kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Разложение на множители способом группировки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомиться  с новым методом и сформировать алгоритмический прием по теме разложение многочлена на множители  и научиться раскладывать многочлен на множители способом группировки.

 

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить и закрепить  темы «Одночлены», «Многочлены» и действия с ними;
  • повторить и закрепить правило вынесения общего множителя за скобки;
  • изучить способ разложения на множители с помощью группировки;
  • закрепить полученные знания с помощью простейших упражнений.

Развивающие:

  • формировать умение слушать и наблюдать;
  • содействие развитию логического мышления и внимания учащихся, самоконтроля;
  • развитие  математической речи учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету посредством использования на уроке ПК, активности, умения общаться
  • воспитание нравственного отношения к роли математики в окружающей действительности;
  • помочь осознать ценность коллективной деятельности, развитие взаимопомощи и взаимной

     поддержки в процессе совместной работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Разложение на множители способом группировки"»

Тема урока "Разложение на множители способом группировки"


Цель урока: Познакомиться с новым методом и сформировать алгоритмический прием по теме разложение многочлена на множители  и научиться раскладывать многочлен на множители способом группировки.


Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить и закрепить темы «Одночлены», «Многочлены» и действия с ними;

  • повторить и закрепить правило вынесения общего множителя за скобки;

  • изучить способ разложения на множители с помощью группировки;

  • закрепить полученные знания с помощью простейших упражнений.

Развивающие:

  • формировать умение слушать и наблюдать;

  • содействие развитию логического мышления и внимания учащихся, самоконтроля;

  • развитие математической речи учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету посредством использования на уроке ПК, активности, умения общаться

  • воспитание нравственного отношения к роли математики в окружающей действительности;

  • помочь осознать ценность коллективной деятельности, развитие взаимопомощи и взаимной

поддержки в процессе совместной работы.

Оборудование:

  • доска, мел,

  • мультимедийный проектор и ноутбук, интерактивная доска

Дидактические средства:

  • карточки на печатной основе;

  • Алгебра: Учебник для 7 кл. ср.шк./ Г.К.Муравин - М.: Дрофа,2005;

  • Компьютерная презентация.

Тип урока: изучение нового, проблемный (первый урок по данной теме).

Методы обучения:  частично-поисковый, устный опрос, письменная работа.


Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.


Планируемый результат УУД:

Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

Познавательные: анализ, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные: подведение под понятие выполнение пробного учебного действия фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения.

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока.

Эвристическая беседа с использованием приобретенной учениками информации – формирование информационной. Работа в парах –формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовые компетенции, коммуникативной.


Структура урока.


I этап. Мотивационно – ориентировочный.

Организационный момент. Психологический настрой. Постановка целей.

II этап. Актуализация знаний учащихся.

Устная работа. Всесторонняя проверка знаний, умений и навыков учащихся.

III этап. Основной.

Объяснение нового материала

IV этап. Физкульминутка.

V этап. Закрепление. Решение задач.

Работа с учебником, в тетрадях.

VI этап. Заключительный.

Информирование о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Подведение итога урока.







Ход урока

Слайд 1

Математику не зря называют “царицей наук”,

ей больше, чем какой–либо другой науке,

свойственны красота, изящность, точность.

Одно из замечательных качеств математики

– любознательность. Постараемся доказать

это на уроке. Знания не только надо иметь,

но и надо уметь их показать.



I этап. Мотивационно – ориентировочный.

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Слайд 2 (Приветствие, психологический настрой на работу.)


Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей.

Всех знакомых, незнакомых

И серьёзных и весёлых.

Ну–ка, ты проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все расселись по местам?

Никому не тесно?

По секрету скажу вам – Будет интересно!


Чтобы урок оказался успешным, необходимо, чтобы ему способствовали

- хорошее знание материала,

- бодрое самочувствие,

- продуманный ответ.





II этап. Актуализация знаний учащихся.

Устная работа. Всесторонняя проверка знаний, умений и навыков учащихся

Прежде, чем мы приступим к изучению сегодняшней темы, мы с вами вспомним некоторые правила и определения, которые будем применять. Трем обучающимся я раздам карточки с заданиями, которые будут решать прямо в них, а с остальными побеседуем, проверим, насколько мы готовы к поиску новых знаний.

а) Карточки для индивидуальной работы (3-4 обучающимся)

Выполнить действия:

(3в3) × ( 2ав2);

;

( 3а3в2)4;

.

б) Устный опрос:

- что называется одночленом? (Произведение чисел, переменных и их степеней называется одночленом)

- что называется многочленом? (Сумма нескольких одночленов называется многочленом)

Слайд 3 – 4. в) Фронтальная проверка.( Примеры в программе РР высветить на ИАД)

Выполните действия: (Учащиеся должны проговаривать все правила и определения по заданным примерам)

    1. а3 × а2 = … 1) ( 2а2) × ( 4ав) = …

    2. а7 ÷ а 5 = … 2) = …

    3. ( а3)2 = … 3) (2а2в3)3 = …

    4. … 4) =…

    5. = …

С помощью оценочного листа вы будете отслеживать свои результаты. Для этого каждый будет выставлять отметку за проделанную им работу на одном из этапов урока.



N

Этапы урока

Оценка работы

1

Повторение ранее изученного



*Знание правил



*Применение правил на практике


2

Объяснение нового материала


3

Закрепление нового материала


4

Взаимопроверка



Оценка за работу на уроке






III этап. Основной. Объяснение нового материала.


Мы с вами сегодня уже вспоминали определение многочлена. А кто мне скажет:

- какой способ разложения многочлена на множители вам известен? ( Вынесение множителя за скобки)

- Когда мы выносим общий множитель за скобки, мы представляем многочлен в виде произведения множителей. Для чего это может быть нужно? (Чтобы решить уравнение или сократить дробь).


Слайд 5. А теперь этот способ вспомним на примерах. На ИАД высветить примеры.

Вынесите общий множитель (устно).

    1. 8-4х;

    2. 2 + 12 ав + 6а;

    3. ху – х2 + хz;

    4. в (а + 5) - с ( а+ 5);

    5. (у - 3) + в (у - 3);

    6. а (в - с) – с ( в – а);

7) 3а2 – 6вс – 2ав + 9ас ( пробуют решать)


- Есть ли общий множитель у всех слагаемых? (Нет)

- Значит, способ разложения на множители вынесения общего множителя за скобки не подходит. (Нет)

Перед нами возникла проблема: научиться раскладывать многочлен на множители новым способом.

Давайте еще раз посмотрим на пример и подумаем, что может связывать слагаемые между собой? Если нет во всех слагаемых общего множителя, то, может быть, их распределить на группы по общим признакам? (Предположения учащихся). Правильный ответ: Да, создаем группы, учитывая, что слагаемые имеют хотя бы один общий множитель.

Слайд 6. И тема сегодняшнего урока «Способ группировки»

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я берусь.

Записываем в тетрадях число, «Классная работа», тему урока.

 Слайд 7. Эвристическая беседа.

Рассмотрим многочлен 3а2 – 6вс – 2ав + 9ас (запись на доске)

- Есть ли общий множитель у всех слагаемых?

Применим “метод пристального взгляда”. Что вы увидели?

(Есть общий множитель а у первого и третьего слагаемых и общий множитель у второго и четвертого слагаемых.)

- Давайте объединим их в группы (3а2 – 2ав) + (9ас-6вс)

- Что можно сделать с общим множителем в каждой группе? (Вынести его за скобки).

а(3а-2в) + 3с(3а-2в)

- Сколько сейчас получилось слагаемых? (Два)

- Что интересного заметили в получившемся выражении?

(У полученных нами слагаемых оказались общие множители)

- Вынося за скобки общий множитель 3а-2в, получим (3а-2в) ( а+3с)

- Что мы получили? (Произведение)

- Значит, многочлен представили в виде произведения. Каким способом? (Объединяя слагаемые в группы)

- Поэтому этот способ называется способом группировки.


Слайд 8. Фронтальная работа

Я вам предлагаю этот пример решить другим способом и посмотрим, что получится. (ученики решают в тетрадях, а на ИАД шаг за шагом высвечивать решение - для проверки обучающих)

2 – 6вс – 2ав + 9ас = (3а2 + 9ас ) – (6вс + 2ав) = 3а (а + 3с) – 2в( 3с + а) =( а + 3с) ( 3а – 2в)

- Какой получился результат? (Такой же, как и во втором случае)

- Какое свойство сложения было использовано? ( Переместительное)

Слайд 9. - Нельзя ли этот же многочлен разложить на множители, группируя слагаемые

иначе?

(3а2 – 6вс) – (2ав - 9ас) = 3(а – 2вс) – а(2в - 9с)

То есть мы пришли в тупик! Способ группировки не всегда может быть рациональным.


Слайд 10. Итак, прорешав примеры, мы с вами получили алгоритм разложения многочлена на множители:

а) выполнить группировку слагаемых, имеющих общий множитель;

в) отдельно в каждой группе найти общий множитель и вынести его за скобки;

с) в получившемся выражении найти общий множитель и вынести его за скобки.


Слайд 11.

V этап Физкультминутка.

Цель: снять напряжение, настроиться на восприятие нового материала.

Упражнения для спины и плечевого сустава. Встали, поднять руки вверх, за голову, локти

в сторону, выровнять спину, сделать по 2-3 поворота влево и вправо.

Упражнения для глаз. Поднять глаза на потолок, затем посмотреть на пол 2-3 раза.

Садитесь. Теперь необходимо успокоиться и послушать тишину.


VI этап. Закрепление. Решение задач.

Работа с учебником, в тетрадях. Один ученик решает примеры с комментированием у доски


(Работая с алгоритмом, учащиеся действуют поэтапно, отдавая себе отчет, что надо сделать и почему. Происходит осознание нового правила, его осмысление и запоминание.)


Слайд 12.

Вызывается к доске ученик. Выполняет 1 задание, проговаривая алгоритм разложения.

№ 356 (1)

nx +ny +10x +10y =(nx +ny ) + (10x +10y) = n(x+y) + 10 (x +y) =(x +y) (n +10)

  № 356 ( 9)

 Вызывается 2-ой ученик. Выполняет 9 задание, проговаривая алгоритм разложения.

а3 – 3а2 + 2а – 6 = (а3 – 3а2 ) + (2а – 6) = а2 (а -3) + 2( а -3) = (а-3) ( а2 +2)

Слайд 13.

2) Способ группировки применяется при решении различного рода упражнений, в частности, при сокращении дробей.

- Что значит сократить дробь? (Разделить числитель и знаменатель на их общий множитель)

- Что необходимо сделать, чтобы сократить данного рода дроби? ( Разложить числитель и знаменатель на множители, если это возможно)

- Какие способы разложения многочлена на множители вам известны? ( Вынесения общего множителя за скобки. Способ группировки)


Решим № 361(1)

Слайд 14.

3) Рассмотрим поэтапное решение уравнения, применяя способ группировки. Смотрим все на ИАД.

- Что называется уравнением? (Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называется уравнением)

- Что значить решить уравнение? (Решить уравнение – это значит найти все его корни или установить, что их нет)

- Что называется корнем уравнения? (Корнем уравнения называется то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство)

- Когда произведение двух множителей равно нулю? (Произведение двух множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю)


Решите уравнение, разложив левую часть на множители и используя условие равенства произведения нулю: у + 4 + у 2+ 4у = 0


План решения

Действия выполнения

Сгруппировать

(у +4) + ( у2+4у) = 0


(у+у2) + (4+4у)=0

Вынести общий множитель в каждой группе

(у +4) + у( у +4) = 0


у(1+у) + 4(1+у)=0

Вынести одинаковые выражения

(у +4) (1 +у) = 0


(1+у) (у+4)=0

Приравняем каждый множитель к нулю

у + 4 = 0 или у +1 = 0


1+у=0 или у+4=0

Решить полученные уравнения

у= - 4 или у= - 1


у=-1 или у=-4

Записать ответ

Ответ. у1= - 4, у2= - 1


Ответ. у1= - 4, у2= - 1

Слайд 15.( для проверки)

Решить № 362 (1) с комментированием у доски.

х (х -7) + х - 7 = 0,

х (х -7) + (х -7) = 0,

(х -7) ( х +1) = 0,

х -7 = 0 или х +1 = 0,

х1 =7 или х2 = - 1

Ответ: х1 =7 или х2 = - 1

Слайд 16.

4) Дифференцированные задания по уровням. (работа в парах, взаимопроверка)

(Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы)

Учащиеся решают самостоятельно в карточках, после решения обмениваются с соседом по парте для взаимопроверки. Оценки взаимопроверки выставляются оценочные листы.

 Задания компетентного уровня.

1) 7а - 7в + аn – b n = 7(a – b) + n(a – b) = (a – b)(7 + n)

2)


Слайд 17.

IVэтап. Заключительный.

Подведение итогов. Рефлексия


Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомились еще с одним способом разложения многочлена на множители. Все знания, полученные на нашем уроке, вам будут необходимы в дальнейшем. Я думаю, что вы не утратили интереса, а напротив, будете стремиться к знаниям более глубоким, и не только на уроках математики, чтобы войти во взрослую жизнь грамотными, активными и успешными.

- Какая задача состояла перед нами в начале урока? Можно ли считать, что мы ее решили?

У каждого на столе есть лист рефлексии. Заполните его и передайте мне.



Лист рефлексии

Фамилия, имя___________________________________


Вопрос

Ответ ( + или - )

1

Комфортно ли вам было на уроке?


2

Поняли ли вы материал урока?


3

Требовалась ли вам помощь:

а) учителя



б) учебника


в) соседа по парте?


4

Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.



Активными на уроке были……………………..

Слайд 18.

Информация о домашнем задании (и маленький инструктаж о его выполнении) следующие:

п.23,

№ 361 (2,5) – сократите дробь.

2) Тест (текст выложен в электронный дневник)

Большое спасибо за урок, ребята. Молодцы!



Слайд 19.

Тест

1. Вынесите общий множитель за скобки 12 ху – 3 у2

  1. 3 (4ху – 3у)

  2. 3у ( х – у)

  3. у(12х-3)

  4. 3у(4х-у)

2.Разложить на множители a(х-2) + b(x-2)

  1. (a+b)(x+2)

  2. a(x-2)

  3. (x-2)(a+b)

  4. (x-2)ab

3.Выполнить умножение (2-3x)(4x+1)

  1. 8x+2

  2. 5x-12х2+2

  3. -12х2-3x+2

  4. 8х2-3x

4.Преобразовать в многочлен (5m-3n)(m+n) -5m2

  1. 2mn+3n2

  2. -2mn-3n2

  3. 8mn-3n2

  4. 2mn-3n2

5.Упростить выражение 8 (3х + у)2 – 12х ( 6х + 4у)

    1. 96ху+8

    2. 8

    3. 72 х2 – 48ху + 8у2

    4. -8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Разложение на множители способом группировки"

Автор: Чекмарева Клара Асфяновна

Дата: 22.04.2022

Номер свидетельства: 605458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока математики на тему: " Разложение многочленов способом группировки.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_na_tiemu_razlozhieniie_mnoghochlienov_sposobom_ghrup"
    ["file_id"] => string(6) "380377"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484643192"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока алгебры "Разложение многочлена на множители способом группировки" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-alghiebry-razlozhieniie-mnoghochliena-na-mnozhitieli-sposobom-ghruppirovki-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "150501"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420486769"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Разложение многочлена на множители способом группировки"
    ["seo_title"] => string(64) "razlozhieniie_mnoghochliena_na_mnozhitieli_sposobom_ghruppirovki"
    ["file_id"] => string(6) "448457"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515416894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Тема урока "Разложение на множители способом группировки" "
    ["seo_title"] => string(62) "tiema-uroka-razlozhieniie-na-mnozhitieli-sposobom-ghruppirovki"
    ["file_id"] => string(6) "122329"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414209254"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Тема : "Разложение на множители способом группировки" "
    ["seo_title"] => string(56) "tiema-razlozhieniie-na-mnozhitieli-sposobom-ghruppirovki"
    ["file_id"] => string(6) "169136"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423374222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства