kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Рациональные уравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Рациональные уравнения"

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по формированию алгоритма решения рациональных уравнений различных видов;
  • содействовать развитию логического мышления при подборе методов решения, проверке полученных корней уравнения, грамотного оформления заданий;
  • подготовить к выпускному экзамену по алгебре за курс основной школы;
  • содействовать умению работать в паре, в группе, самостоятельно.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.
  3. Освоение новых знаний и способов деятельности.
  4. Первичная проверка понимания.
  5. Закрепление материала.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

Оборудование: компьютерная аппаратура

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Актуализация знаний.

Презентация.

Цель этапа: Актуализировать опорные знания, способы действия, ценностные отношения (слайд 4).

Решению уравнений в школьном курсе математики отводится значительная роль, общие идеи и методы решения рассматриваются, начиная с 7 класса.

Уравнение, левые и правые части которого есть рациональные выражения относительно х, называют рациональным уравнением с неизвестным х.

Корнем уравнения (или решением) с неизвестным х называют числопри подстановке которого в уравнение вместо хполучается верное числовое равенство.

Решить уравнение - значит найти все его корни или показать, что их нет.

При решении рациональных уравнений приходится умножать и делить обе части уравнения на не равное нулю число, переносить члены уравнения из одной части в другую, применять правила сложения и вычитания алгебраических дробей.

В результате будет получаться уравнение, равносильное исходному, т. е. уравнение, имеющее такие же корни, и только их.

1. Уравнение вида: А(х) х В(х) = 0, где А(х) и В(х) - многочлены относительно х, называют распадающим уравнением (слайд 5).

Метод решения: А(х) = 0 и В(х) = 0

Часто встречаются ситуации, когда данное уравнение нужно сначала привести к виду А(х) х В(х) = 0. Поэтому полезно вспомнить приемы разложения на множители.

1) Вынесение общего множителя за скобки.

2) Способ группировки.

3) Использование формул сокращенного умножения.

4) Разложение на множители квадратного трехчлена

аx2 + bx + c = a(x-x1)(x-x2),

где х1, х2 - корни трехчлена.

Добавляют искусственные методы:

- представление одного из слагаемых в виде суммы;

- прибавление и вычитание одного и того же выражения с целью последующей перегруппировки слагаемых.

2.   А(х), В(х) - многочлены относительно х(слайд 6).

Метод решения:

Находим корни А(х)

Проверяют, какие из них обращают в нуль знаменатель В(х) и какие не обращают

Те, которые не обращают знаменатель в нуль и являются корнями уравнения, и других корней уравнение не имеет

3.   (слайд 7).

А(х), В(х), С(х), D(х) - многочлены относительно х

Метод решения:

Переносят все члены уравнения в одну сторону

 

Используют правило вычитания дробей

 

Решают уравнение А(х)х В(х) - С(х)хD(х)=0

Отбирают корни, которые не обращают знаменатель С(х)·D(х) в нуль.

Метод ведения новых переменных (слайд 8).

Суть метода очень проста: если уравнение f(х) = 0 удалось преобразовать к виду L(g(x))=0, то нужно ввести новую переменную у= g(х), решить уравнение L (y)=0, а затем решить совокупность уравнений:

где y1, y2, : yn - корни уравнения L (y)=0

5. Первичная проверка понимания.

Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала и провести коррекцию пробелов.

Устные упражнения (слайд 9)

Устное решение уравнений:

1)   /решений нет/

2)   /-5/

3)   /х - любое число, кроме -3/

4)   / х - любое число, кроме 3/

5) a*x = 1 / если а=0, то решений нет; если а 0, то х=  /

6) а·х=0 /если а=0, то х - любое число; если а 0, то х=0/

7) (а2-4)*х = 2 / если а=+2, то решений нет; если а +2, то х =  /

8)   / если а 0, то решений нет; если а=0, то х - любое число, кроме 0/

9)   / если а=1, то решений нет; если а 1, то х=1/

10)   / если а=4 или 1, то решений нет; если а 4 и а 1 , то х=а/

6. Закрепление материала.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов деятельности, которые им необходимы для самостоятельной работы.( слайд 10)

Пример 1. Решить уравнение:

Решение.

1) 

х 0

x2 - 3x + 2 =0

x=2, x=1

2) 

x+ 2 +2x2 -2=0

2х2+х=0

х(2х+1)=0

х=0, х=-0,5

x 1, x -1

Ответ: 2, -0,5.

Если ученик справился быстро, то решает уравнения из карточки "Дополнительные задания".

Осуществляем взаимопроверку, используя лист контроля.

Более подробно остановимся на методе введения новых переменных.

№ 22.01(а) - ученик комментирует решение уравнения с места.

№ 22.02 (б) - работа в паре, проверка осуществляется по листу контроля.

 x 1, x -1

Пусть  , 

t +   - 5 =0

t2 + 6 - 5t=0

t=2, t=3

х+1=2(х-1)      х + 1= 3(х -1)

х+1=2х-2         х + 1= 3х -3

х=3                  х=2

Ответ: 2; 3.

Пример 2. Решить уравнение (х-2)*(х+1)*(х+4)*(х+7)=63

Решение:

это уравнение вида (х+а)(х+b)(x+c)(x+d)=A(a+d=b+c).

Раскроем скобки, группируя первый множитель с четвертым, а второй с третьим.

(x2 +7х- 2x - 14)( x2 + х +4х + 4) =63

(x2 +5х - 14)( x2 +5х + 4) =63

Введем новую переменную y=x2+5x

Имеем

(y-14)(y+4)=63

y2-10y-119=0

y=17, y=-7

x2+5x=17 x2 +5x=-7

x2 +5х - 17=0 x2 +5х + 7) =0

D=93 D=25-28 0, корней нет

x=

Ответ: 

Пример 3. Решить уравнение

7t-2(t2-2)-9=0   

7t-2t2+4-9=0 x2-x+1=0 x2-2,5х+1=9

2t2-7t+5=0 D=1-4 0 D=6,25-4=2,25

D=9 корней нет x=2; x=0,5

; t1=2,5 t2=1.

Ответ: 0,5; 2.

Рассмотрим возвратные уравнения.

Возвратными называются алгебраические уравнения четной степени, у которых коэффициенты членов, равноудаленных от концов многочлена, равны при х в четных степенях, равны или отличаются знаками при х в нечетных степенях, например:

ax4+bx3+cx2+bx+a=0

С помощью подстановок   или 

соответственно, степень уравнения понижается вдвое.

№ 2.50 (а)

2x4+5x3+6x2+5x+2=0; x2 0,

Пусть  , тогда 

2(y2-2)+5y+6=0

2y2-4+5y+6=0

D=25-16=9

y=-0,5; y=-2

Вернемся к замене.

x2+2x+1=0 x2 +0,5x+1=0

x=-1 D=2,25-4 0 - корней нет.

Ответ: -1.

Далее ученики работают самостоятельно.

№ 22. 05 (а) Один ученик решат данное уравнение с обратной стороны доски. Затем осуществляем самопроверку.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Рациональные уравнения" »

"Рациональные уравнения"

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по формированию алгоритма решения рациональных уравнений различных видов;

  • содействовать развитию логического мышления при подборе методов решения, проверке полученных корней уравнения, грамотного оформления заданий;

  • подготовить к выпускному экзамену по алгебре за курс основной школы;

  • содействовать умению работать в паре, в группе, самостоятельно.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний.

  3. Освоение новых знаний и способов деятельности.

  4. Первичная проверка понимания.

  5. Закрепление материала.

  6. Итог урока.

  7. Домашнее задание.

  8. Рефлексия.

Оборудование: компьютерная аппаратура

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Актуализация знаний.

Презентация.

Цель этапа: Актуализировать опорные знания, способы действия, ценностные отношения (слайд 4).

Решению уравнений в школьном курсе математики отводится значительная роль, общие идеи и методы решения рассматриваются, начиная с 7 класса.

Уравнение, левые и правые части которого есть рациональные выражения относительно х, называют рациональным уравнением с неизвестным х.

Корнем уравнения (или решением) с неизвестным х называют число, при подстановке которого в уравнение вместо хполучается верное числовое равенство.

Решить уравнение - значит найти все его корни или показать, что их нет.

При решении рациональных уравнений приходится умножать и делить обе части уравнения на не равное нулю число, переносить члены уравнения из одной части в другую, применять правила сложения и вычитания алгебраических дробей.

В результате будет получаться уравнение, равносильное исходному, т. е. уравнение, имеющее такие же корни, и только их.

1. Уравнение вида: А(х) х В(х) = 0, где А(х) и В(х) - многочлены относительно х, называют распадающим уравнением (слайд 5).

Метод решения: А(х) = 0 и В(х) = 0

Часто встречаются ситуации, когда данное уравнение нужно сначала привести к виду А(х) х В(х) = 0. Поэтому полезно вспомнить приемы разложения на множители.

1) Вынесение общего множителя за скобки.

2) Способ группировки.

3) Использование формул сокращенного умножения.

4) Разложение на множители квадратного трехчлена

аx2 + bx + c = a(x-x1)(x-x2),

где х1, х2 - корни трехчлена.

Добавляют искусственные методы:

- представление одного из слагаемых в виде суммы;

- прибавление и вычитание одного и того же выражения с целью последующей перегруппировки слагаемых.

2.  А(х), В(х) - многочлены относительно х(слайд 6).

Метод решения:

Находим корни А(х)

Проверяют, какие из них обращают в нуль знаменатель В(х) и какие не обращают

Те, которые не обращают знаменатель в нуль и являются корнями уравнения, и других корней уравнение не имеет

3.  (слайд 7).

А(х), В(х), С(х), D(х) - многочлены относительно х

Метод решения:

Переносят все члены уравнения в одну сторону

Используют правило вычитания дробей

Решают уравнение А(х)х В(х) - С(х)хD(х)=0

Отбирают корни, которые не обращают знаменатель С(х)·D(х) в нуль.

Метод ведения новых переменных (слайд 8).

Суть метода очень проста: если уравнение f(х) = 0 удалось преобразовать к виду L(g(x))=0, то нужно ввести новую переменную у= g(х), решить уравнение L (y)=0, а затем решить совокупность уравнений:

где y1, y2, : yn - корни уравнения L (y)=0

5. Первичная проверка понимания.

Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала и провести коррекцию пробелов.

Устные упражнения (слайд 9)

Устное решение уравнений:

1)  /решений нет/

2)  /-5/

3)  /х - любое число, кроме -3/

4)  / х - любое число, кроме 3/

5) a*x = 1 / если а=0, то решений нет; если а0, то х= /

6) а·х=0 /если а=0, то х - любое число; если а0, то х=0/

7) (а2-4)*х = 2 / если а=+2, то решений нет; если а+2, то х = /

8)  / если а0, то решений нет; если а=0, то х - любое число, кроме 0/

9)  / если а=1, то решений нет; если а1, то х=1/

10)  / если а=4 или 1, то решений нет; если а4 и а1 , то х=а/

6. Закрепление материала.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов деятельности, которые им необходимы для самостоятельной работы.( слайд 10)

Пример 1. Решить уравнение:

Решение.

1) 

х0

x2 - 3x + 2 =0

x=2, x=1

2) 

x+ 2 +2x2 -2=0

2+х=0

х(2х+1)=0

х=0, х=-0,5

x1, x-1

Ответ: 2, -0,5.

Если ученик справился быстро, то решает уравнения из карточки "Дополнительные задания".

Осуществляем взаимопроверку, используя лист контроля.

Более подробно остановимся на методе введения новых переменных.

№ 22.01(а) - ученик комментирует решение уравнения с места.

№ 22.02 (б) - работа в паре, проверка осуществляется по листу контроля.

 x1, x-1

Пусть 

t +  - 5 =0

t2 + 6 - 5t=0

t=2, t=3

          

х+1=2(х-1)      х + 1= 3(х -1)

х+1=2х-2         х + 1= 3х -3

х=3                  х=2

Ответ: 2; 3.

Пример 2. Решить уравнение (х-2)*(х+1)*(х+4)*(х+7)=63

Решение:

это уравнение вида (х+а)(х+b)(x+c)(x+d)=A(a+d=b+c).

Раскроем скобки, группируя первый множитель с четвертым, а второй с третьим.

(x2 +7х- 2x - 14)( x2 + х +4х + 4) =63

(x2 +5х - 14)( x2 +5х + 4) =63

Введем новую переменную y=x2+5x

Имеем

(y-14)(y+4)=63

y2-10y-119=0

y=17, y=-7

x2+5x=17 x2 +5x=-7

x2 +5х - 17=0 x2 +5х + 7) =0

D=93 D=25-280, корней нет

x=

Ответ: 

Пример 3. Решить уравнение

7t-2(t2-2)-9=0  

7t-2t2+4-9=0 x2-x+1=0 x2-2,5х+1=9

2t2-7t+5=0 D=1-40 D=6,25-4=2,25

D=9 корней нет x=2; x=0,5

; t1=2,5 t2=1.

Ответ: 0,5; 2.

Рассмотрим возвратные уравнения.

Возвратными называются алгебраические уравнения четной степени, у которых коэффициенты членов, равноудаленных от концов многочлена, равны при х в четных степенях, равны или отличаются знаками при х в нечетных степенях, например:

ax4+bx3+cx2+bx+a=0

С помощью подстановок  или 

соответственно, степень уравнения понижается вдвое.

№ 2.50 (а)

2x4+5x3+6x2+5x+2=0; x20,

Пусть , тогда 

2(y2-2)+5y+6=0

2y2-4+5y+6=0

D=25-16=9

y=-0,5; y=-2

Вернемся к замене.

 

 

x2+2x+1=0 x2 +0,5x+1=0

x=-1 D=2,25-40 - корней нет.

Ответ: -1.

Далее ученики работают самостоятельно.

№ 22. 05 (а) Один ученик решат данное уравнение с обратной стороны доски. Затем осуществляем самопроверку.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Рациональные уравнения"

Автор: Мирманова Гульдана Ибраевна

Дата: 30.12.2014

Номер свидетельства: 149035

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методы решения рациональных уравнений и систем уравнений "
    ["seo_title"] => string(66) "mietody-rieshieniia-ratsional-nykh-uravnienii-i-sistiem-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "209379"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431105860"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по теме "Дробные рациональные уравнения". 8-й класс"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt_uroka_po_tiemie_drobnyie_ratsional_nyie_uravnieniia_8_i_klass"
    ["file_id"] => string(6) "453096"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517142716"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "«Повторение:  Решение линейных, квадратных, рациональных уравнений»"
    ["seo_title"] => string(73) "povtorieniie-rieshieniie-linieinykh-kvadratnykh-ratsional-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "303579"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457549152"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Методическое пособие по математике по теме  «Рациональные уравнения»"
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskoie-posobiie-po-matiematikie-po-tiemie-ratsional-nyie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "258357"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448473696"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Конспект открытого урока алгебры в 8 классе по теме "Рациональные уравнения" в рамках "Дня открытых дверей для родителей". "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-otkrytogho-uroka-alghiebry-v-8-klassie-po-tiemie-ratsional-nyie-uravnieniia-v-ramkakh-dnia-otkrytykh-dvieriei-dlia-roditieliei"
    ["file_id"] => string(6) "168031"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423159692"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1250 руб.
2090 руб.
1280 руб.
2130 руб.
1240 руб.
2070 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства