобраны одно-двухшаговые и алгоритмичные по своему решению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Разложение многочлена на множители с использованием формул сокращенного умножения».»

Предмет: алгебра 7.

Тема: «Разложение многочлена на множители с использованием формул сокращенного умножения».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Метод обучения: эвристический (постановка учебной задачи).

УМК под редакцией А.Г.Мордковича

Цели:

Образовательная: систематизировать, расширить и углубить знания и умения применять различные способы разложения многочлена на множители и познакомиться с комбинацией различных приемов.

Воспитательная: развивать инициативность, взаимопонимание, творческую активность, используя различные формы работы на уроке, умение работать в команде.

Развивающие: развивать УУД: наблюдение, анализ, сравнение, умение делать выводы, контроль и коррекция.

Оборудование: проектор, экран, набор карточек для сбора заданий, карточки с заданием тестов, индивидуальные оценочные листы.

Характеристика исходных умений и навыков, необходимых для усвоения новой темы и постановки учебной задачи.

Учащиеся знают:

  1. формулы сокращенного умножения;

  2. разложение многочлена на множители способом вынесения общего множителя за скобки;

  3. разложение многочлена на множители с использованием формул сокращенного умножения;

  4. разложение многочлена на множители способом группировки.

Учащиеся умеют:

  1. применять формулы сокращенного умножения при решении задач;

  2. раскладывать многочлены на множители способом вынесения общего множителя за скобки;

  3. раскладывать многочлен на множители с помощью формул сокращенного умножения;

  4. раскладывать многочлен на множители способом группировки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Формулирование цели урока.

Слайд 1.

1) - Рассмотрите алгебраические выражения:

(1)2в(12а);

(2) (х – 2)(х2 +2х + 4);

(3) 27х6у372х4у4 + 48х2у5;

(4) (5а + 1)2 ;

(5) (9с – ав)(9с + ав);

(6) m2n2 + d2 + 2md ;

(7) а2 + 10а + 25 – у2;

(8) х(х – 4)(25 + 3х);

(9) х4 + 4у4;

(10) – 4а2+ 40ав – 100в2.

Задание 1. Распределите данные выражения на группы и объясните, по какому признаку прове­дено распределение.

Учащиеся сначала выделили две группы.

Слайд 2.

В пер­вую вошли выражения (1), (2), (4), (5), (8), по­скольку в каждом из них есть двучлен, выступаю­щий в качестве отдельного множителя.

Во вторую группу были отнесены все остальные выражения, ведь ни в одном из них не встречались «умножен­ные друг на друга скобки» (ребята выразились при­мерно так).

Некоторые учащиеся заметили, что вторая группа неоднородна, в ней есть и трех­члены (3) и (10), и четырехчлены (6), (7), и даже двучлен (9).

  1. Формулирование цели урока.

- Посмотрите на вторую группу многочленов и скажите, чем мы займёмся сегодня на уроке? (Разложением на множители многочленов, среди которых будут и трехчлены, и четырехчлены, и двучлены.)

- Посколь­ку рассматриваемые нами выражения различны, то различны и способы разложения на множители. К тому же чаще всего они применяются не порознь, а комбинируются, сочетаются друг с другом. Повто­рим же те способы, которые понадобятся нам в даль­нейшем

Слайд 3.

3.) Задание 2 (устно). Учащимся демонстрируется слайд:

Формула-эталон

Ошибочные записи



(а – в)2 = а22ав + в2

(а – в)2 = а – 2ав + в

(а – в)2 = а22ав + в

(а – в)2 = а2 – ав + в2

(а – в)2 = а2 + 2ав – в2

(а – в)2 = а22ав – в2

- Какая именно ошибка допущена в каждом выражении справа.

Слайд 4.

4.) Задание 3 (устно). Среди равенств, указанных ниже, найдите как правильные формулы, записанные в не­привычном порядке, так и содержащие ошибку. Исправьте ошибочные выражения.

а) х2 + у22ху = (х – у)2;

б) m2 + 2mnn2 = (mn)2;

в) 2pt – p2 – t2 = (p – t)2;

г) 2cd + c2 + d2 = (c + d)2.

5.) - Мы вспомнили способ разло­жения на множители с помощью формул сокращен­ного умножения. А какие еще способы разложения на множители мы изучали?

Учащиеся вспоминают способ вынесения общего множителя за скобки и способ группировки по со­ответствующим опорным сигналам:


* + * = * +


+ = * + * = * +


III. Изучение нового материала.

  1. Задание 4. Разложить на множители выра­жения (3), (10) и (6), (7).

(Выражением (3) под контролем учителя, выражением (10) — самостоятельно. Точно так же и вторая пара: выражение (6) преобразовывали в ходе беседы с учителем, (7) — самостоятельно.)

(3) 27х6у372х4у4 + 48х2у5.

Учитель: С какого приема нам следует начать?

Предполагаемый ответ: Попробуем вынести общий множитель:

3х2у3(9х4 24х2у + 16у2)

Учитель, Давайте проанализируем структуру вы­ражения, стоящего в скобках.

Предполагаемый ответ: Выражение в скобках можно переписать так:

( (3х2)2 - 23х24у + (4у)2) и тогда исходное выражение можно привести к виду 3х2у3(3х24у)2.

(10) – 4а2+ 40ав – 100в2 = -4(а210ав + 25в2) = - 4(а – 5в)2.

(6) m2n2 + d2 + 2md .

Учитель. Уместно ли начинать разложение на множители с вынесения общего множителя?

Предполагаемый ответ: Здесь нет общего множителя и выно­сит нечего. Надо попробовать группировку. Попы­таемся объединить первый член со вторым, а тре­тий с четвертым:

(m2 – n2) + (d2 + 2md) = (m – n)(m + n) + d(d + 2m).

А дальше мы не знаем, что делать.

Учитель. Если первая попытка группировки закон­чилась неудачей, давайте сделаем вторую попытку:

(m2 + 2md) + ( - n2 + d2) = m(m + 2d) + (d2 – n2) = m(m + 2d) + (d – n)( d + n).

Учащиеся. Опять неудача. Уж не отказаться ли нам от приема группировки?

Учитель. Мы не исчерпали еще всех возможнос­тей этого приема. Ведь ниоткуда не следует, что слагаемые можно объединять только парами. Давайте попробуем объединить сразу три слагаемых. Но вот какие же три из четырех выгоднее всего выб­рать?

Учащиеся. Давайте объединим слагаемые, где есть множители т, d и md, т.е. запишем: m2n2 + d2 + 2md = (m2 +d2 +2md) – n2 = …

Учитель. Что же вы остановились? Разве вы не видите, что в скобках стоит что-то знакомое?

Учащиеся (продолжают выкладки).

... = (т + d )2 — п2 = ...

Мы такого никогда раньше не встречали.

Учитель. Давайте проанализируем полученное выражение. Если бы нам надо было его прочитать не буквами, а словами, то с какого слова начали бы мы речь?

Учащиеся (в замешательстве). Со слова... со сло­ва «разность».

Учитель. Правильно. А как можно охарактеризо­вать выражения, объединенные знаком «минус»?

Учащиеся. Это квадраты, только вот первый квад­рат вроде и не совсем квадрат. Сумма там мешается.

Учитель. Это вам потому сумма «мешается», что вы все хотите видеть сразу, а надо сначала видеть главное. Вспомним, как раньше мы записывали разность квадратов в виде опорного сигнала:


2 _ 2 = _ * +


Разве мы разбирали, что там спрятано «внутри» фигурок, которыми изображается опорный сигнал?

Учащиеся. Тогда можно продолжить

... = (т + d — п)(т + d + п).

А что дальше делать?

Учитель. А дальше надо вспомнить, чего требова­лось достичь.

Учащиеся. Разложить на множители, т.е. сделать так, чтобы одна скобочка умножалась на другую. Но у нас так и получилось!

IV. Закрепления изученного (са­мостоятельная работа).

1.) Задание 5. (см.: № 34.14 (в, г,). № 34.15 (в, г) из учебника А.Г.Мордковича «Алгебра 7»).

Слайд 5.

2.) Разло­жите на множители выражения:

а) – 5p2 – 10pq – 5q2; б) m2 п2 - 8m + 16;

в) 9 – р2 + q2 - 6q; г) -12z3 – 12z2 – 3z;

д) т7 – 2nm — 4n2; е) а4 + 64b4.

В ходе проверки самостоятельной работы учитель обращает внимание ребят на то, что никто из них не выполнил задание е). Так возникает проблем­ная ситуация: «Можно ли разложить двучлены вида а4 + 64в4 и х4 + 4у4 ?.

Учитель подчеркивает, что этот вопрос будет раз­решен на следующем уроке.

V. Занимательная математика.

- Подумайте над занимательной за­дачей от капитана Врунгеля.

Вот как знаменитый капитан «Беды» доказывал, что 2x2 = 5.

Возьмем верное равенство

16 - 36 = 25 - 45

и выполним преобразования

16 – 36 + 20 = 25 – 45 + 20,

42 – 2 + = 52 - 2 + ,


(4 - )2 = (5 - )2 ,

4 - = 5 - ,

4 = 5

2 х 2 = 5.

- Почему же за такое «блестящее» доказательство капитану Врунгелю была присуждена Нобелевская премия в области антиматематики?

VI. Домашнее задание.

Домашнее задание дается дифференцированно:

§34;

«5» - №34. 17 (в,г), 34.18 (а,б);

«4» - №34.16;

«3», «2» - 34.14 (а, б), 34.15 (а, б);

творческое задание для всех: составить 8 примеров для математической эстафеты по теме урока.

VII. Итог урока.



















Технологическая карта урока

Тема урока Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов.

Тип урока Урок изучения нового материала

Цели урока

Образовательные: систематизировать, расширить и углубить знания и умения применять различные способы разложения многочлена на множители и познакомиться с комбинацией различных приемов.

Воспитательные: развивать инициативность, взаимопонимание, творческую активность, используя различные формы работы на уроке, умение работать в команде.


Развивающие: развивать УУД: наблюдение, анализ, сравнение, умение делать выводы, контроль и коррекция


Планируемые результаты Учащийся научится раскладывать многочлены на множители с помощью комбинации различных приемов.


Основные понятия Многочлен, формулы сокращенного умножения, способ группировки, общий множитель.


Организационная структура урока

Этапы

проведения

урока

Форма организации УД

Задания, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Учебник

Дидактические материалы

1. Организационный этап

2. Актуализация знаний

Ф


Слайд 1

3. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (Слайд 2 – 3)

4. Изучение нового материала

Ф


Слайд 4

5. Первичное закрепление нового материала

Ф

34.14 (в), 34.15 (в)

Слайд 5

И

34.14 (г), 34.15 (г)

Слайд 6

6. Рефлексия

Ф


Слайд 7

7. Итоги урока



Ответьте на вопросы.

1. Какое задание вам больше всего понравилось?

2. Какое задание вызвало затруднение?

8. Информация о домашнем задании


§34;

«5» - №34. 17 (в,г), 34.18 (а,б);

«4» - №34.16;

«3», «2» - 34.14 (а, б), 34.15 (а, б);







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Разложение многочлена на множители с использованием формул сокращенного умножения».

Автор: Козенко Елена Петровна

Дата: 19.11.2016

Номер свидетельства: 360324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Разработка урока по теме "Применение нескольких способов разложения многочлена на множители" "
    ["seo_title"] => string(105) "razrabotka-uroka-po-tiemie-primienieniie-nieskol-kikh-sposobov-razlozhieniia-mnoghochliena-na-mnozhitieli"
    ["file_id"] => string(6) "100167"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402369793"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Открытый урок "Применение различных способов для разложения многочлена на множители""
    ["seo_title"] => string(87) "otkrytyiurokprimienieniierazlichnykhsposobovdliarazlozhieniiamnoghochlienanamnozhitieli"
    ["file_id"] => string(6) "320861"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461160767"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Применение различных способов разложения на множители "
    ["seo_title"] => string(63) "primienieniie-razlichnykh-sposobov-razlozhieniia-na-mnozhitieli"
    ["file_id"] => string(6) "101337"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402414116"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов "
    ["seo_title"] => string(89) "razlozhieniie-mnoghochliena-na-mnozhitieli-s-pomoshch-iu-kombinatsii-razlichnykh-priiemov"
    ["file_id"] => string(6) "111714"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407831193"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа по алгебре 7 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_proghramma_po_alghiebrie_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "447349"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1514571782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1440 руб.
2400 руб.
1120 руб.
1870 руб.
1360 руб.
2260 руб.
1160 руб.
1940 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства