Прозвенел звонок на урок. - Добрый день, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня на уроке.
На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Ведь хорошее настроение помогает преодолеть трудности и справиться с любой задачей.
II. Актуализация опорных знаний: ответы на устные вопросы и устные задания по теме «Вынесение общего множителя за скобки»; математический диктант с дальнейшей проверкой (слайды № 2-6).
1.Скажите мне пожалуйста:
Что значит разложить многочлен на множители ? (представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов называют разложением многочлена на множители)
Какие способы разложения многочлена на множители вы знаете?(вынесение общего множителя за скобки)
Сформулируйте алгоритм разложения многочлена на множители способом вынесения общего множителя за скобки.(1. Каждый член многочлена заменяем произведением двух множителей,2. находим общий множитель, 3.выносим общий множитель за скобки)
2. Вынести за скобки общий множитель (решается устно) Слайд 4
1) 6а+9х;
2) ay–ax;
3) a2 –a³b;
4) 16mn – 4mn3 ;
5) 12(a+b) –x(a+b).
3.Математический диктант по теме «Вынесение общего множителя за скобки»: слайд 6
1 вариант: 2 вариант:
15х + 10y; 1)9n + 6m;
a2 – ab; 2)9n + 6m;
n(7-m) + k(7–m); 3) b(a+5) – c(a+5);
8m2n – 4mn3 ; 4)20x³y² + 4x²y³
a(b-c)+3(c-b). 5)6(m-n)+s(n-m).
А теперь обменяйтесь листочками и проверьте задания. Ответы проявляются на слайде 7.
А теперь, ребята, откройте тетради, запишите число, тему урока: «Разложение многочлена на множители способом группировки» слайд 8
II. Мотивирование необходимости разложения многочлена на множители - решение уравнений слайда № 9 и создание проблемной ситуации (уравнение № 3 не решается известным способом «вынесения общего множителя за скобки»). Постановка учебной задачи: научиться раскладывать многочлен на множители другим способом.
4.Решение уравнений: слайд 9.
1) x (x-11) = 0;
2) 6x² – 2x = 0;
3) x2 + 3x + 6 + 2x = 0.
- Есть ли общий множитель у всех слагаемых?
- Значит способ разложения на множители не подходит.
Давайте рассмотрим решение этого уравнения:
РЕШЕНИЕ:
Пристально посмотрим на левую часть уравнения…Что-нибудь вы видите?
Попробуем объединить в группы:
(x2 + 3x) + (6 + 2x) = 0;
Теперь у одночленов в скобках появились общие множители
х(x + 3) + 2(3 + x) = 0;
(х + 3)(х +2) = 0;
III. Совместное решение проблемы (слайд № 10), формулирование алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки (слайд № 11) и рассмотрение примера на применение данного алгоритма несколькими способами (слайд № 11).
Запишите алгоритм способа группировки:
Данный способ применяют к многочленам, которые не имеют общего множителя для всех членов многочлена.
Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки, нужно:
1.Объединить члены многочлена в такие группы, которые имеют общий множитель в виде многочлена.
2.Вынести этот общий множитель за скобки.
Рассмотрим следующий пример: слайд 12
Разложить на множители многочлен: xy-6+3х-2y Первый способ группировки: xy-6+3х-2y=(xy-6)+(3x-2y).(Группировка неудачна.)
Второй способ группировки: xy-6+3х-2y=(xy+3x)+(-6-2y)==x(y+3)-2(y+3)=(y+3)(x-2).
Третий способ группировки: xy-6+3х-2y=(xy-2y)+(-6+3x)=y(x-2)+3(x-2)=(x-2)(y+3).
Ответ:xy-6+3х-2y=(x-2)(y+3).
Как видите, не всегда с первого раза группировка оказывается удачной.
Если группировка оказалась неудачной, откажитесь от нее и ищите иной способ.
Физкультминутка слайд 13
Вы устали, засиделись? Вам размяться захотелось? Отложите-ка тетрадки, Приступаем мы к зарядке.
Руки вверх, руки вниз,
Повернулись, потянулись,
Дружно за руки взялись.
Раз, два, три - мы сильны
Раз, два, три – мы дружны.
Дружно кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так:
Опустили наши руки,
И продолжим путь науки.
IV. Применение полученных знаний при решении упражнений – работа у доски и с места
V. Дифференцированные задания по уровням – учащиеся выбирают один из вариантов, который соответствует их уровню знаний (слайд № 15). Выполните проверку по Ответу на слайде № 16.
VI. Итог урока и домашнее задание (слайды № 16-16). Мы сегодня очень хорошо поработали, спасибо вам! Я желаю, чтобы вы всегда были здоровы и умели радоваться жизни. На память об этом уроке я дарю вам частицу своего сердца.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Прозвенел звонок на урок. - Добрый день, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня на уроке.
На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Ведь хорошее настроение помогает преодолеть трудности и справиться с любой задачей.
II. Актуализация опорных знаний: ответы на устные вопросы и устные задания по теме «Вынесение общего множителя за скобки»; математический диктант с дальнейшей проверкой (слайды № 2-6).
1.Скажите мне пожалуйста:
Что значит разложить многочлен на множители ? (представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов называют разложением многочлена на множители)
Какие способы разложения многочлена на множители вы знаете?(вынесение общего множителя за скобки)
Сформулируйте алгоритм разложения многочлена на множители способом вынесения общего множителя за скобки.(1. Каждый член многочлена заменяем произведением двух множителей,2. находим общий множитель , 3.выносим общий множитель за скобки)
2. Вынести за скобки общий множитель (решается устно) Слайд 4
1) 6а+9х;
2) ay–ax;
3) a2 –a³b;
4) 16mn – 4mn3;
5) 12(a+b) –x(a+b).
3.Математический диктант по теме «Вынесение общего множителя за скобки»: слайд 6
1 вариант: 2 вариант:
15х + 10y; 1)9n + 6m;
a2 –ab; 2)9n + 6m;
n(7-m) + k(7–m); 3) b(a+5) – c(a+5);
8m2n – 4mn3 ; 4)20x³y² + 4x²y³
a(b-c)+3(c-b). 5)6(m-n)+s(n-m).
А теперь обменяйтесь листочками и проверьте задания. Ответы проявляются на слайде 7.
А теперь, ребята, откройте тетради, запишите число, тему урока: «Разложение многочлена на множители способом группировки» слайд 8
II. Мотивирование необходимости разложения многочлена на множители - решение уравнений слайда № 9 и создание проблемной ситуации (уравнение № 3 не решается известным способом «вынесения общего множителя за скобки»). Постановка учебной задачи: научиться раскладывать многочлен на множители другим способом.
4.Решение уравнений: слайд 9.
1) x (x-11) = 0;
2) 6x² – 2x= 0;
3) x2 + 3x + 6 + 2x = 0.
- Есть ли общий множитель у всех слагаемых?
- Значит способ разложения на множители не подходит.
Давайте рассмотрим решение этого уравнения:
РЕШЕНИЕ:
Пристально посмотрим на левую часть уравнения…Что-нибудь вы видите?
Попробуем объединить в группы:
(x2 + 3x) + (6 + 2x) = 0;
Теперь у одночленов в скобках появились общие множители
х(x+ 3) + 2(3 + x) = 0;
(х + 3)(х +2) = 0;
III. Совместное решение проблемы (слайд № 10), формулирование алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки (слайд № 11) и рассмотрение примера на применение данного алгоритма несколькими способами (слайд № 11).
Запишите алгоритм способа группировки:
Данный способ применяют к многочленам, которые не имеют общего множителя для всех членов многочлена.
Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки, нужно:
Объединить члены многочлена в такие группы, которые имеют общий множитель в виде многочлена.
Как видите, не всегда с первого раза группировка оказывается удачной.
Если группировка оказалась неудачной, откажитесь от нее и ищите иной способ.
Физкультминутка слайд 13
Вы устали, засиделись? Вам размяться захотелось? Отложите-ка тетрадки, Приступаем мы к зарядке.
Руки вверх, руки вниз,
Повернулись, потянулись,
Дружно за руки взялись.
Раз, два, три - мы сильны
Раз, два, три – мы дружны.
Дружно кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так:
Опустили наши руки,
И продолжим путь науки.
IV. Применение полученных знаний при решении упражнений – работа у доски и с места
V. Дифференцированные задания по уровням – учащиеся выбирают один из вариантов, который соответствует их уровню знаний (слайд № 14). Выполните проверку по Ответу на слайде № 15.
VI. Итог урока и домашнее задание (слайды № 16-16).
Мы сегодня очень хорошо поработали, спасибо вам! Я желаю, чтобы вы всегда были здоровы и умели радоваться жизни. На память об этом уроке я дарю вам частицу своего сердца.
Список используемой литературы
Алгебра. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев– М.: Просвещение, 2008.
Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009.
Алгебра. 7 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Александрова; под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
Алгебра. 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Александрова; под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.