Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 8 класс»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дивовская средняя общеобразовательная школа»
Мглинского района Брянской области
Рассмотрено на заседании МО
протокол № __ от «____»______2019г.
Руководитель МО
____________ / Афанасенко Т.П../
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
МБОУ «Дивовская СОШ»
_________/ Зайцева А.Е./
«____»_______2019 год
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Дивовская СОШ»
___________ / Пузанов Е.Б./
«____»________2019 год
Рабочая программа
по математике для 8 класса
Разработал: учитель математики
Афанасенко Татьяна Павловна
2019-2020 учебный год
Рабочая программа по математике для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
-примерных программ по математике, примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н.,составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009. – с. 22-26);
- примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.,составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009. – с. 19-21)
- Учебного плана МБОУ «Дивовская СОШ» на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом № 41-д от 02 сентября 2019 г.;
- Календарного учебного графика МБОУ «Дивовская СОШ», утвержденного приказом №41 –д от 02 сентября 2019 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
•пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
•распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
•роводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
•вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
•проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
Обучающийся научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников,
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
§
Содержание материала
Кол-во
час
Глава V. Четырехугольники (14ч)
1
Многоугольники
2
2
Параллелограмм и трапеция
6
3
Прямоугольник. Ромб. Квадрат
4
4
Решение задач
1
Контрольная работа №1
1
Глава VI. Площадь (14 ч)
1
Площадь многоугольника
2
2
Площади параллелограмма, треугольника и трапеции
6
3
Теорема Пифагора
3
4
Решение задач
2
Контрольная работа №2
1
Глава VII. Подобные треугольники (19 ч)
1
Определение подобных треугольников
2
2
Признаки подобия треугольников
5
Контрольная работа №3
1
3
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
7
4
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
3
Контрольная работа №4
1
Глава VIII. Окружность (17 ч)
1
Касательная к окружности
3
2
Центральные и вписанные углы
4
3
Четыре замечательные точки треугольника
3
4
Вписанная и описанная окружности
4
Решение задач
2
Контрольная работа № 5
1
Повторение. Решение задач
6
ИТОГО
70
Календарно-тематическое планирование уроков геометрии в 8 классе.
Ромб и квадрат Решение задач. Осевая и центральная симметрия.
1
12
Прямоугольник. Ромб и квадрат Решение задач.
1
13
Решение задач по теме: «Четырехугольники»
1
14
Контрольная работа «Четырехугольники»
1
Площадь.
14
15
Площадь многоугольника.
1
16
Площадь многоугольника. Решение задач на нахождение площади.
1
17
Площадь параллелогамма.
18
Площадь параллелогамма. Решение задач на нахождение площади.
1
19
Площадь треугольника.
1
20
Площадь треугольника.
1
21
Площадь трапеции.
1
22
Площадь трапеции.
1
23
Теорема Пифагора.
1
24
Теорема Пифагора. Решение задач.
1
24
Теорема обратная теореме Пифагора. Решение задач.
1
26
Решение задач на нахождение площади параллелограмма, трапеции, треугольника. Теорема Пифагора.
1
27
Решение задач по теме «Площадь». Подготовка к контрольной работе.
1
28
Контрольная работа по теме «Площадь».
1
Подобные треугольники.
19
29
Определение подобных треугольников.
1
30
Определение подобных треугольников. Решение задач.
1
31
Первый признак подобия треугольников.
1
32
Первый признак подобия треугольников
1
33
Второй признак подобия треугольников.
1
34
Второй признак подобия треугольников. Решение задач.
1
35
Третий признак подобия треугольников.
1
36
Контрольная работа по теме: «Признаки подобия треугольников»:
1
37
Средняя линия треугольника.
1
38
Средняя линия треугольника.
1
39
Решение задач на среднюю линию треугольника.
1
40
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
1
41
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
1
42
Практические приложения подобия треугольников.
1
43
Практические приложения подобия треугольников.
1
44
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
1
45
Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º, 60º.
1
46
Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º, 60º.
1
47
Контрольная работа по теме: «Подобные треугольники.»
Окружность.
17
48
Взаимное расположение прямой и окружности.
1
49
Касательная к окружности.
1
50
Касательная к окружности. Решение задач.
1
51
Центральный угол.
1
52
Центральный угол.
1
53
Вписанный угол.
1
54
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»
55
Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
1
56
Теорема о пересечении высот треугольника.
1
57
Решение задач на четыре замечательные точки треугольника.
1
58
Вписанная окружность.
1
59
Вписанная окружность.
1
60
Описанная окружность.
1
61
Описанная окружность.
1
62
Решение задач по теме: «Вписанная и описанная окружность»
1
63
Решение задач по теме: «Окружность»
1
64
Контрольная работа по теме: «Окружность»
1
Итоговое повторение.
6
65
Подобные треугольники
1
66
Окружность
1
67
Четырехугольники.
1
68
Площадь.
1
69
Решение задач на нахождение площади фигур.
1
70
Резерв
1
Содержание обучения:
Тема 1: Рациональные дроби. (23ч.)
Рациональная дробь. Основные свойства дроби, сокращение дробей.
Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция y= k\x и её график.
Тема 2: Квадратные корни(19 ч.)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция y= , её свойства и график.
Тема 3: Квадратные уравнения(21 ч.)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения . Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Тема 4: Неравенства.(20 ч.)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Тема 5: Степень с целым показателем. Элементы статистики.(11 ч.)
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Тема 6: Повторение(10 ч.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по алгебре в 8кл.
№ п/п
Тема урока.
Количество часов
Дата проведения
Рациональные дроби.
23
1
Рациональные выражения.
1
2
Рациональные выражения.
1
3
Основное свойство дроби. Сокращение дробей.
1
4
Основное свойство дроби. Сокращение дробей.
1
5
Решение задач на основное свойство дроби сокращение дробей
1
6
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями
1
7
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями
1
8
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
9
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
10
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Подготовка к контрольной работе.
1
11
Контрольная работа №1 по теме: «Сложение и вычитание рациональных дробей»
1
12
Умножение дробей
1
13
Возведение дроби в степень
1
14
Деление дробей.
1
15
Деление дробей.
1
16
Преобразование рациональных выражений.
1
17
Преобразование рациональных выражений.
1
18
Преобразование рациональных выражений. Решение задач.
1
19
Преобразование рациональных выражений. Решение задач. Самостоятельная работа.
1
20
Функция у = к/ х и её график.
1
21
Функция у = к/ х и её график Подготовка к контрольной работе..
1
22
Контрольная работа № 2 по теме: «Умножение и деление рациональных дробей»
1
23
Анализ контрольной работы. Представление дроби в виде суммы дробей.